Цели и задачи урока: запрограммированное обучение работе с текстом – описание, работа по развитию речи учащихся (словарная работа, соотношение художественных средств текста и художественных средств картины, музыки), эстетическое развитие учащихся, развитие умения видеть прекрасное в окружающем, воспитание любви к природе.
Ход урока
I. Организационный момент: 1 мин.
- Проверка готовности к уроку;
- Упражнения на внимание («пальчики», «колечки»);
- Сообщение темы урока: продолжим зимнюю тему, познакомимся с новым текстом, будем учиться точно применять слова для описания, повторим литературные термины.
II. Проверка домашнего задания:
1. Представьте произведение, с которым вы работали, используя литературные термины: (открывается запись на доске)
Жанр |
|
|
Олицетворение |
Заголовок |
|
|
Сравнение |
Тема |
|
|
Повторы |
Главная мысль |
|
|
Сопоставление |
- Почему поэт называет зиму волшебницей? (устраивает чудеса, все изменяет)
- О каких чудесах идет речь? (пришла, рассыпалась, клоками повисла, легла волнистыми коврами, сравняла пухлой пеленою);
- Как автор называет чудеса зимы? (проказы) Зима действует как живое существо.
- Кто еще действует как живой? Докажите.
- Как называется такой прием в литературе?
- На какие же слова падает логическое ударение? (сильные ученики читают у доски наизусть). Чтение отрывка наизусть по желанию. (Остальным ученикам дается возможность прочитать на следующем занятии).
III. Подготовка к восприятию нового произведения: 2 мин.
Настроимся на нужную интонацию. («Снег идет» – произнесите с обычной интонацией, с грустью, с вопросительной, с восклицательной. Запомните эту интонацию. Нам она пригодится)
- Какие же приметы зимы? (снег, мороз, каток, сугробы) - компьютерные заставки
- А какой бывает снег? (холодный, мокрый, грязный, белый, пушистый).
- А за городом и в деревне снег одинаковый?
- А одинаковый снег в начале зимы и в конце?
- Кое-что о снеге вспомнили, какой он бывает.
- А теперь вспомните, какое у вас настроение вызывает снег? (веселое, радостное, нетерпеливое, хмурое, печальное)
Итак, снег бывает разный, и настроение поэтому бывает разное.
На доске:
Снег |
|
|
Настроение |
|
|
Показывается фрагмент фильма «Времена года», муз. Вивальди (метель - настроение тревожное) |
Густой |
|
|
Радостное |
|
|
|
Колючий |
|
|
Светлое |
|
|
|
Пушистый |
|
|
Печальное |
|
|
|
Искристый |
|
|
Сонное |
|
|
|
Чистый |
|
|
Веселое |
|
|
|
Белый |
|
|
Удивительное |
|
|
|
Первый |
|
|
Грусть |
|
|
|
метель |
|
|
любование |
|
|
IV. Работа с текстом (первичный синтез):
1. с. 260 «Снег идет» Воронкова
- Как вы думаете, что отражает заголовок?
- Какой снег и какое настроение он вызывает вы решите после чтения.
- Читать будем с вами по очереди (Я и вы) - комбинированное чтение
2. Анализ прочитанного текста:
- О каком снеге идет речь?
- Какое настроение возникает?
- Вы догадались или автор подсказал? («И Тане стало так весело, будто праздник наступил»)
- А есть ли отрывки, которые прочитал вот этот человечек?
- А какой отрывок прочитал бы этот человечек?
- Для чего автор дважды дает описание деревенского пейзажа?
- Как называется такой литературный прием?
- Обратите внимание на авторское расположение текста. Много абзацев? Почему? (Сколько мыслей и новых картин)
- Какие еще описания делает автор? (полет снежинок, описание отдельных снежинок).
V. Физкультминутка -– минутка актерского мастерства (раздаются снежинки)
- Кому попалась снежинка, подходящая под описание в тексте. (Учитель прикрепляет на доске)
- А давайте устроим свой снегопад!
- Что делают снежинки? (кружатся)
- Какую музыку должен написать композитор для снежинок? (вальс) Под музыку П.И. Чайковского «Танец снежинок» наши снежинки будут кружиться и падать, украшая класс.
- Оглянитесь. Как красиво!
VI. Работа с картиной Пластова «Первый снег». Анализ художественных и литературных приемов.
Такое ощущение в час первого снегопада передал художник Пластов в своей картине «Первый снег». (Вы подробно рассмотрели ее на предыдущем уроке).
- Какой пейзаж на картине (городской или деревенский)?
- Какой цвет главный на картине? Почему? (бело-розовый, помогает ощутить красоту, свежесть, праздник)
- Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это или специально? (показать долгий полет снежинок)
- Как автор в нашем воображении вызывает туже картину? (долгое падение снега (снег шел и шел, снежинки падали и падали, летели и кружились))
- Как называется такой прием в литературе? (повторение)
- Случайно ли художник на картине показывает только часть березы, часть дома. Что главное в картине? (дети, их настроение)
- Какое же настроение детей?
- А какие строчки являются главной мыслью рассказа? (и Тане стало так весело, будто праздник наступил.)
VII. Вторичный синтез текста:
Проверим как вы внимательно читали текст.
1. Перечитать про себя и подготовить рассказ.
- I ряд - описание деревни до снегопада
- II ряд – описание снежинок
- III ряд – описание деревни после снегопада
2. Прочитать выразительно текст. (чтение цепочкой)
- Почему все люди радуются первому снегу?
VIII. Подведем итог.
- С каким текстом работали? (Читали рассказ – описание «Снег идет» Л. Воронковой. Заголовок отражает содержание. Рассказ на заданную тему. Главная мысль высказана автором: «Стало так весело, будто праздник наступил».
- Какие литературные приемы повторили? (олицетворение, сравнение, повторы)
- Какую картину рассматривали?
- Какую музыку слушали?
Виды искусства разные, а тема одна.
IX. Минутка творчества:
Лежит ...
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая ...
Бальмонт.
X. Домашнее задание. Оценки.
С. 260 – 261: выразительное чтение, пересказ отрывков, вырезать снежинку и приготовить ее описание.