Программа элективного курса “Фронтовые страницы русской прозы” рассчитана на учащихся 10-11-х классов.
Цели данного элективного курса:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы, открывающей наиболее трагические страницы истории нашей Родины;
- развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
- воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения учащихся.
Давно отгремела Великая Отечественная война. Уже выросли поколения, знающие о ней по рассказам ветеранов, книгам, кинофильмам. Поутихла с годами боль утрат, зарубцевались раны. Но наши писатели и поэты обращались и обращаются к тем далеким дням. Война по-прежнему живет в памяти нашего народа. Военная тема поднимает коренные вопросы человеческого бытия. Современная литература о войне обращается к наиболее тяжелым периодам в ходе Великой Отечественной войны, к критическим моментам в судьбах героев, выявляла гуманистическую природу воюющего солдата.
Русская военная проза второй половины XX века – один из наиболее крупных “блоков” современного литературного процесса. На ее страницах воспитывались многие поколения читателей. К ней обращаются сейчас и фронтовики-ветераны Великой Отечественной войны, и вчерашние школьники, готовящие себя к службе в рядах вооруженных сил страны.
Наша литература (разумеется, лучшие книги) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувства ответственности, понимания того, что именно от них зависит судьба страны. Жестокая, кровавая война потребовала духовного раскрепощения, сопровождалась стихийным освобождением от душивших живую жизнь и искусство сталинских догм, от страха и подозрительности. Каждый третий из ушедших на фронт писателей – около четырехсот человек – с войны не вернулся. Писатели фронтового поколения принесли в литературу тяжелый, кровавый опыт “окопников”, они сами пережили то, что было уделом огромного числа людей, объединенных одним желанием – уничтожить врага. В послевоенной литературе продолжается осмысление трагических событий войны, правда о войне, которую четверть века пытались вытеснить из литературы, пришла к читателю.
Произведения писателей, пришедших в литературу прямо с полей сражений, имеют большое воспитательное значение. Многие герои этих книг могут служить примером мужества, бесстрашия, проявленных при выполнении своего долга перед Отечеством.
Военная проза Ю. Бондарева, В.Быкова, К.Воробьева, Б. Васильева, В. Кондратьева, Б.Васильева сурова, трагична. Герои произведений часто попадают, казалось бы, в безвыходные ситуации, когда надо сделать выбор между честью и бесчестием, чувством долга и вполне естественным стремлением человека сберечь свою, единственную жизнь.
Перед угрозой смерти люди ведут себя по-разному. Одни мужественно, смело, поражая выдержкой и высоким чувством товарищества. Другие оказываются трусами, приспособленцами. В трудную минуту резко отделяется добро ото зла, чистота от подлости, героизм от предательства.
И очень важно, что писатели подводят своих героев к правильному выбору, проведя их через сложные испытания, показывая их духовную стойкость, силу воли.
Победа 1945 года, безусловно, возрождает и укрепляет исторический оптимизм, веру в конечное торжество добра, справедливости, человечности.
Литература о войне имеет антивоенную направленность. Показывая войну во всей ее сложности, в “крови, страданиях, смерти”, писатели выражают убеждение в том, что это не должно повториться.
Фронтовые страницы русской прозы сильны гуманистическим началом.
Им проникнуты произведения К.Воробьева, В.Астафьева, В.Кондратьева, Г.Владимова. Они буквально “кричат” о преступности бессмысленных жертв. Едва ли найдется сейчас такая целостная система произведений, которая с редкой силой и свободой говорила бы, вопреки официальным установкам, что величайшей ценностью на земле является человеческая жизнь.
В то же время в школьных программах тема Великой Отечественной войны представлена недостаточно.
Учитель часто не имеет возможности в полном объеме охватить все основные проблемы военной прозы.
Программа элективного курса “Фронтовые страницы русской прозы” (Великая Отечественная война в литературе XX века) дает возможность учителю проанализировать произведения крупнейших мастеров второй половины XX века русской военной прозы в их жанрово-тематическом своеобразии, показать приближение художественного слова к полной правде о человеке на войне, о его мужестве, скорби утрат, благородстве.
Занятия элективного курса целесообразно проводить 1 раз в неделю в течение одного учебного года в 10-11-х классах или в течение II полугодия 10-го класса и I полугодия 11-го класса.
Формы контроля над знаниями учащихся могут быть разнообразными. Это письменные работы: сочинения, рецензии, эссе с анализом произведений о Великой Отечественной войне, защита рефератов, презентация произведений по выбору учащихся.
Критерии оценки письменных работ (сочинений, эссе):
- точность и глубина анализа художественного текста;
- самостоятельность и оригинальность;
- свободное владение литературной речью;
- умение отобрать нужный материал;
- личностное начало и др.
При оценке рефератов учитываются
- содержательность;
- соответствие обозначенной теме;
- оригинальность формы изложения;
- самостоятельность;
- логичность изложения;
- использование дополнительных наглядных материалов;
- уровень используемых источников.
В процессе работы по данной программе учащиеся совершенствуют следующие умения и навыки:
- анализировать и оценивать произведение как художественное целое;
- определять его тему и идею;
- давать характеристику основным героям;
- знать особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов в их взаимосвязи;
- род и жанр произведения;
- особенности авторской речи и речи действующих лиц;
- выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку.
Активизируется и речевая деятельность учащихся. На занятиях курса закрепляются следующие умения и навыки:
- пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
- писать сочинение по изученному произведению о героях и нравственных вопросах, поставленных писателем;
- писать отзыв- рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, мотивируя личностное отношение к героям и событиям.
Формы работы с учащимися могут быть разнообразными. Это и лекция учителя, и диспут по прочитанной книге, и урок-семинар, и конференция по одному или нескольким произведениям, и работа учащихся в группах (анализ произведения), обучающий и самостоятельный анализ текста, творческие работы.
В программе осуществляется принцип вариативности, который позволяет учителю и учащимся выбирать для чтения и анализа разные произведения одного писателя или произведения различных авторов, а также находить пути изучения конкретной темы.
Перед изучением каждого произведения учащимся предлагается система вопросов для самостоятельной работы.
Программа элективного курса
“Фронтовые страницы современной
русской прозы второй половины ХХ века
(Великая Отечественная война в литературе ХХ
века)”
(10-11-й класс)
№ п/п |
Примерное тематическое планирование материала |
Содержание элективного курса |
Форма урока |
Кол-во часов |
1-2 |
Основные этапы художественного освоения темы Великой Отечественной войны в литературе 60-90х годов. Предшественники “новой войны” (Виктор Некрасов, Андрей Платонов, Михаил Шолохов) | Обзор произведений, написанных в годы
Великой Отечественной войны (А.Бек
“Волоколамское шоссе”, рассказы А.Платонова,
повесть В.Некрасова “В окопах Сталинграда”). Рассказ М.Шолохова “Судьба человека” – новый этап в осмыслении военной темы. |
Лекция | 2 |
3-7 |
Стремление к эпическому воссозданию войны. “Панорамные романы” К.Симонова и В.Гроссмана. | Трилогия К.Симонова “Живые и мертвые”. Образы центральных персонажей романа. Историческая концепция, положенная в основу трилогии. “Жизнь и судьба” В.Гроссмана – глубокое художественно-философское исследование Великой Отечественной войны. “Жизнь и судьба” – роман-эпопея. Традиции Л.Н.Толстого. Человеческая личность и тоталитарное государство. | Лекция Семинар |
2 3 |
8-9 |
“Проза лейтенантов”. Произведения,
созданные писателями-фронтовиками Повести Ю.Бондарева “Батальоны просят огня” и “Горячий снег”. |
Воссоздание фронтового быта и психологии человека на войне. | Лекция с элементами беседы | 2 |
10 |
Роман “Берег” – стремление автора подняться над национальными и идеологическими барьерами к подлинной человечности | Особенности сюжета и композиции
произведения. Любовь русского лейтенанта
Никитина и немецкой девушки Эммы. Подвиг лейтенанта Княжко. |
Урок-исследование | 1 |
11 |
Правдивый рассказ о поколении “навеки девятнадцатилетних” в произведениях Григория Бакланова. | Повесть “Навеки – девятнадцатилетние” – реквием героическому молодому поколению военных лет. | Беседа | 1 |
12-15 |
Произведения В.Быкова. Исследование
внутренней природы человека, его стержневых
свойств в экстремальных ситуациях в
произведениях Василия Быкова.. Нравственные проблемы в произведениях В.Быкова. |
Проблемы нравственного выбора человека
в повести “Сотников”. Совершил ли подвиг учитель Мороз (повесть “Обелиск”)? Гуманистическая содержательность повести “Волчья стая”. Лирико-романтическое решение военной проблематики в повести “Альпийская баллада”. Голос растревоженной совести в повести “Карьер”. Выбор между честью и бесчестием. Нравственные проблемы повести “Знак беды”. |
Исследование Семинар |
4 |
16 |
Нравственные проблемы повести В.Распутина “Живи и помни”. | Проблемы чести, совести, долга в повести. Нарастание внутреннего конфликта между героями. Судьба Настены. | Урок-диалог | 1 |
17 |
Страшный лик фашизма в произведениях А.Адамовича “Хатынская повесть”, “Я из огненной деревни”, “Каратели”. | Историко-документальная основа произведений. | Урок-панорама | 1 |
18-19 |
Правда о войне в повестях Константина Воробьева “Это мы, Господи!” и “Убиты под Москвой” | Судьба писателя К.Воробьёва. “Это мы, Господи!” – повесть о пленных, Сила духа, несгибаемость главного героя повести. Судьба повести “Убиты под Москвой”. Страшная правда о войне. |
Беседа | 2 |
20 |
Проблема гуманизма в повести В. Кондратьева “Сашка”. |
Новый подход к проблеме “человек на войне”. Особенности композиции повести. | Урок- размышление | 1 |
21-22 |
“У войны не женское лицо”. Повести В.Закруткина, Б.Васильева, С.Алексиевич о женщинах на войне |
В.Закруткин “Матерь человеческая”.
Чувство материнства, не имеющее национальности. Подвиг девушек-зенитчиц в повести Б.Васильева “А зори здесь тихие”. Гуманизм повести. Документальная повесть С.Алексиевич “У войны не женское лицо”. |
Презентация | 2 |
23 |
Военные повести Евгения Носова.. | Повесть “Усвятские шлемоносцы”, рассказы “Красное вино Победы”, “Шопен, соната №2” – летопись послефронтовых или последних предвоенных мгновений, состояния народной души. | Обзор с элементами беседы | 1 |
24 |
Повесть В.Астафьева “Пастух и пастушка” – возвращение к толстовским традициям. | Неприятие войны как явления, противного
человеческому разуму и всей человеческой
природе. Мысль о мирном предназначении человека. Символический образ войны. |
Исследование | 1 |
25-26 | Роман В.Астафьева “Прокляты и убиты” – жанрово-многосоставное произведение с философско-этической проблематикой | Особенности жанра и композиции романа. Нравственное противостояние злу в 1 части романа (“Чертова яма”) Мужество и стойкость защитников Родины во II части романа (“Плацдарм”) Оценки романа в критике. |
Лекция с элементами беседы | 2 |
27-28 | Урок-конференция на тему: “Есть такая профессия – Родину защищать!” | Читательская конференция по изученным произведениям. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. | Конференция | 2 |
29 |
Роман В.Астафьева “Веселый солдат” | Жестокая формула жизни. Горькие раздумья о послевоенном времени. Невеселые воспоминания “веселого солдата”. | Презентация | 1 |
30-31 |
Гуманистическая направленность романа Георгия Владимова “Генерал и его армия” | Проблема гуманного отношения к
человеку. Генерал Кобрисов – мудрый и
справедливый военачальник, не желающий
бессмысленных жертв. Традиции Л.Н.Толстого в изображении русского национального характера. |
Презентация | 2 |
32-33 |
Война и дети В.Астафьев “Где-то гремит война”, А.Лиханова “Последние холода”, А.Азольский “Диверсант”. Война в жизни главного героя. |
Нравственное взросление человека в
годы войны Стремление писателя сказать свою правду о войне. |
Конференция | 2 |
34-35 |
Итоговое занятие Представление творческих работ. |
Нравственные уроки военной прозы второй половины XX века. | Защита рефератов. Презентации |
2 |
Литература для учащихся
Литература для учителя
Елисеева Т.Преображение Марии /Урок по повести В.Закруткина “Матерь человеческая”/. Уроки литературы. 2004 № 4.