Обучающие цели:
- повторение: имя существительное как часть речи;
- роль мягкого знака в русском языке
Развивающие цели:
- выявление закономерности и вывод правила написания (ненаписания) мягкого знака у существительных после шипящих в зависимости от рода;
- моделирование закономерности наличия или отсутствия мягкого знака на конце существительных после шипящих.
- различение учащимися случаев написания – “ненаписания” мягкого знака у существительных на конце после шипящих:
Ход урока
- Организационный момент.
- Словарная работа.
к | т | м | о | с | и |
о | г | о | б | ц | н |
в | о | р | е | х | а |
о | б | о | д | е | р |
щ | и | т | е | ц | х |
- Найти слова, спрятанные в квадрате.
- Что объединяет слова, которые вы нашли в квадрате? (все слова являются именами существительными)
- Расскажите об имени существительном по плану:
- Значение имени существительного.
- На какие вопросы отвечает?
- Как изменяются имена существительные?
- Какого рода бывают существительные?
(Предполагаемые ответы детей: “Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы; отвечает на вопросы “кто?”, “что?”; изменяется по числам; имеет род: мужской, женский и средний; может быть одушевленным и неодушевленным, собственным и нарицательным).
- Работа над новым материалом.
- Задание – “ловушка”: выборочное списывание: из предложений выписать только существительные: Колючий ёж убежал в лесную глушь. Трубач играет марш. Настала темная ночь. Мы купили дорогую вещь. Он примерил новый плащ. Меня охватила сильная дрожь.
- Проверка всех выписанных существительных на слух.
- Что объединяет эти слова?
- Какие звуки слышите на конце этих слов?
- Решение проблемы в группах: Почему после одного и того же шипящего то есть мягкий знак, то его нет?
- Организация обсуждения вариантов решения учебной задачи, полученных группами:
- выслушивается каждая группа (все версии детей фиксируются учителем без искажения и собственных исправлений на доске; результаты групповой работы вывешиваются на листах бумаги на доске и поясняются авторами);
- после доклада каждой группы учитель предлагает задать вопросы другим группам на понимание и уточнение предложенного варианта решения;
- после обсуждения всех вариантов группам предлагается уточнить алгоритм действий и схему (по учебнику)
- Рефлексия полученного способа и модели
- Объясните, что надо сделать, чтобы правильно писать существительные, оканчивающиеся на шипящие?
- Первичная диагностика понимания полученной модели и ее применения проводится дифференцированно.
- 1 группа (основная). Выписать из предложений на доске имена существительные, оканчивающиеся на шипящий звук. В левый столбик – м.р., в правый – ж.р.
Мальчики зашли в лесную глушь. В глубоком овраге журчал ключ. В этой реке водится рыба – окунь, карась, лещ. Мой товарищ Илья гостил летом у бабушки.
- Дети 2 группы (опережающие). Задание: придумать сказку о правилах правописания мягкого знака после шипящих в конце существительных.
- Дифференцированный итоговый контроль усвоения (итоговая педагогическая диагностика)
- 1 группа. Определить род имен существительных. В словах второго столбика вставить мягкий знак, где необходимо.
ландыш__ | покрыт | |
ноч_ | скупой | |
ткач__ | правда | |
вещ_ | богач | |
силач__ | чем | |
мыш_ | беднее | |
лож_ | нищего |
Закрасьте строки, где вписали мягкий знак после шипящих в именах существительных.
- 2 группа Дописать к данным словам однокоренные имена существительные
Кирпичный - | бедняк | |
Плакать - | покрыт | |
Ночной – | скупой | |
сторожить | правда | |
Гуашевый - | богач | |
Сильный - | чем | |
Мышиный - | беднее | |
Маленький - | красивая | |
Богатый - | ложь | |
Лживый - | нищего |
Закрасьте строки, где вписали мягкий знак после шипящих в именах существительных.
ландыш__ | покрыт | |
ж.р | ночь | скупой |
ткач__ | правда | |
ж.р | вещь | богач |
силач__ | чем | |
ж.р | мышь | беднее |
ж.р | ложь | нищего |
Кирпичный - | кирпич | бедняк |
Плакать - | плач | покрыт |
Ночной – | ночь | скупой |
сторожить | сторож | правда |
Гуашевый - | гуашь | богач |
Сильный - | силач | чем |
Мышиный - | мышь | беднее |
Маленький - | малыш | красивая |
Богатый - | богач | ложь |
Лживый - | ложь | нищего |
Самоконтроль. (Если задание выполнено верно, то в последнем столбике должна получиться пословица: Скупой богач беднее нищего.)
- Итоговая рефлексия.
- Какую учебную задачу вы решали?
- Удалось ли ее решить?
- Как проверить написание мягкого знака у существительных с шипящим на конце?
- В чем возникли затруднения и удалось ли их преодолеть?
- Что помогало и что мешало вам договариваться в группе?
- Что бы вы изменили в работе группы?