Урок по технологии. Тема: "Русский традиционный костюм"

Разделы: Технология


ТИП УРОКА: урок проверки знаний, умений и навыков.

ВИД УРОКА: защита творческого проекта.

ЦЕЛИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: 

  1. Формировать интерес к традиционной русской одежде.
  2. Развивать интерес у учащихся к историческому наследию.
  3. Воспитывать преемственность, уважение к народным ценностям, ценить красоту и аккуратность в выполнении старинной одежды.

ЦЕЛИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

Должны знать: Должны уметь:
1. Исторические сведения о русской одежде 1. Воспроизвести костюм с картинки, сохранив все его элементы.
2. Технику отделки и украшения одежды. 2. Выполнить отделку, используя современную тесьму.
3. Материалы, оборудование, применяемые при выполнении старинной одежды. 3. Использовать современное оборудование, ручные приемы для пошива кукольного варианта костюма.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Устное изложение, знакомство с историей народного костюма допетровской эпохи, сведения о костюмах ХVIII-XIX века. Народный костюм и в настоящее время является сокровищницей идей для современных модельеров.

Наглядный материал:

  • «Набор цветных картинок с изображением костюмов различных регионов России»;
  • готовое изделие, выполненное по мотивам национальной одежды;




  • набор картонных кукол в традиционной русской одежде, выполненных учащимися;





  • домотканые рушники из школьного музея, пояс в технике «тканье».

Для урока необходимо: готовое изделие (картонная кукла, в народном костюме), готовый творческий проект.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

проверка присутствия учащихся, готовности к уроку. Проверка наличия подготовленных творческих проектов. (1 мин)

2. Сообщение темы и цели урока:

«ТРАДИЦИОННЫЙ РУССКИЙ КОСТЮМ» Защита творческого проекта. Знакомство с оценочной таблицей (1 мин)

3. Повторение пройденного материала.

(5 мин)

Вопросы для повторения:

  • Когда на Руси появилась швейная машинка?
  • Каким способом изготовляли одежду в средние века. Какие швы использовались?
  • Какой крой одежды был характерен для народного костюма?
  • Какое изделие было выполнено Вами по этому крою?
  • Какое самое первое изделие было выполнено вами, а на ваших изделиях оно присутствует почти в каждом костюме?
  • После какого великого события на Руси женский костюм дополнился головным убором?
  • Какие детали костюма украшались вышивкой? Расскажите поподробнее.
  • Основные ткани, применявшиеся для народной одежды. Способ изготовления. Самый нарядный цвет одежды?

4. Изучение нового материала.

(8 мин)

Исторический очерк по теме: «Краткий экскурс в историю костюма».

«Уважение к минувшему – вот черта, отделяющая образованность от дикости», – это слова А.С.Пушкина. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то. Это целиком и полностью относится и к изучению одной из важнейших сокровищниц русского народа – старинному костюму.

Сегодня у нас заключительный урок по теме «Русский традиционный костюм». Итогом этой темы является защита творческого проекта. Вы должны изложить свои идеи, ответить на вопрос, что вы узнали нового.

Русский традиционный костюм стал складываться в XII-XIII веках. По мнению ученых, в этот период шел интенсивный процесс сложения русского этноса. Одним из элементов этого процесса формирования нации была одежда древних русов – славянского населения Восточной Европы, общего предка русских, украинцев и белорусов. Русский костюм был достаточно своеобразен, заметно отличался от других, удачно соответствовал образу жизни народа-земледельца. Вплоть до начала XVIII века он удовлетворял все слои русского общества: его носили цари и бояре, купцы, ремесленники, крестьяне. Покрой женской одежды соответствовал всем канонам православия: одежда была свободной, чтобы через нее невозможно было прочитать очертания фигуры, главным принципом при изготовлении одежды было целомудрие женщины, в соответствии с евангелическими заповедями. Особое значение имел головной покров. В быту непокрытой могла быть только девушка. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора: девичьего – в виде обруча или повязки, женского – в виде закрытой шапочки, кокошника, сороки, платка.

Реформы императора Петра I в политической, экономической и социальной сфере принесли в Россию и новый костюм европейского образца. Новая модная одежда первоначально была привилегией царя и его окружения, затем стала обязательной для столичных чиновников, дворян, богатых купцов; распространяясь все шире, она вошла в быт горожан всех сословий. Лишь крестьяне сохраняли верность традиционному народному костюму.

На всей огромной территории расселения русского народа выделяют основные три комплекса одежды:

  • с поневой;
  • с сарафаном;
  • с юбкой андараком;

Женский костюм в северных и южных губерниях отличался различными деталями, расположением отделки. Главным различием было преобладание в северном костюме сарафана, а в южном – поневы, Самой декоративной и украшенной деталью был передник. В ХI веке большое распространение получает вышивка по печатным рисункам. Рисунок для вышивки брали с обертки недорогого мыла, на котором печатались схемы узоров. Такой необычный рекламный ход был придуман на московской парфюмерной фабрике, открытой в 1864 году французом Генрихом Брокаром (сегодня мы все знаем эту фабрику под названием «Новая Заря». Сарафан обычно делали из однотонной ткани. На его фоне очень выигрывала красочная вышивка рубах и передников. Ткани для одежды были выполнены своими руками из льна, шерсти полотняного переплетения.

5. Физкультминутка

(1 мин) Зарядка для глаз.

6. Защита творческого проекта

(по выбору) по следующему плану (10 мин):

  1. Потребность в проекте.
  2. Выбор идеи, описание модели.
  3. Краткая формулировка задачи.
  4. Подбор ткани.
  5. Оборудование, инструменты.
  6. Требования, которым должно соответствовать готовое изделие.
  7. Самооценка:
    • Отвечает ли изделие разработанным критериям?
    • Качество.
    • Сответствует ли ваша модель, выбранной на картинке?
    • Какую оценку вы бы себе поставили?

7. Сравнительный анализ выполненных творческих проектов

(3 мин).

8. Исторический очерк.

(Просмотр отдельных сюжетов видеофильма «Из истории русского костюма») (7 мин)

9. Актуализация полученных знаний:

(3 мин)

  • Что такое понева?
  • Что такое юбка-андарак?
  • Что такое сорока?
  • Рассказать о женской рубахе.
  • Назначение пояса.
  • Какой покрой народного костюма всегда востребован?
  • Какие детали старинного костюма можно найти в современной одежде?

10. Новые слова.

  • андарак (юбка из пяти-шести полотнищ);
  • завеска, занавеска (передник);
  • кокошник (праздничный головной убор на жесткой основе);
  • повойник (полотенчатый головной убор);
  • понева (поясная одежда замужних женщин, надевавшаяся поверх белой холщевой рубахи. Состояла понева всегда их трех полотнищ. Различают поневу распашную и с прошвой).

11. Самоанализ урока

(1 мин).

12. Домашнее задание.