Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Слова, противоположные по значению"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: интегрированный (комбинированный)

Цель:

  • познакомить учащихся со словами, противоположными по значению,
  • учить подбирать антонимы к данным словам;
  • развивать речь учащихся, формировать навык каллиграфического письма;
  • прививать любовь к родному языку.

Оборудование: 2 иллюстрации “Зима” и “Лето”, слова-антонимы, учебник, ТСО, карточки с заданиями №1 и №2, пословицы, обучающая программа “Учись рисуя”, звёзды с цифрами от 1 до 12 для учащихся, карточки для рефлексии.

Ход урока

  1. Психологический настрой учащихся:

- Кому нравится урок обучения грамоте - похлопайте в ладоши. Если вы хотите, чтобы урок получился интересным, познавательным - кивните головой.

Что необходимо для этого?

Игра “Не скажу, а покажу”

-Мы будем на уроке думать? (Да)
-А может, будем спать? (Нет)
-Мы будем рассуждать? (Да)
-А в облаках летать? (Нет)
- Друг другу будем помогать? (Да)

- Надеюсь, вы будите активными участниками урока, а все действия, выбранные вами, реализуются.

  1. Ситуация успеха.

- Ребята, перед вами 2 иллюстрации. Посмотрите на них внимательно и найдите 3 отличия (отличия фиксируются на доске)

  • Зима – лето
  • Чёрная – белая
  • Большая – маленькая

- Что обозначают эти слова? Какие это слова по отношению друг к другу? Знаете ли вы, как они называются?

  1. Ситуация разрыва. Введение нового понятия.

Слова, которые вы выделили, называются антонимы. (Название вывешивается на доске)

- Это слово произошло от греческих слов анти – против и онима – имя. Таким образом, антонимы – это слова противоположные по смыслу. Можете ли вы привести свои примеры слов – антонимов?

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке? Для чего нам необходимо изучить данную тему?

  1. Первичное закрепление:
  1. Работа в тетради:
  • Каллиграфическая минутка: Ая Бю Вэ … …

- Определите закономерность, которой я следовала, записывая сочетания букв. Сравните буквы в паре, что вы замечаете? Для чего служат заглавные буквы? Продолжите данную запись ещё двумя сочетаниями. (Гь Ды )

  • Словарная работа. (Звучит отрывок из песни кота Леопольда)

- Прослушайте отрывок из известной детской песни, вспомните имя героя мультфильма и выделите среди слов текста антонимы.

Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день – это хорошо,
А когда наоборот плохо.

- Как имя героя, исполнявшего эту песню? Какие слова – антонимы вы услышали? Почему это антонимы?
- Написание нового словарного слова “хорошо” вы видите на доске и сможете найти в орфографическом словарике, так же как и многие другие словарные слова.
- На какую орфограмму в этом слове надо обратить внимание? (-оро-)
- Составьте устно предложения с новым словом.

  • Письмо с образца.

- Найдите на столе карточку № 1. Прочитайте и перепишите данное предложение с образца в тетрадь.

  • Один ум хорошо, а два лучше.
  • Как хорошо уметь читать!

- Какие предложения вы записали? Что это за предложения? Откуда эта строчка? В чём значение пословицы?
- Ребята, для чего мы выполнили эту работу? Какое противоположное по смыслу слово мы подобрали к слову хорошо?

  • Упр. № 2, стр. 134

- Найдите пару в книге из упр.№2 к словам, которые даны у вас в карточках под №2. Время выполнения задания 3 мин.

Высокий - низкий, далеко - близко, добрый - злой, сильный - слабый, тёплый - холодный, весёлый - грустный.

- Какие пары слов вы записали? Какие это слова? Почему?

  • Физминутка.

- Сегодня на уроке мы разучим новую минутку отдыха, а провести нам её поможет…

(Дети не только сопровождают стихотворение показом, но и дополняют подходящими по смыслу антонимами)

Скажу я слово “ДАЛЕКО”,
А ты ответишь: “…”.
Скажу я слово “ВЫСОКО”,
А ты ответишь: “…”.
Скажу я слово “ПОТОЛОК”,
А ты ответишь: “…”.
Скажу я слово “ПОТЕРЯЛ”,
И скажешь ты: “…”

- Вы обратили внимание на то, что и минутка отдыха тоже перекликалась с темой нашего урока? Что вы заметили?

  1. Работа по учебнику стр.133.

- Ребята, слова – антонимы часто встречаются и в литературных текстах. Я предлагаю вам в этом убедиться, прослушав текст В.Коржикова “Два охотника”, который прочитает нам …

  • Чтение – образец 1 уч-ся текста “Два охотника”.
  • Беседа по содержанию:

- Поднимите руки те, кому понравился текст? Как он называется? Почему?

  • Словарная работа:

- Встретились ли в данном тексте слова, значение которых вам не известно? (Великан)
- Кого мы называем великаном? (Опора на опыт учащихся )
- Давайте узнаем значение этого слова в толковом словаре С.Ожегова

1 ученик: Здесь автор объяснил значение огромного количества слов. И этот словарь всегда придёт вам на помощь в трудную минуту.

- Подберите к данному слову антоним (Карлик)

  • Воспитательный фрагмент.

- Как вы думаете, почему такие разные охотники, тем не менее, дружат между собой? Может ли повлиять рост людей на их взаимоотношения? Какой вывод мы можем сделать?

“Жужжащее” чтение текста + работа с простым карандашом

- Прочитайте текст самостоятельно, отмечая по ходу чтения встретившиеся вам антонимы.
- Какие слова – антонимы вам встретились в тексте? Фиксация противоположных по значению слов на доске и в тетради уч-ся:

  • Побольше – поменьше
  • Большой – маленькая

- Докажите, что эти слова действительно являются антонимами.

Выберите из 3-х данных пословиц ту, которая выражает главную мысль данного произведения:

  • Мал золотник да дорог.
  • Хорошее дело лучше плохого безделья.
  • Друг ценен не внешностью, а верностью.
  1. Итог урока (Работа в парах)

- Для того чтобы закрепить свои знания по данной теме, предлагаю вам поработать в парах. А поможет нам в этом обучающая программа “Учись рисуя”. Определить свою пару вы сможете, найдя среди ребят того, у кого на груди звезда с такой же цифрой, как и у вас. Время выполнения задания 3 минуты.

- Поднимите руки те, кому понравилось это задание? А теперь те, кто испытывал трудности в его выполнении?

Вывод: Какой теме мы посвятили наш сегодняшний урок? Какие пары слов в течение урока мы образовывали и выделяли на доске? Прочитайте? Что такое антонимы?

- Что понравилось вам на уроке? Что нового вы узнали?

  • Рефлексия.

- Оцените то, как вы усвоили тему сегодняшнего урока, прикрепив свою звезду под одним из слов на доске “не очень хорошо”, “хорошо”, “отлично”.