ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящем курсе “Краеведение” предусмотрено реализовать региональный компонент содержания образования по предмету “Окружающий мир”. Программа разработана на основе системы учебных курсов с экологической направленностью “Зеленый дом” автор А.А. Плешаков
Данный курс “Краеведения” рассчитан на преподавание во 2 – 4 классах начальной школы, 34 часа в год (1 час в неделю) в рамках вариативной части базисного плана содержит три раздела: “Мы живем в России”, “Край, в котором мы живем”, “Город в котором я живу”. Каждый раздел поделен на темы – модули, каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Представленный курс по “Краеведению” углубляет изучение истории региона на локальном уровне, интегрирует в себе следующие предметы: история, биология, география, культурология.
В процессе преподавания курса “Краеведения” рекомендуется проводить уроки - лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся должны готовить сообщения, доклады, использовать при работе над краеведческим материалом атлас России и Кемеровской области и контурные карты.
Основная цель курса: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Кемеровской области, познакомить с достопримечательностями и, что не мало важно, людьми, строившими и прославившие родной край.
Изучения “Краеведения” способствует
- формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;
- формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
- формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;
в итоге учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии Сибири, России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- работать в читальном зале библиотеки;
- готовить и выступать с докладами и сообщениями;
- работать в семейных архивах;
- умение анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- сравнивать и обобщать факты;
- работать с атласом и контурной картой;
-
воспитывать бережное отношение к своему городу,, к школе.
-
воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ “КРАЕВЕДЕНИЕ” 2 КЛАСС
1. Введение (1ч)Что такое “Краеведение”, что будем изучать на этом занятии. Понятие Родина, родной край, область, район.
2. Мы живем в России (4ч)Тема: Наша Родина на карте мира. Особенности географического положения России. Москва – столица.
Тема: Поверхность России. Физическая карта России: реки, моря, озера, горы, равнины России.
Тема: Символика РФ./герб, флаг, гимн/
Практические работы.
-
Работа с картой России найти и показать на карте территорию России, некоторые равнины, горы, моря, озера, реки.
-
Край, в котором мы живем (20ч)
Тема: Наш край на карте России. Города и села Кузбасса на карте области. Сформировать представление о территории области, городах и поселках, о ее размерах, научить детей пользоваться картой области.
Тема: Символика области. Герб, флаг. Гимн.
Тема: История нашего края. Кузнецкая Земля в древности. История создания и исследования.
Тема: Времена года. Погода в нашем крае. Познакомить с сезонными изменениями в природе по всей области.
Тема: Растительности нашего края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Что такое тайга. Растения тайги Грибы и ягоды. Охрана растений.
Тема: Животный мир края. Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие Охрана и значение животного мира
Тема: Водоемы Кемеровской области. Реки, озера обл. Растительный и животный мир водоемов
Тема: Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства Как добывают, где используют. Значение для области и страны. Ограниченность и невосполнимость запасов полезных ископаемых.
Тема: Промышленность края. Крупные предприятия обл. Дать первичные сведения об экономики края, познакомить с предприятиями области. Что выпускают, где находятся.
Тема: Сельское хозяйство области. Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение сельского хозяйства.
Тема: Экология области. Понятие “экологии”. Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух, пища/. Меры направленные на снижение вредного влияния на организм человека. Дать первичные сведения о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека, и о том как человек влияет на природу.
Практические работы.
-
Кемерово на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте наиболее крупные равнины, горы, моря, реки, озера, обозначить их на контурной карте.
-
Обучение работы с картой Кемеровской области: Города и села Кузбасса, обозначить их на контурной карте.
-
Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области.
-
Рассматривание образцов полезных ископаемых.
-
Обучение умению находить и показывать на физической карте Кемеровской области месторождения полезных ископаемых.
Экскурсии:
-
Природа вокруг нас,
-
Краеведческий музей,
-
Ботанический сад.
-
На водоем.
-
В поле, сад, на ферму.
3. Город, в котором я живу (8ч)
Тема: История родного города. Кемерово на карте России и Кемеровской области.
Тема: Символика города.
Тема: Районы города. Знакомство с районами города. Район, в котором я живу.
Тема: Улицы города. Улица на которой находится школа. Улицы по которым я хожу. Транспорт города (пассажирский, грузовой), его назначение. Дать представления об истории названий улиц, площадей города.
Тема: Предприятия города. Заводы и фабрики города. Труд людей нашего города. Место работы родителей, их профессии. Познакомить с предприятиями города, с профессиями родителей. Машины помогающие трудиться.
Экскурсии:
-
На предприятия, где работают родители.
-
По улицам и районам города.
-
В школьный музей.
Тема: Итоговое занятие
2. КЛАСС1. Введение.
Что мы будем изучать в этом году.
2. Мы живем в России
Тема: Географическое положение России. Крупные города РФ
Дать школьникам основные знания о истории своей страны.
Развивать умения ориентироваться по политической карте мира и физической карте России.
Тема: Символика РФ /флаг, гимн, герб/. Повторить и углубить знания учащихся о символике РФ,
Тема: Кем и чем гордится наша страна. Чем удивительна наша страна, какие люди прославили Россию
3. Край, в котором мы живем
Тема: Географическое положение области. Наши соседи, (области, которые наш окружают). Сформировать представление о территории области, городах и поселках, о ее размерах, научить детей пользоваться картой области. Крупные города, села, поселки обл. Заповедники обл. Места туризма и отдыха
Тема: Символика области. Герб, флаг. Гимн. (повторить)
Тема: История края. Повторить и углубить знания учащихся о истории своего края, символике области. Кузнецкая Земля в древности до наших дней. Открытие и освоение Земли Кузнецкой. Памятники древности
Тема: Погода и климат Кемеровской обл. Познакомить с сезонными изменениями в природе. Растения и животные в разное время года. Труд людей в разное время года.
Тема: Растительность края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Лечебные растения, как собирать, виды. Виды растений нуждающихся в особой охране.
Познакомить учащихся с Красной книгой области, заповедниками области. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края. Как сохранить растения. Отрицательное влияние людей на природу (сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток). Изменение природы в результате трудовой деятельности человека.
Тема: Животный мир края. Разнообразие животного мира. Охраняемые животные. Красная книга животных Кем. обл. Отрицательное влияние людей на животных. Заповедники обл.
Тема: Водоемы края. Значение и охрана водоемов. Выработка правил поведения на водоемах. Познакомить с природными ресурсами области.
Тема: Полезные ископаемые. Дать первичные сведения о полезных ископаемых края, о местах и способах их добычи, о практическом значении и об их роли в экономики страны. Места и способы добычи полезные ископаемые. Основные свойства полезных ископаемых. Практическое значение полезных ископаемых для области и страны.
Тема: Предприятия края. Крупные предприятия обл. Что выпускают. Профессии. Дать первичные сведения об экономики края, познакомить с крупными предприятиями области., дать представление об их роли в экономике страны. Познакомить с продукцией предприятий. Профориентировать учащихся.
Тема: Экологические проблемы области. Загрязнение окружающей среды предприятиями области. Показать зависимость экологических проблем области и наличием промышленных предприятий. Почему природа в опасности. Забота о чистом воздухе, воде, почве.
Население Кемеровской обл. Народности Кузбасса. Познакомить с национальным составом населения Кузбасса. Дать первичные сведения о коренных жителях области. Чем занимаются люди в городе и на селе. Дать первичные сведения о занятиях людей Кемеровской области. Познакомить с народными и художественными промыслами края.
Тема: Люди Кузбасса.Сформировать понятия о населении Кузбасса, национальном составе области, коренных жителях края, особенностях их быта.
Дать представление о занятиях людей в городе и на селе. Познакомить с народными и художественными промыслами края. Искусство в жизни людей.
Познакомить со знаменитыми людьми Кузбасса.
Практические работы.
-
Кемерово на карте России, наши соседи. Работа с контурной картой России.
-
Работа с контурной картой Кемеровской области:
-
Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области.
-
Составление правил поведения на природе.
-
Составление правил поведения на водоемах.
-
Составление Красной книги Кемеровской области.
Экскурсии:
-
В краеведческий музей.
-
Музей Экологии и этнографии Кем Гос. Университета.
-
Наблюдение за сезонными изменениями.
-
В библиотеку.
-
Художественный музей.
-
Музей Физической культуры и спорта.
-
К местному водоему для знакомства учащихся с его особенностями, использованием и охраной.
-
Наблюдение обнажения горных пород в карьере (овраге, береговом обрыве реки).
4. Город, в котором я живу
Тема: История города. Познакомить и углубить знания учащихся о истории города в котором живут, символикой города.
Тема: Районы города. Социальный паспорт районов. Показать индивидуальность каждого района города.
Тема: Улицы города. Улицы, площади, бульвары, парки города. Дать представления об истории названий улиц, площадей города. Улицы названные в честь великих людей или событий людей. Памятные места нашего города.
Памятники и мемориалы города..
Тема: Предприятия города. Что выпускают, значение для области и страны.
Тема: Итоговый урок
Экскурсии:
-
Природа вокруг нас,
-
Краеведческий музей.
-
Музей: Красная горка.
-
По городу: по улицам и районам.
3. КЛАСС
1. Введение
2. Мы живем в РоссииТема: Географическое положение России. Углубить основные знания учащихся о своей стране, символах РФ. Познакомить учащихся с государствами с которыми граничит Россия. Развивать умения ориентироваться по политической и физической карте мира и России.
Тема: Народы РФ. Дать первичные сведения о национальном составе России.
Практические работы.
-
Россия на карте мира , обучение умению находить и показывать на политической карте мира Россию, страны с которыми граничит, ,обозначить их на контурной карте.
3. Край, в котором мы живем
Тема: Географическое положение области. Углубить знания учащихся об историей своего края, символах области. Сформировать представление о территории области, географических объектах. Учить детей ориентироваться по физической карте области. Поверхность Кемеровской обл. реки, озера, Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Салаирский Кряж, Западно-Сибирская Низменность, Кузнецкая котловина.
Тема: История нашего края. Главные исторические события области.
Тема: Погода и климат Кемеровской обл. Углубить знания детей о сезонных изменениях в природе по всей области.
Тема: Растительность нашего края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Познакомить учащихся с яркими представителями животного и растительного мира области.
Формировать представления об особенностях природных комплексов области. Степь. Лесостепь. Тайга. Горная тундра и альпийские луга.
Познакомить с ролью заповедников и ботанических садов, в решении экологических проблем области. Охрана и восстановление лесов и растительности.
Тема: Животный мир области. Таежные животные. Горно-таежные, степные и лесостепные животные. Пресмыкающиеся Кузбасса. Охрана и восстановление животного мира Кузбасса
Тема: Водоемы области. Экологические проблемы водоемов. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана и восстановление водоемов
Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана и восстановление водоемов.
Тема: Природные ресурсы области. Полезные ископаемые, в каких отраслях используются Охрана недр. Как рационально использовать. природные ресурсы.
Тема: Промышленность и с/х края. Вклад области в хозяйство страны. Угольная промышленность, химическая, металлургическая пищевая промышленность. Дать первичные сведения об особенностях отраслевой структуры хозяйства родного края: совокупности отраслевой промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы.
Дать первичные сведения об угольной. химической, металлургической, пищевой промышленности Кемеровской области , об их роли в хозяйстве страны и мире. Проблемы предприятий. Влияние предприятий на окружающую среду.
Тема: Экология области. Сформировать первичные представления об экологических проблемах области, о причинах их возникновения, способах их предотвращения. Систематизировать знания о взаимодействии человека и природы. Понятие “экологическая катастрофа”, источники ее возникновения. Влияние загрязнения окружающей среды на человека. Логические задачи по экологии.Проблемы предприятий. Влияние предприятий на окружающую среду.
Тема: Люди нашего края. Познакомить с знаменитыми людьми области. Поэты, писатели, артисты, герои Великой Отечественной войны и труда.
Тема: Кузбасс во время Великой Отечественной Войны. Дать первичные представление о том, как Кузбасс и кузбассовцы помогали фронту в годы Великой отечественной войны.
Практические работы.
-
Обучение работы с картой Кемеровской области, умению находить и показывать на физической карте Кемеровской области реки, озера, Кузнецкий Алатау, Горную Шорию, Салаирский Кряж, Западно-Сибирскую низменность, Кузнецкую котловину, обозначить их на контурной карте.
-
Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области, выявление признаков приспособленности этих растений к условиям жизни.
-
Рассматривание образцов полезных ископаемых.
-
Обучение умению находить и показывать на физической карте Кемеровской области месторождения полезных ископаемых.
-
Решение задач по экологии.
Экскурсии:
-
В музей Боевой славы.
-
В школьный музей.
-
В библиотеку.
-
Художественный музей.
-
Музей Физической культуры и спорта.
4. Город, в котором я живу
Тема: История города. Историческая справка города. Символика города. Углубить знания учащихся об истории города в котором живут, символах города.
Тема: Карта нашего города. Создать целостное представление о расположении районов города, улиц и площадей. Архитектура города. Познакомить с архитектурой города, историей появления тех или иных архитектурных объектов.
Тема: Предприятия города. Экологические проблемы города
Тема: Знаменитые кемеровчане (наши современники)
Тема: Итоговый урок по теме: Город, в котором я живу
Тема: Обобщающее повторение
УЧЕБНО -- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по курсу “КРАЕВЕДЕНИЕ” 2 КЛАСС
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
Введение Что мы будем изучать на “Краеведение” |
1 |
Раздел1. Мы живем в России |
4 |
1.1. Наша Родина на карте мира. Москва -- столица России. |
1 |
1.2 Символика РФ /флаг, гимн, герб/ |
2 |
1.3 Поверхность России. Моря, реки, озера, горы, равнины. |
1 |
Раздел2. Край в котором мы живем |
20 |
2.1 Географич. положение Кемеровской обл. Наш край на карте России. Города и села Кузбасса |
2 |
2.2 Символика области |
2 |
2.3 История нашего края.
Кузнецкая Земля в древности. История создания и исследования. Экскурсия в краеведческие музей |
2 |
2.4 Времена года.
Сезонные изменения в природе |
2 |
2.5 Растительность нашего края Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Что такое тайга. Растения тайги. Охрана растений. |
2 |
2.6 Животный мир Кемеровской обл.
Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие. Охрана и значение животного мира |
3 |
2.7 Водоемы нашего края.
Реки, озера обл. Растительный и животный мир водоемов |
1 |
2.8 Полезные ископаемые
Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае. Как добывают, где используют. Значение для области и страны. |
2 |
2.9 Промышленность области Крупные предприятия обл. Что выпускают, где находятся. |
1 |
2.10 С/х нашего края Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение с/х |
1 |
2.11 Экология области Понятие “экологии”. Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух, пища/. Меры направленные на снижение вредного влияния на организм человека. |
1 |
Итоговое занятие по разделу Край, в котором я живу |
1 |
Раздел3. Город в котором я живу |
8 |
3.1 История нашего города.
Кемерово на карте России. |
1 |
3.2 Символика города |
2 |
3.3 Знакомство с районами города.
Район в котором я живу. |
2 |
3.4 Улица на которой находится школа.
Улицы по которым я хожу. Транспорт города |
2 |
3.5 Предприятия города.
Заводы и фабрики города. Где работают родители. |
1 |
Итоговое занятие “Мой край Кузбасс” |
1 |
34 |
УЧЕБНО -- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по курсу “КРАЕВЕДЕНИЕ” 3 КЛАСС
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
Введение Что мы будем изучать в этом году |
1 |
Раздел1. Мы живем в России |
5 |
1.1 Географическое положение России
Крупные города РФ |
1 |
1.2 Кемеровская обл на карте России
Наши соседи. |
1 |
1.3 Символика РФ и Кемеровской области /флаг, гимн, герб/ |
1 |
1.4. Кем и чем гордится Россия |
2 |
Раздел2. Край в котором мы живем |
19 |
2.1 История нашего края
Кузнецкая Земля в древности до наших дней. Освоение Земли Кузнецкой. Памятники древности.Экскурсия в музей Экологии и Этнографии (Кем. Гос. университет) |
2 |
2.2 Погода и климат Кемеровской
области.
Экскурсия на природу |
1 |
2.3 Растительность нашего края Лечебные растения, их виды как собирать. Отрицательное влияние людей на природу (сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток). Виды растений нуждающихся в особой охране. Красная книга Кемеровской обл. |
3 |
2.4 Животный мир Кемеровской обл.
Разнообразие животного мира. Отрицательное влияние людей на животных. Охрана животного мира. Заповедники обл. Охраняемые животные. Красная книга животных Кемеровской обл. |
2 |
2.5 Водоемы нашего края.
Значение и охрана водоемов. Выработка правил поведения на водоемах. |
1 |
2.6 Полезные ископаемые
Места и способы добычи. Основные свойства полезных ископаемых. Практическое значение полезных ископаемых для области и страны |
2 |
2.7 Промышленность области Крупные предприятия обл. Что выпускают, где находятся. Практическое значение для области и страны. Профессии. |
2 |
2.8 Экология области Загрязнение окружающей среды предприятиями области. Почему природа в опасности. Экологические проблемы области. Забота о чистом воздухе, воде, почве |
3 |
2.9 Люди нашего края.
Население Кемеровской обл. Народности Кузбасса. Чем занимаются люди в городе и на селе. Народные и художественные промыслы края. Люди прославившие Кузбасс. |
3 |
Раздел3. Город в котором я живу |
8 |
3.1 История нашего города.
Историческая справка города. Символика города |
1 |
3.2 Районы города.
Социальный паспорт районов. |
2 |
3.3 Улицы, площади, бульвары, парки
города.
Памятники и мемориалы города. |
2 |
3.4 Предприятия города.
Что выпускают значение для области и страны. |
2 |
3.5 Викторина “Город в котором я живу” |
1 |
Итоговое занятие “Я живу в Кузбассе” |
1 |
34 |
УЧЕБНО -- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по курсу “КРАЕВЕДЕНИЕ” 4 КЛАСС
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
Введение Что мы будем изучать в этом году |
1 |
Раздел1. Мы живем в России |
3 |
1.1 Географическое положение России
Наши соседи. С какими государствами граничит РФ |
1 |
1.2 Народы РФ |
2 |
Раздел2. Край в котором мы живем |
21 |
2.1 Географическое положение области.
Географическая справка обл. Поверхность Кемеровской обл. реки, озера, Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Салаирский Кряж, Западно-Сибирская Низменность, Кузнецкая котловина. |
2 |
2.2 История нашего края
Историческая справка области. Главные исторические события области |
1 |
2.3 Растительность нашего края Степь. Лесостепь. Тайга. Горная тундра и альпийские луга. Охрана и восстановление лесов и растительности. Роль заповедников и ботанических садов. |
2 |
2.4 Животный мир Кемеровской обл.
Таежные животные. Горно-таежные, степные и лесостепные животные. Пресмыкающиеся Кузбасса. Охрана и восстановление животного мира Кузбасса |
3 |
2.5 Водоемы нашего края.
Экологические проблемы водоемов. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана и восстановление водоемов. |
2 |
2.6 Природные ресурсы области.
Полезные ископаемые В каких отраслях используются. Охрана недр. Как рационально использовать природные ресурсы |
2 |
2.7 Промышленность области Вклад области в хозяйство страны. Угольная пром-ть, химическая, металлургическая пищевая промышленность. Проблемы предприятий. Влияние предприятий на окружающую среду. |
2 |
2.8 Экология области Понятие “экологическая катастрофа”. Влияние загрязнения окружающей среды на человека. Логические задачи по экологии. |
3 |
2.9 Люди нашего края.
Люди прославившие Кузбасс. |
1 |
2.10 Кузбасс во время Великой Отечественной войны |
2 |
2.11 Итоговое занятие по теме: Край в котором мы живем. |
1 |
Раздел3. Город в котором я живу |
7 |
3.1 Историческая справка города. Символика города |
1 |
3.2 Предприятия города.
Экологические проблемы города. Как загрязнение окружающей среды влияет на наше здоровье |
3 |
3.3 Знаменитые кемеровчане (наши современники) |
2 |
3.4 Сочинение “Город в котором я живу” |
1 |
Итоговое занятие Урок-диспут “Что бы я сделал для города и области , если бы был губернатором” |
1 |
Обобщающее повторение |
1 |
34 |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
- Баранник Л.П. Природа -- наш дом. -- Кемеровское книжное изд-во, 1984.
- Геологическое прошлое кузнецкого бассейна и окружающих его структур. Геология месторождений полезных ископаемых и горная промышленность Кемеровской области: Проспект. / Кузнецкий геологический музей КузГТУ и Комитет природных ресурсов по Кемеровской области. -- М.: АСТШ, 2000. -- Вып.1. -- 76с.
- Донбай С.Л. Стихотворения. -- Кемерово: Сибирский родник, 1996. -- 295с.
- Земля Кузнецкая. Альманах о природе. -- Кемеровское кн. изд-во, 1975, 1978, 1982, 1986, 1988, 1989.
- Зыков И.В. Календарь природы Кемеровской области. -- Кемеровское кн. изд-во, 1971.
- Ильичев А.И. , Соловьев Л.И. Экономическая география Кузбасса: Пособие для средней школы. -- Кемеровское кн. изд-во, 1989. -- 208 ил.
- Ильичев А.И. , Соловьев Л.И., География Кемеровской области: Природные условия и ресурсы: Учебное пособие. – Кемерово: А О кем. Кн. изд-во, 1994. – 336с., ил.
- Кареев Н.Ф. В объективе -- мир природы. -- Кемеровское кн. изд-во, 1987.
- Кареев Н.Ф. 12 месяцев в году. Этюды о природе родного края. - Кемеровское кн. изд-во, 1986.
- Кацюба Д.В., История Кузбасса: Краеведческое пособие для учащихся 7 –10 кл. 4-е изд., перераб. И доп. – Кемерово: Кн. Изд-во, 1983. -- 192с., ил.
- Ковригина Л.Н., Фомина Н.А. растительный мир Кузбасса и его охрана. Кемерово. Обл ИУУ, 1995.
- Красная книга РСФСР. Животные. -- М.: Россельхозиздат, 1985.
- Красная книга РСФСР. Растения.. -- М.: Россельхозиздат, 1988.
- Крылов Г.В. Степанов Э.В. Зеленая аптека Кузбасса. -- Кемеровское кн. изд-во, 1975.
- Наш родной край. А.А. Мытаев, Л.М. Савельева, Л.П. Сафонов, С.Д. Тивяков. Кемеровское книжное издательство, 1977, 67с.
- Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников на региональном материале: Методические материалы к программе “С любовью к городу”. -- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. -- 144с
- Природа и экологические проблемы Кузбасса. -- Кемерово ГОИУУ, 1993.
- Разыскания. Историко-краеведческий альманах. Выпуск 1-4. -- Кемеровское кн. изд-во, 1990-1995.
- Региональный компонент “Кемерово и кемеровчане” на уроках ОО “Естествознание” (информационно-методические материалы). Кузбассвузиздат, 2003.
- Романенко М.Ф. Экология Кузбасса: проблемы и перспективы. -- кемеровское кн. изд-во, 1992.
- Соловьев Л.И. Живи, Кузнецкая земля! Методическое пособие по краеведению. Кемерово: Кем. Полиграфический комбинат, 1997. -- 249с.
- Шабалин В. Тайны имен земли Кузнецкой. Кемерово, 1994.
- Юров Г.Е. Какого цвета Томь-река? -- Кемеровское книжное изд-во, 1992.