Цели:
- обобщить знания учащихся по теме “Наша Родина - Татарстан”;
- развивать у учащихся диалогическую и монологическую речь;
- воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, бережное отношение к государственной символике.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа (слайды с картой Республики Татарстан; портрет М.Ш.Шаймиева; государственные символы Татарстана: флаг, герб, звучит фрагмент гимна Татарстана; герб города Казани; города Республики Татарстан; культурные центры города Казани; Казанский Кремль; портреты известных людей; звучит стихотворение Г. Аюповой, ученицы одной из казанских школ).
Ход мероприятия-конференции
Ведущий: Ребята, у нас сегодня серьезное мероприятие. Тема – тоже очень серьезная. Эту тему обозначим немного позже. Прослушайте, пожалуйста, стихотворение Хай Вахита “Моя Родина” и определите его тему.
(Ученик рассказывает стихотворение)
Ведущий: Какова тема стихототворения?
Дети: Родная земля.
Ведущий: Подберите, пожалуйста, синонимы к этому слову.
Дети: Родина, Татарстан.
Ведущий: Правильно. А что значит для вас Родина, родная земля? Как вы понимаете эти слова?
Дети:
Это место, где мы родились,
Это родной дом.
Это отец, мать, школа, друзья.
Это наша республика – Татарстан.
Ведущий: Все это так. Когда мы говорим “Родная земля”, мы представляем всю нашу Республику Татарстан. Сегодня мы с вами будем говорить о Татарстане. Итак, обозначим тему нашей конференции.
Дети:
Родина.
Родная земля.
Мой Татарстан.
Ведущий: Правильно, ребята. Все ваши ответы можно объединить одной темой “Наша Родина – Татарстан”. Тема нашего мероприятия очень серьезная. Именно такие вопросы обсуждаются на конференциях. Конференция – это собрание глав государств, политологов, ученых с журналис-тами. На правах ведущего данной конференции я представляю наших уважаемых экскурсово-дов, ученых-политологов, известных историков.
(Учащиеся этих групп занимают свои места)
Представляю также наших активных журналистов, сидящих в аудитории.
Итак, начинаем нашу конференцию. Это наша Республика Татарстан.
(На экране появляется карта Татарстана; журналисты задают вопросы историкам.)
Журналист: Татарстан – какая республика?
Историк: Татарстан - большая, богатая, красивая республика.
Журналист: Где расположен Татарстан?
Историк: Татарстан расположен на реке Волга.
Журналист: Что является главным богатством Татарстана?
Историк: Нефть.
Журналист: Какими еще полезными ископаемыми богата Республика Татарстан?
Историк: Газ, торф, известняк.
Журналист: Много городов в Татарстане?
Историк: Много. В Татарстане 19 городов.
Журналист: Назовите эти города.
Историк: Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Чистополь и др.
Журналист: Сколько административных районов насчитывает Татарстан?
Историк: В Татарстане 43 административных района.
Журналист: В Татарстане есть большие и крупные реки?
Историк: Да. Волга, Кама, Вятка, Белая – большие, полноводные реки Татарстана.
(На экране появляются ответы историков; журналисты продолжают задавать вопросы историкам).
Журналист: Чем богаты эти города?
(На экране появляется слайд с видами городов и названия городов; историки работают на интерактивной доске, соединяя стрелочками рисунки с названиями городов, соответствующие им, и поясняя ).
Историки: В Чистополе есть крупный часовой завод “Восток”.
В Набережных Челнах действует крупный автомобильны завод. Он выпускает большие “КамАЗы”.
Нижнекамск – город химиков.
Альметьевск – город нефтяников.
Лениногорск – самый молодой и красивый город в
Татарстане.
Бугульма – центр нефтяной промышленности и
машиностроения.
А самый крупный город в Татарстане – Казань. Казань – столица Татарстана.
(Звучит стихотворение Г. Аюповой “Казань – Родина моя”)
Журналист: Мы называем Казань историческим городом. Почему?
Экскурсовод 1: Казань – древний город с богатой историей и культурой. В центре столицы расположен белокаменный Кремль. В древности там было много дворцов и мечетей. Сейчас здесь находится дворец Президента, башня Сююмбике, Благовещенский собор, мечеть Кул Шариф, Спасская башня и другие исторические памятники.
(Другой экскурсовод выходит к экрану и комментирует появляющиеся изображения).
Экскурсовод 2: Это башня Сююмбике. Она построена из красного кирпича. Эта башня имеет семь ярусов. Она хранит много тайн, а внутри башни есть узкая лестница.
В Кремле находится Спасская башня. Она белого цвета. На башне расположены часы. Как и башня Сююмбике, она очень красива.
Туристы восхищаются красотой Казанского Кремля.
Ведущий: Подробную информацию о Казанском Кремле вы можете получить на сайте:
Журналист: У города есть свой герб. Что вы можете сказать о нем?
(На этот вопрос отвечает политолог; на экране появляется герб Казани.)
Политолог: Да, это герб Казани. На нем изображен крылатый Зилант.
Ведущий: Подробнее о гербе Казани вы, ребята, можете узнать в интернете на сайте:
http://www.tatar.ru
Журналист: Известно, что Казань – крупный культурный центр. Какие культурные центры вы нам можете представить?
(На экране мелькают фотографии; экскурсовод, комментируя их, рассказывает)
Экскурсовод: В Казани 7 районов. Это большой и красивый город. В нашем городе есть фабри-ки и заводы. В столице много высших учебных заведений, школ, музеев, театров, памятников. Также в городе имеется большой зоопарк, красивый цирк, много красивых парков и скверов. На улицах города движутся троллейбусы, автобусы, трамваи.
Наш город растет и становится краше.
Журналист: Казань – город с известными именами. Здесь писал красивые мелодии С.Сайда-шев, создавали для детей интересные сказки Г.Тукай и А.Алиш, большой вклад в области химии внес А.Арбузов.
(На экране появляются портреты знаменитых людей, список известных имен; экскурсоводы работают на интерактивной доске, соединяя стрелочками портреты с соответствующими именами).
Ведущий: Имена, имена... Всех не перечесть. Но одно имя среди этих – особое. Кто это?
(На экране появляется портрет М.Ш.Шаймиева.)
Дети: Минтимер Шарипович Шаймиев.
Ведущий: Правильно. Это первый Президент независимого Татарстана. А у каждого независи-мого гоударства есть свои государственные символы: флаг, герб, гимн. Что они означают?
Флаг – символ, сделанный из ткани. У каждого государства свой флаг, а у флага – свой цвет.
Герб – отличительный знак государства. Герб имеет каждое государство.
Гимн – это торжественная песня, музыкальный символ страны.
Журналист: Расскажите нам о флаге Татарстана.
(На экране появляются государственные символы)
Политолог 1: Это государственный флаг Татарстана. Он трехцветный: зеленый, белый, красный. Зеленый цвет – символ вечно обновляющейся природы, символ молодости.
Красный цвет – это цвет солнца, огня, молнии. Это цвет праздника жизни.
Белый цвет – символ чистоты, чести, мира. Автор флага – Тавил Хазиахметов.
Политолог 2: А Роберт Миннуллин так написал о флаге Татарстана:
Журналист: А что можете сказать о гербе Татарстана?
Политолог: На фоне красного солнца изображен крылатый белый Барс. У Барса – острые когти и зубы. Он может защитить себя и всех, кто под его крылом. Он в белом и зеленом кольце. Внутри зеленого кольца золотом нарисован татарский национальный орнамент, а внизу – слово “Татарстан”. Все цвета герба напоминают цвета государственного флага. Авторами Государственного герба Республики Татарстан являются доктор филологических наук Назым Габдрахманович Ханзафаров (идея) и художник-монументалист, член Союза художников Татарстана Риф Загреевич Фахрутдинов (исполнение).
Журналист: А у Татарстана есть свой гимн?
Политолог: Да, конечно. Он звучит по большим праздникам. Автор государственного гимна Татарстана – известный татарский композитор Рустем Яхин.
Ведущий: Наша конференция подходит к концу. Мы многое вспомнили о Республике и о Казани. Журналисты подготовили интересные вопросы, а экскурсоводы, политологи и историки дали интересные, исчерпывающие ответы. Я уверена, что ребята многое запомнят из сегодняш-него разговора. О республике, о нашей Родине написано очень много стихов, звучит много красивых песен, но в сердце каждого человека есть самая главная песня – гимн. Позвольте закончить нашу конференцию гимном Татарстана. Прошу всех встать.
(Звучит гимн Республики Татарстан, все присутствующие встают).