Тип урока: интегрированный (комбинированный)
Цель:
- познакомить учащихся со словами, противоположными по значению,
- учить подбирать антонимы к данным словам;
- развивать речь учащихся, формировать навык каллиграфического письма;
- прививать любовь к родному языку.
Оборудование: 2 иллюстрации “Зима” и “Лето”, слова-антонимы, учебник, ТСО, карточки с заданиями №1 и №2, пословицы, обучающая программа “Учись рисуя”, звёзды с цифрами от 1 до 12 для учащихся, карточки для рефлексии.
Ход урока
- Психологический настрой учащихся:
- Кому нравится урок обучения грамоте - похлопайте в ладоши. Если вы хотите, чтобы урок получился интересным, познавательным - кивните головой.
Что необходимо для этого?
Игра “Не скажу, а покажу”
-Мы будем на уроке думать? (Да)
-А может, будем спать? (Нет)
-Мы будем рассуждать? (Да)
-А в облаках летать? (Нет)
- Друг другу будем помогать? (Да)
- Надеюсь, вы будите активными участниками урока, а все действия, выбранные вами, реализуются.
- Ситуация успеха.
- Ребята, перед вами 2 иллюстрации. Посмотрите на них внимательно и найдите 3 отличия (отличия фиксируются на доске)
- Зима – лето
- Чёрная – белая
- Большая – маленькая
- Что обозначают эти слова? Какие это слова по отношению друг к другу? Знаете ли вы, как они называются?
- Ситуация разрыва. Введение нового понятия.
Слова, которые вы выделили, называются антонимы. (Название вывешивается на доске)
- Это слово произошло от греческих слов анти – против и онима – имя. Таким образом, антонимы – это слова противоположные по смыслу. Можете ли вы привести свои примеры слов – антонимов?
- Как вы думаете, чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке? Для чего нам необходимо изучить данную тему?
- Первичное закрепление:
- Работа в тетради:
- Каллиграфическая минутка: Ая Бю Вэ … …
- Определите закономерность, которой я следовала, записывая сочетания букв. Сравните буквы в паре, что вы замечаете? Для чего служат заглавные буквы? Продолжите данную запись ещё двумя сочетаниями. (Гь Ды )
- Словарная работа. (Звучит отрывок из песни кота Леопольда)
- Прослушайте отрывок из известной детской песни, вспомните имя героя мультфильма и выделите среди слов текста антонимы.
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день – это хорошо,
А когда наоборот плохо.
- Как имя героя, исполнявшего эту песню? Какие слова – антонимы вы услышали?
Почему это антонимы?
- Написание нового словарного слова “хорошо” вы видите на доске и сможете найти
в орфографическом словарике, так же как и многие другие словарные слова.
- На какую орфограмму в этом слове надо обратить внимание? (-оро-)
- Составьте устно предложения с новым словом.
- Письмо с образца.
- Найдите на столе карточку № 1. Прочитайте и перепишите данное предложение с образца в тетрадь.
- Один ум хорошо, а два лучше.
- Как хорошо уметь читать!
- Какие предложения вы записали? Что это за предложения? Откуда эта строчка?
В чём значение пословицы?
- Ребята, для чего мы выполнили эту работу? Какое противоположное по смыслу
слово мы подобрали к слову хорошо?
- Упр. № 2, стр. 134
- Найдите пару в книге из упр.№2 к словам, которые даны у вас в карточках под №2. Время выполнения задания 3 мин.
Высокий - низкий, далеко - близко, добрый - злой, сильный - слабый, тёплый - холодный, весёлый - грустный.
- Какие пары слов вы записали? Какие это слова? Почему?
- Физминутка.
- Сегодня на уроке мы разучим новую минутку отдыха, а провести нам её поможет…
(Дети не только сопровождают стихотворение показом, но и дополняют подходящими по смыслу антонимами)
Скажу я слово “ДАЛЕКО”,
А ты ответишь: “…”.
Скажу я слово “ВЫСОКО”,
А ты ответишь: “…”.
Скажу я слово “ПОТОЛОК”,
А ты ответишь: “…”.
Скажу я слово “ПОТЕРЯЛ”,
И скажешь ты: “…”
- Вы обратили внимание на то, что и минутка отдыха тоже перекликалась с темой нашего урока? Что вы заметили?
- Работа по учебнику стр.133.
- Ребята, слова – антонимы часто встречаются и в литературных текстах. Я предлагаю вам в этом убедиться, прослушав текст В.Коржикова “Два охотника”, который прочитает нам …
- Чтение – образец 1 уч-ся текста “Два охотника”.
- Беседа по содержанию:
- Поднимите руки те, кому понравился текст? Как он называется? Почему?
- Словарная работа:
- Встретились ли в данном тексте слова, значение которых вам не известно?
(Великан)
- Кого мы называем великаном? (Опора на опыт учащихся )
- Давайте узнаем значение этого слова в толковом словаре С.Ожегова
1 ученик: Здесь автор объяснил значение огромного количества слов. И этот словарь всегда придёт вам на помощь в трудную минуту.
- Подберите к данному слову антоним (Карлик)
- Воспитательный фрагмент.
- Как вы думаете, почему такие разные охотники, тем не менее, дружат между собой? Может ли повлиять рост людей на их взаимоотношения? Какой вывод мы можем сделать?
“Жужжащее” чтение текста + работа с простым карандашом
- Прочитайте текст самостоятельно, отмечая по ходу чтения встретившиеся вам
антонимы.
- Какие слова – антонимы вам встретились в тексте? Фиксация противоположных по
значению слов на доске и в тетради уч-ся:
- Побольше – поменьше
- Большой – маленькая
- Докажите, что эти слова действительно являются антонимами.
Выберите из 3-х данных пословиц ту, которая выражает главную мысль данного произведения:
- Мал золотник да дорог.
- Хорошее дело лучше плохого безделья.
- Друг ценен не внешностью, а верностью.
- Итог урока (Работа в парах)
- Для того чтобы закрепить свои знания по данной теме, предлагаю вам поработать в парах. А поможет нам в этом обучающая программа “Учись рисуя”. Определить свою пару вы сможете, найдя среди ребят того, у кого на груди звезда с такой же цифрой, как и у вас. Время выполнения задания 3 минуты.
- Поднимите руки те, кому понравилось это задание? А теперь те, кто испытывал трудности в его выполнении?
Вывод: Какой теме мы посвятили наш сегодняшний урок? Какие пары слов в течение урока мы образовывали и выделяли на доске? Прочитайте? Что такое антонимы?
- Что понравилось вам на уроке? Что нового вы узнали?
- Рефлексия.
- Оцените то, как вы усвоили тему сегодняшнего урока, прикрепив свою звезду под одним из слов на доске “не очень хорошо”, “хорошо”, “отлично”.