Перпендикулярные прямые

Разделы: Математика


Цель урока:

  • познакомить учащихся с определением перпендикулярных прямых и их свойствах;
  • формирование умений анализировать изученный материал и навыков применения его для решения задач;
  • показать значимость изучаемых понятий;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности получения знаний;
  • воспитание интереса к предмету, чувства прекрасного.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Проверка усвоения, изученного материала.

На прошлом уроке мы познакомились с новыми видами углов. Повторим их определения и свойства. На доске будут демонстрироваться фрагменты рисунков, по ним восстановим элементы предыдущего урока.

(Используется интерактивная доска). Правильность ответов фиксируется в таблице со списком учащихся. (Оценка за работу на уроке складывается из результатов на отдельных этапах.)

Повторение осуществляется в форме беседы.

Демонстрация 1.

  • Какие углы называются смежными?
  • Каким свойством они обладают?
  • В чём состояла идея доказательства?

Комментирование с места. Учащиеся следят за ходом ответа и сменяют один другого.

(В демонстрации 2 используется утилита “Затемнение”, которая позволяет поэтапно открывать доказательство.)

Демонстрация 2.

Наряду со смежными углами мы узнали и углы … .

Демонстрация 3.

  • Дайте определение вертикальных углов.
  • А теперь вспомним их свойство.
  • Как обосновать, сформулированный вами факт?

Демонстрация 4.

Доказательство комментируется учащимися с места.

(В демонстрации 4 используется утилита “Затемнение”, которая позволяет поэтапно открывать доказательство.)

Приятно отметить, что этот этап вы успешно завершили.

Физкультминутка.

На втором этапе применим рассмотренные факты для решения задач. Надеюсь, что и с этой проблемой мы справимся.

Устная работа по готовым чертежам. (Чертежи демонстрируются на доске.)

  • О каких углах идёт речь в задаче?
  • Каким свойством они обладают?
  • Каким способом в алгебре мы решаем задачи, если одна из величин в несколько раз больше другой и их сумма известна?
  • Как же решить задачу?

(Подводится итог устной работы.)

А как вы думаете, ребята, могут ли при пересечении двух прямых образоваться 4 равных угла?

  • Чему равна их градусная мера?
  • Как вы определили?
  • Как называются такие углы?
  • Вспомните, как называются прямые, пересекающиеся под прямым углом?

(Учащийся формулирует определение перпендикулярных прямых. Все хором его повторяют, что способствует развитию математической речи.)

Именно перпендикулярные прямые и станут предметом исследования на нашем уроке.

  1. Изучение нового материала.

Откройте тетради и запишите тему урока “Перпендикулярные прямые”. Сегодня мы познакомимся со свойством перпендикулярных прямых и применением новых понятий на практике, в реальной жизни.

Итак, давайте ещё раз повторим определение перпендикулярных прямых.

Демонстрация5.

(Ученик комментирует определение с места.)

Учителем вводится значок перпендикулярности.

Чертёж фиксируется в тетради. Один из учеников выполняет его у доски с помощью чертёжных инструментов. Второй с помощью транспортира.

Если окинуть взглядом окружающий нас мир, то в нём царит геометрия. А внимательно присмотревшись, увидишь, что перпендикулярные прямые присутствуют во многих его предметах: в живой природе, архитектуре и это придаёт ему неподражаемую красоту и гармонию.

На рисунках, представленных на доске, можно распознать такие прямые. На примере первого рисунка демонстрации 6, учитель показывает как это может выглядеть.

(Учащиеся выходят к доске и с помощью графического примитива “Линия” рисуют перпендикулярные прямые). После такой работы рисунки имеют вид:

(Демонстрация 6.)

Я буду очень рада, если к следующему нашему занятию вы принесёте свои картинки, содержащие перпендикулярные прямые.

Перпендикулярные прямые обладают интересным свойством. Я продемонстрирую его на рисунке.

(Рисунок 7.)

  • Сколько прямых на рисунке?
  • Есть ли среди них перпендикулярные?
  • Назовите две прямые, перпендикулярные третьей?
  • Пересекаются ли они?

Учитель формулирует свойство перпендикулярных прямых.

Можно ли доказать этот факт?

(Доказательство проводится по тексту учебника, наглядность факта демонстрируется с использованием прозрачной бумаги-кальки).

Учащиеся пишут доказательство в тетрадях.

Далее демонстрируется прибор – экер, его назначение и принцип построения прямых углов этим прибором.

На следующем уроке мы выполним небольшую лабораторную работу, с использованием экера. Работать будете в парах. Каждая пара должна изготовить свой прибор: длины брусков 20-30 см. (Список пар у учителя).

  1. Закрепление нового материала.
  • Выполняется практическое задание № 57. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).
  • Решить задачу 69. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).
  1. Задание на дом:
  • каждая группа готовит экер;
  • картинки, где наглядно демонстрируются новые понятия (по желанию);
  • № 70 (учебник), §6.

Учитель поясняет, на какие фрагменты параграфа обратить особое внимание.

  1. Итог урока.

Оценки.

Литература.

Рисунки из демонстрации 6 [1], [3], [4] взяты из Интернета, автор неизвестен.