Динамическая игрушка "Ванька-встанька" — сувенир

Разделы: Технология


img1.jpg (5084 bytes)

Тема: Работа с разными материалами.

Объект труда: динамическая игрушка “Ванька - Встанька” - сувенир.

Цель урока:

  1. Закрепление умения работы с ножницами, клеем. Формирование трудолюбия, уважение к людям труда, расширить возможность знакомства с новыми материалами, способами их применения на практике, умение экономно использовать материал, правильно работать с инструментом, стремиться научить детей разбираться в устройстве изделия, определить его по образцу и изготовить.
  2. Воспитание у детей усидчивости, взаимопонимания, воспитывать аккуратность, умение видеть прекрасное, воспитывать у детей интерес к изделиям, которые нужны в жизни, развивать внимание, наблюдательность, память, пространственное представление, творческое мышление воспитывать трудолюбие, точности в работе.
  3. Развития умения преодолевать трудности, развития умения самостоятельно принимать решение, добиваться, чтобы изготовление изделия не носило подражательный характер, научить осуществлять самоконтроль за соблюдением требований к изделию, к отдельным технологическим операциям развития речи, умение слушать, фантазировать, творить, развитие ручной умелости каждого ребенка, анализировать и оценивать свою работу и работу товарищей.

Материалы: картон, цветная бумага, ткань- марля, карандаш, линейка, подкладной лист, кисточка для клея, клей, шарик- груз, ножницы, салфетка.

Оборудование: образцы русской матрешки в разном исполнении, книжка- раскладка “Матрешки” - стихи, загадки, песни, образец сувенирной коробки и игрушки.

Ход урока

I.Организационный момент:

а). Наведение рабочего порядка, проверка готовности учащихся к уроку.

б). Объявление темы, целей и задач урока:

- Ребята, сегодня мы с вами на уроке изготовим сувенир, а какой вы должны угадать по заданной мной загадке:

“ Мы не чашки, мы не плошки.
Мы веселые … (матрешки)”.

- Правильно, молодцы!

II. Объяснение нового материала.

а). Вводная беседа:

- Ребята, сейчас я вам расскажу биографию матрешки.

Биография матрешки.

Прообраз матрешки - деревянная пустотелая кукла, но поменьше - художник Сергей Васильевич Малютин увидел в Японии.

Но кукла эта, понятно была японкой, точнее сказать, японцем - сердитым на вид узкоглазым стариком. Малютин С.В. переодел куклу в русский костюм и показал русским умельцам - понравится ли?

В России с незапамятных времен привыкли из белой пахучей, прочной липы точить деревянную посуду. Почему бы и забавную куклу не выточить? Выточил их вручную мастер игрушечных дел В. Звездочкин, а расписал Малютин. Наряжены первые куклы в русские сарафаны и платочек. Всем пришлась по душе русская матрешка.

Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лег на щеки румянец, прикрыл голову яркий платочек, свесилась из - под него, толстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем Дуняша? Маняша? Матреша? “Настоящая Матрена!” - воскликнул кто-то, увидев куклу. И стали называть игрушку “ Матрешкой с петухом”. Она была одета в русский сарафан и платочек, в руке держала петуха, а внутри устроились: старшие дочки – помощницы - в фартучке, с серпом, с плошкой, мальчонка в косоворотке, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках. Всего восемь фигурок в скромной деревенской одежде, с милыми живыми лицами - добродушными, задумчивыми, веселыми, смышлеными…

Было это в 1899 году, а в 1900 году владелица мастерской М.А. Мамонтова отвезла матрешку на Всемирную выставку в Париж и была награждена бронзовой медалью за игрушки. С тех пор и начался массовый выпуск матрешек в России.

Куклы бывают сувенирные и игровые. А наша русская матрешка - и то, и другое. Дети с удовольствием играют куколкой- сюрпризом, а взрослые любуются. Яркая матрешка, известная всему миру, стала кукольным символом России - ни один турист не уедет от нас без этой “крестьяночки”.

Начали точить матрешек по русским селам - в Сергиевом Посаде (ныне Загорск), большом селе Полховский Майдан, что раскинулось среди густых лесов на юге нынешней Горьковской области. Вслед за Сергеевым Посадом матрешек стали делать в разных местах России: в Липецке, Воронеже, Вятке (Кирове).

Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому мастера- игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку, изобретательность - так появилась игрушка “ Ванька - Встанька”.

б). Демонстрация книжки – раскладки “ Матрешки” со стихами В. Берестова.

в) Анализ изготовления игрушки.

-Ребята, а как вы думаете, что нам нужно для изготовления игрушки? (картон, цветная бумага, марля, клей).

- Ребята, а какую форму напоминает наш сувенир? (цилиндр - геометрическую).

- Ребята, а чтобы наш цилиндр не падал, что нужно сделать? (в цилиндр вложить груз, а чтобы груз не выкатился, нужно обклеить открытые края марлей).

- Ребята, давайте разберем карту графического изображения игрушки.

III. Практическая работа:

1. Нужно взять картон и по шаблону вырезать прямоугольник, сделать из него цилиндр, склеив боковую сторону на 1 см. внутрь.

2. Инструктаж по ТБ:

а) как нужно передавать ножницы?
б) можно ли работать тупыми ножницами?
в) когда режешь, поворачивай бумагу, а не ножницы;
г) не бросай ножницы открытыми;
д) клей намазывать кисточкой;
е) после работы с клеем руки вытереть салфеткой.

3. Теперь возьмем кусочек марли и обклеим одну торцовую часть нашего цилиндра.4. В цилиндр кладем груз (металлический шар) и заклеиваем другой торец марлей - у нас получился цилиндр, заклеенный с торцов, в котором перекатывается стальной шарик. А так как шарик скользит и вращается, то качает игрушку и не дает ей упасть.

Физминутка

А теперь, ребята, встать, Руки вниз и так стоять.

Руки медленно поднять, Наклонитесь вправо, влево

Пальцы сжать, потом разжать. И беритесь вновь за дело.

IV. Индивидуальная работа.

“ Мы кукляшки,
Куклы неваляшки.
Куклы неваляшки,
Яркие рубашки”.

- Сейчас, ребята, мы возьмем цветную бумагу и украсим игрушку - сделаем Ивашке рубашку, наклеим лицо. Можно сделать кепку- фуражку (полоска и полукруг).

V. Итог урока.

а) Проверка и анализ работ учащихся.

б) Выставление оценок.

в) Обобщающая беседа.

- Чем мы сегодня занимались?

-Какую геометрическую фигуру мы сегодня делали?

- А теперь ребята, проверим способности наших удальцов Ивашек- Неваляшек

- А как они у нас могут быть акробатами- циркачами?

- А если его положить в коробочку, то по наклонной игрушка будет кувыркаться.

Изготовление коробки:

- Ребята, для изготовления коробки возьмем отрезок картона длинной 30 см. и шириной 9 см. На картоне делаем развертку коробки: проводим горизонтальные полоски по 3см. шириной и делаем надрезы глубиной по 3см. Согнуть деталь по линиям и склеить боковые стороны. Коробка готова. Игрушку ставим в коробку и наклоняем ее.

АХ, КАКИЕ ОНИ У НАС НАРЯДНЫЕ, АККУРАТНЫЕ, ДА ЛОВКИЕ И НИКАК НЕ ХОТЯТ СПАТЬ.

Литература:

  1. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах.
  2. Словари, Я познаю мир.
  3. Детская энциклопедия: Игрушки (Авт. сост. Н.Г. Юрина.).
  4. В. Берестов. Стихи.

РУССКАЯ МАТРЕШКА

Слова Ю. Жулькова
Музыка Казенина

Кто матрешку создал, я не знаю,
но известно мне, что сотни лет,
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.

***

На щеках навел зари румянец,
Неба синь плеснул в ее глаза,
И пустив в неповторимый танец,
Он должно быть, весело сказал:
Ну и ой, гуляй теперь по свету,
Весели себе честной народ…
И матрешка через всю планету
до сих пор уверенно идет.

***

Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице.
И летит за ней по миру слава
о безвестном мастере-творце!

Приложение