Открытый урок литературы в 3-м классе с использованием технических средств и компьютерной презентации (Л.Воронкова. "Снег идет")

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока: запрограммированное обучение работе с текстом – описание, работа по развитию речи учащихся (словарная работа, соотношение художественных средств текста и художественных средств картины, музыки), эстетическое развитие учащихся, развитие умения видеть прекрасное в окружающем, воспитание любви к природе.

Ход урока

I. Организационный момент: 1 мин.

  • Проверка готовности к уроку;
  • Упражнения на внимание («пальчики», «колечки»);
  • Сообщение темы урока: продолжим зимнюю тему, познакомимся с новым текстом, будем учиться точно применять слова для описания, повторим литературные термины.

II. Проверка домашнего задания:

1. Представьте произведение, с которым вы работали, используя литературные термины: (открывается запись на доске)

Жанр

 

 

Олицетворение

Заголовок

 

 

Сравнение

Тема

 

 

Повторы

Главная мысль

 

 

Сопоставление

  • Почему поэт называет зиму волшебницей? (устраивает чудеса, все изменяет)
  • О каких чудесах идет речь? (пришла, рассыпалась, клоками повисла, легла волнистыми коврами, сравняла пухлой пеленою);
  • Как автор называет чудеса зимы? (проказы) Зима действует как живое существо.
  • Кто еще действует как живой? Докажите.
  • Как называется такой прием в литературе?
  • На какие же слова падает логическое ударение? (сильные ученики читают у доски наизусть). Чтение отрывка наизусть по желанию. (Остальным ученикам дается возможность прочитать на следующем занятии).

III. Подготовка к восприятию нового произведения: 2 мин.

Настроимся на нужную интонацию. («Снег идет» – произнесите с обычной интонацией, с грустью, с вопросительной, с восклицательной. Запомните эту интонацию. Нам она пригодится)

  • Какие же приметы зимы? (снег, мороз, каток, сугробы) - компьютерные заставки
  • А какой бывает снег? (холодный, мокрый, грязный, белый, пушистый).
  • А за городом и в деревне снег одинаковый?
  • А одинаковый снег в начале зимы и в конце?
  • Кое-что о снеге вспомнили, какой он бывает.
  • А теперь вспомните, какое у вас настроение вызывает снег? (веселое, радостное, нетерпеливое, хмурое, печальное)

Итак, снег бывает разный, и настроение поэтому бывает разное.

На доске:           

Снег

 

 

Настроение

 

 

Показывается фрагмент    фильма «Времена   года»,    муз. Вивальди (метель - настроение тревожное)

Густой

 

 

Радостное

 

 

Колючий

 

 

Светлое

 

 

Пушистый

 

 

Печальное

 

 

Искристый

 

 

Сонное

 

 

Чистый

 

 

Веселое

 

 

Белый

 

 

Удивительное

 

 

Первый

 

 

Грусть

 

 

метель

 

 

любование

 

 

IV. Работа с текстом (первичный синтез):

1. с. 260 «Снег  идет» Воронкова

  • Как вы думаете, что отражает заголовок?
  • Какой снег и какое настроение он вызывает вы решите после чтения.
  • Читать будем с вами по очереди (Я и вы) - комбинированное чтение

2. Анализ прочитанного текста:

  • О каком снеге идет речь?
  • Какое настроение возникает?
  • Вы догадались или автор подсказал? («И Тане стало так весело, будто праздник наступил»)
  • А есть ли отрывки, которые прочитал вот этот человечек?   
  • А какой отрывок прочитал бы этот человечек?
  • Для чего автор дважды дает описание деревенского пейзажа?
  • Как называется такой литературный прием?
  • Обратите внимание на авторское расположение текста. Много абзацев? Почему? (Сколько мыслей и новых картин)
  • Какие еще описания делает автор? (полет снежинок, описание отдельных снежинок).
  •  

V. Физкультминутка  -–  минутка   актерского  мастерства  (раздаются снежинки)

  • Кому попалась снежинка, подходящая под описание в тексте. (Учитель прикрепляет на доске)
  • А давайте устроим свой снегопад!
  • Что делают снежинки? (кружатся)
  • Какую музыку должен написать композитор для снежинок? (вальс) Под музыку П.И. Чайковского «Танец снежинок» наши снежинки будут кружиться и падать, украшая класс.
  • Оглянитесь. Как красиво!

VI. Работа с картиной Пластова «Первый снег». Анализ художественных и литературных приемов.

Такое ощущение в час первого снегопада передал художник Пластов в своей картине «Первый снег». (Вы подробно рассмотрели ее на предыдущем уроке).

  • Какой пейзаж на картине (городской или деревенский)?
  • Какой цвет главный на картине? Почему? (бело-розовый, помогает ощутить красоту, свежесть, праздник)
  • Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это или специально? (показать долгий полет снежинок)
  • Как автор в нашем воображении вызывает туже картину? (долгое падение снега (снег шел и шел, снежинки падали и падали, летели и кружились))
  • Как называется такой прием в литературе? (повторение)
  • Случайно ли художник на картине показывает только часть березы, часть дома. Что главное в картине? (дети, их настроение)
  • Какое же настроение детей?
  • А какие строчки являются главной мыслью рассказа? (и Тане стало так весело, будто праздник наступил.)

VII. Вторичный синтез текста:

Проверим как вы внимательно читали текст.

1. Перечитать про себя и подготовить рассказ.

  • I ряд  - описание деревни до снегопада
  • II ряд – описание снежинок
  • III ряд – описание деревни после снегопада

2. Прочитать выразительно текст. (чтение цепочкой)

- Почему все люди радуются первому снегу?

VIII. Подведем итог.

  • С каким текстом работали? (Читали рассказ – описание «Снег идет» Л. Воронковой. Заголовок отражает содержание. Рассказ на заданную тему. Главная мысль высказана автором: «Стало так весело, будто праздник наступил».
  • Какие литературные приемы повторили? (олицетворение, сравнение, повторы)
  • Какую картину рассматривали?
  • Какую музыку слушали?

Виды искусства разные, а тема одна.

IX. Минутка творчества:

Лежит ...
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая ...
Бальмонт.

X. Домашнее задание. Оценки.

С. 260 – 261: выразительное чтение, пересказ отрывков, вырезать снежинку и приготовить ее описание.