Здоровье детей – богатство нации. Этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую ситуацию практически в любой точке планеты, где живут люди, и есть крупные промышленные предприятия.
Быть здоровым – это естественное стремление человека.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Великие поэты, вдохновляющие нас гимном прекрасному, часто отождествляют красоту и здоровье. Целостность, гармония человеческой личности проявляются, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма, гармонии самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя "душе" лениться.
Такого человека мы и должны "создать" и воспитать, начиная с раннего детства. Но, к сожалению, статистика утверждает, что физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, а 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
В нашем дошкольном учреждении на протяжении вот уже десяти лет работают две группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Дети 5-6 лет (старшая группа) направляются в МДОУ хирургом-ортопедом и посещают дошкольное учреждение в течение двух лет. Дети имеют нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие, плосковальгусные стопы), а также, как правило, сопутствующие заболевания.
В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется, и любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям. Естественно, что проблема формирования осанки относится к важнейшим задачам воспитания ребенка дошкольного возраста. Именно поэтому все специалисты МДОУ работают в тесном сотрудничестве по этой проблеме. Особое внимание уделяется совместной работе с инструктором ЛФК.
Всем известно, что физические упражнения с коррекционно-развивающей направленностью отличаются сложностью выполнения, фиксированием поз, монотонностью многократных повторений. Это снижает интерес к лечебно-физкультурным занятиям у детей и падает качество выполнения упражнений. Поэтому, совместно с инструктором ЛФК, разработаны коррекционно-развивающие занятия под музыку и интегрированные музыкальные занятия для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Целью данных занятий является осуществление коррекции отклонений в физическом развитии посредством музыки и максимальному приближению физического и психического развития, двигательных умений и навыков каждого ребенка к его возрастной норме.
Задачи:
- Оздоровительная:
А) Коррекция отклонений физического развития, сохранение навыка правильной осанки, оптимизация функциональных систем организма;
Б) Улучшение психоэмоционального состояния, снятие психологической напряженности. - Образовательная:
А) Развитие музыкальных способностей детей;
Б) Обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам с использованием приемов самомассажа, упражнений на дыхание, динамических разминок под музыку;
В) Осуществлять индивидуальную коррекционную работу с детьми по рекомендации ПМПК. - Нравственно-воспитательная:
А) Воспитывать всесторонне и гармонично развитую личность;
Б) Формировать потребности самосовершенствования, умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями под музыку, сознательно применять их в целях повышения работоспособности и укрепления здоровья;
В) Развивать музыкально-двигательные (кондиционные и координационные) способности.
Совместно с инструктором ЛФК разработан перспективный план работы на год.
Курс оздоровительной гимнастики проводится в сроки – с 1 октября по 31 мая. Курс делится на три периода – подготовительный, основной, заключительный.
- Подготовительный период – знакомство с оздоровительной гимнастикой под музыку и разучивание специальных упражнений, повышение уровня физического и психоэмоционального развития детей;
- Основной период – укрепление мышечного корсета, ликвидация мышечного дисбаланса, регулирование процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, стимулирование памяти, внимания, нормализация эмоционально-волевых процессов. Совершенствование техники выполнения упражнений под музыку.
- Заключительный период – стойкое закрепление полученных навыков и умений, поддержание уровня физического и психического развития, приближенных к возрастной норме.
Лечебная гимнастика под музыку проводится 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия:
- дети 5-6 лет 25-30 минут;
- дети 6-7 лет 30-35 минут.
Оздоровительные занятия имеют те же закономерности и методику проведения, которые характерны для обычной гимнастики. Основной структурной единицей является композиция, то есть слитные по технике выполнения и непрерывные по содержанию двигательные упражнения, которые объединяются в комплекс. Каждый комплекс, в свою очередь, состоит из трех частей, представленных разными по направленности воздействия движениями. В подготовительной части широко используются различные виды ходьбы, упражнения на перестроения и ориентировку в пространстве. Для основной части характерны упражнения для мышц плечевого пояса и шеи, наклоны, повороты, упражнения для туловища и специальные упражнения для ног. Заключительная часть составлена из упражнений на релаксацию и восстановление дыхания.
Один комплекс рассчитан на один учебный квартал, каждые две недели комплекс изменяется и дополняется на 15-20%. Три раза в год в последний месяц квартала проводятся совместно с инструктором ЛФК интегрированные итоговые занятия, на которых отслеживается динамика, результативность, проводится анализ эффективности занятий.
Исключительно важное значение при составлении комплексов имеет подбор музыки. Произведения должны быть простыми по мелодии и ритму, а музыкальные фразы - четко дифференцированными, с хорошо различимыми темпом и ритмом. Это позволяет ребенку быстро запомнить композиции, точно организовать свои движения и контролировать их выполнение. Форма музыкальных произведений должна быть простой или повторяемой. Как правило, всем этим требованиям отвечают детские песенки, несложные по мелодии и оркестровке. В каждый комплекс входит пять-шесть отдельных музыкальных композиций, исполняемых непрерывно, с наложением текста в ритм музыки.
На коррекционно-развивающих занятиях под музыку и интегрированных музыкальных занятиях используются разнообразные методические приемы (см. приложение №1).
Музыкотерапия используется при работе с детьми с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении. Музыкотерапия является психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:
- Психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);
- Психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личном развитии, психоэмоционального состояния).
Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в коррекционной работе с детьми.
Применение музыкального сопровождения на занятиях ЛФК – это введение музыкальных игр и упражнений как средство развития слухового внимания, чувства ритма, пространственных представлений, координации движений, коммуникативных навыков. Музыкально-ритмические композиции развивают творческие возможности ребенка, дают ему богатый опыт общения, наполняют жизнь радостью и яркими впечатлениями.
Логоритмика применяется в виде речедвигательных игр и упражнений под музыку. Освоению каждого упражнения способствуют стихотворные строчки, которые приучают ребёнка выполнять упражнения, координируя движения и речь. Этот приём особенно важен для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, так как индивидуальный внутренний ритм часто или ускорен, или наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. У детей часто изменён тонус, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо в работе. Регуляции тонуса способствует выполнение упражнений с разной амплитудой и скоростью. Одновременно с этим исполнение ребёнком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса.
Дыхательные упражнения – один из важнейших методов общей реабилитации, так как дети с нарушением осанки имеют низкие резервные возможности дыхательной системы. В зависимости от тяжести искривления отмечается снижение жизненной емкости легких на 30-70%. Применение дыхательных упражнений во время физических упражнений необходимо для развития и укрепления дыхательной системы.
Психогимнастика – почти все новые программы по воспитанию дошкольников включают в оздоровительную работу психопрофилактические мероприятия, в том числе и обучение психорегуляции. В основе психомышечной тренировки лежит мышечная релаксация (расслабление мышц). С помощью определенных приемов (контраст напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и использование самовнушения) дети учатся произвольно расслабляться, что способствует психической разрядке и восстановлению сил, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.
Фитболгимнастика: фитбол - гимнастика, фитбол - ритмика, фитбол - сказки дают уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт любимой мелодии. Тем самым, фитболгимнастика развивает чувство ритма, координацию, речь, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия. (См. приложение №2)
В результате систематического проведения оздоровительных занятий с применением вышеназванных методических приемов наблюдается положительная динамика в коррекции отклонений в физическом и психическом развитии детей посредством музыки.
Данные оздоровительные комплексы можно использовать как эффективное лечебное средство, задача которого состоит в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку стимулировать выполнение коррекционных задач, так как именно музыка является катализатором всех двигательных актов.
Литература:
- В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров "Развивающая педагогика оздоровления", Москва 2000г.
- "Воспитание здорового ребенка в дошкольных образовательных учреждениях" под ред. Е.А. Сагайдачной, Москва 2000г.
- Н. Ефименко "Театр физического развития и оздоровления", Москва 1999г.
- И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, М.Ю. Соколова "Здоровьесберегающие технологии", Москва 2003г.
- М.А. Рунова "Движение день за днем", Москва 2007г.
- В.А. Шишкина, М.В. Мащенко "Какая физкультура нужна дошкольникам", Москва 2000г.
- М.Ю. Картушина "Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-7 лет", Москва 2004г.