Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Обучающие цели:

  • повторение: имя существительное как часть речи;
  • роль мягкого знака в русском языке

Развивающие цели:

  • выявление закономерности и вывод правила написания (ненаписания) мягкого знака у существительных после шипящих в зависимости от рода;
  • моделирование закономерности наличия или отсутствия мягкого знака на конце существительных после шипящих.
  • различение учащимися случаев написания – “ненаписания” мягкого знака у существительных на конце после шипящих:

Ход урока

  1. Организационный момент.

Презентация

  1. Словарная работа.
к т м о с и
о г о б ц н
в о р е х а
о б о д е р
щ и т е ц х
  • Найти слова, спрятанные в квадрате.
  • Что объединяет слова, которые вы нашли в квадрате? (все слова являются именами существительными)
  • Расскажите об имени существительном по плану:
  1. Значение имени существительного.
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. Как изменяются имена существительные?
  4. Какого рода бывают существительные?

(Предполагаемые ответы детей: “Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы; отвечает на вопросы “кто?”, “что?”; изменяется по числам; имеет род: мужской, женский и средний; может быть одушевленным и неодушевленным, собственным и нарицательным).

  1. Работа над новым материалом.
  1. Задание – “ловушка”: выборочное списывание: из предложений выписать только существительные: Колючий ёж убежал в лесную глушь. Трубач играет марш. Настала темная ночь. Мы купили дорогую вещь. Он примерил новый плащ. Меня охватила сильная дрожь.
  2. Проверка всех выписанных существительных на слух.
  • Что объединяет эти слова?
  • Какие звуки слышите на конце этих слов?
  1. Решение проблемы в группах: Почему после одного и того же шипящего то есть мягкий знак, то его нет?
  2. Организация обсуждения вариантов решения учебной задачи, полученных группами:
  • выслушивается каждая группа (все версии детей фиксируются учителем без искажения и собственных исправлений на доске; результаты групповой работы вывешиваются на листах бумаги на доске и поясняются авторами);
  • после доклада каждой группы учитель предлагает задать вопросы другим группам на понимание и уточнение предложенного варианта решения;
  • после обсуждения всех вариантов группам предлагается уточнить алгоритм действий и схему (по учебнику)
  1. Рефлексия полученного способа и модели
  • Объясните, что надо сделать, чтобы правильно писать существительные, оканчивающиеся на шипящие?
  1. Первичная диагностика понимания полученной модели и ее применения проводится дифференцированно.
  • 1 группа (основная). Выписать из предложений на доске имена существительные, оканчивающиеся на шипящий звук. В левый столбик – м.р., в правый – ж.р.

Мальчики зашли в лесную глушь. В глубоком овраге журчал ключ. В этой реке водится рыба – окунь, карась, лещ. Мой товарищ Илья гостил летом у бабушки.

  • Дети 2 группы (опережающие). Задание: придумать сказку о правилах правописания мягкого знака после шипящих в конце существительных.
  1. Дифференцированный итоговый контроль усвоения (итоговая педагогическая диагностика)
  • 1 группа. Определить род имен существительных. В словах второго столбика вставить мягкий знак, где необходимо.
  ландыш__ покрыт
  ноч_ скупой
  ткач__ правда
  вещ_ богач
  силач__ чем
  мыш_ беднее
  лож_ нищего

 Закрасьте строки, где вписали мягкий знак после шипящих в именах существительных.

  • 2 группа Дописать к данным словам однокоренные имена существительные
Кирпичный -   бедняк
Плакать -   покрыт
Ночной –   скупой
сторожить   правда
Гуашевый -   богач
Сильный -   чем
Мышиный -   беднее
Маленький -   красивая
Богатый -   ложь
Лживый -   нищего

Закрасьте строки, где вписали мягкий знак после шипящих в именах существительных.

  ландыш__ покрыт
ж.р ночь скупой
  ткач__ правда
ж.р вещь богач
  силач__ чем
ж.р мышь беднее
ж.р ложь нищего

  

Кирпичный - кирпич бедняк
Плакать - плач покрыт
Ночной – ночь скупой
сторожить сторож правда
Гуашевый - гуашь богач
Сильный - силач чем
Мышиный - мышь беднее
Маленький - малыш красивая
Богатый - богач ложь
Лживый - ложь нищего

Самоконтроль. (Если задание выполнено верно, то в последнем столбике должна получиться пословица: Скупой богач беднее нищего.)

  1. Итоговая рефлексия.
  • Какую учебную задачу вы решали?
  • Удалось ли ее решить?
  • Как проверить написание мягкого знака у существительных с шипящим на конце?
  • В чем возникли затруднения и удалось ли их преодолеть?
  • Что помогало и что мешало вам договариваться в группе?
  • Что бы вы изменили в работе группы?

Презентация