Использование учебно-речевых ситуаций в обучении английскому языку

Разделы: Иностранные языки


Говорение – это чрезвычайно многоаспектное и сложное явление, в жизни человека оно выполняет функцию средства общения. Это один из видов человеческой деятельности, в результате которой возникает его продукт – высказывание. Высказывание может быть монологическим и диалогическим.

Совместно со слушанием говорение является частью устной речи. По своему содержанию и лексико-грамматическому оформлению устная речь едва ли отличается от письменной, так как все, что говорится, может быть написано, или напечатано, а все, что написано, или напечатано, может быть прочитано вслух. Поэтому нельзя говорить о каких-либо лексико-грамматических особенностях устной и письменной речи.

Подходя к вопросу о развитии у учащихся устной речи на иностранном языке, нужно, прежде всего, иметь в виду различие между устной речью и речью разговорной. Стремясь развить у учащихся устную иноязычную речь, некоторые преподаватели тренируют их как в чтении иноязычных текстов вслух, так и в воспроизведении этих текстов по памяти. Но в таком случае учащиеся обучаются лишь книжной речи, их устная речь не является разговорной. Кроме того их устная речь (говорение) носит пассивный характер (они читают и воспроизводят то, что создано другими), тогда как для речи характерна продуктивно-творческая активность. Чтение вслух лишь способствует культуре устной речи, непосредственно она развивается лишь путем слушания иноязычной речи и собственного говорения. Точно также и заучивание диалогов и монологов с последующим их воспроизведение лишь способствует развитию разговорной речи, для устного же овладения разговорной речью требуется тренировать учащихся в самостоятельных высказываниях творческого характера в специально подготовленных учебно-речевых ситуациях.

Учебно-речевые ситуации представляют собой безграничное сочетание и комбинирование различных структурных элементов, которые отбираются в зависимости от задач обучения. Поэтому существуют различные их типы и виды, которые обладают специфичной структурой[2].

Все учебно-речевые ситуации можно поделить на реальные и воображаемые. К числу реальных относятся такие ситуации, которые являются характерными для данной возрастной или социальной группы. Ведущими признаком такой ситуации является “Я - роль”. Реальные ситуации невозможно смоделировать, это естественные ситуации, которые каждый день возникают в процессе обучения. Например, знакомство учителя с новым классом, с новым учениками, обсуждение повседневных проблем, прочитанного и услышанного и т.д. такие ситуации характерны для среднего и старшего этапов обучения, когда учащиеся владеют достаточным словарным и грамматическим запасом.

На начальном этапе предпочтения отдаются воображаемым ситуациям, которые предполагают выход за пределы урока, личного опыта и возрастной группы. Ученикам присваивается определенное имя, род занятий, местонахождение здесь и сейчас. Например:

  • If you were an adult what would you do?
  • You are in a foreign city and don’t know the way.
  • You are a king and…
  • You are buying tickets to the cinema…
  • You are a pilot flying over ….

Из приведенных примеров видно, что при использовании воображаемым ситуаций происходит сдвиг по возрасту, роли, обстоятельствам, деятельности, месту и т.д.

Искусственно создаваемые на уроке ситуации можно разделить на вероятные и невероятные. Вероятными ситуациями для учащихся являются те, в которых они действуют за пределами урока. В них могут принимать участие их близкие и родные люди, друзья, они готовят учеников к будущей жизни, в них проигрываются различные обстоятельства. Вероятные ситуации способствуют овладению социальными аспектами общения.

Невероятные ситуации сближают ребят с нестандартными, уникальными в своем роде обстоятельствами. Они переносят действие в другие страны и на другие планеты, ставят участников в непривычные для них условия, наделяют их необычными, волшебными и сверхъестественными качествами[1].

Ра основе методики М.Л. Вайсбурд (2001), мы разработали серию уроков с использованием учебно-речевых ситуаций для учеников 5-6-х классов.

В каждом классе обучение проводилось в три этапа на ограниченном речевом материале. В 5-м классе изучались темы “Exploring the World” и “School and School Subjects”, в 6-м - “Sports and Games”, “Holidays”. Далее рассмотрим, как проходило обучение говорению в каждом классе.

5-й класс. Первый этап: в конце прохождения лексической темы “Exploring the World” мы предложили учащимся провести конференцию “I love my pet”.

Ребята обсудили на русском языке, какие ситуации и проблемы могут возникнуть, какие английские слова и грамматические структуры они будут использовать, какие наглядные средства им нужны.

Например, название любимца, его кличка, его внешние данные и привычки, пристрастия в еде, любимые игрушки, отношение к другим членам семьи, забавные случаи и происшествия и т.д.

Ученики вспомнили известные им слова и выражения, спросили учителя недостающие единицы, проводилась работа с учебником и словарем.

Затем происходит презентация домашнего любимца в следующих ситуациях: ситуации знакомства и ситуации поиска.

Приведем пример высказывания, составленного учеником 5-го класса на тему “I love my dog”:

This is my dog. His name is Pirat. He is brown. His eyes are grey. His ears are long. Pirat has a big white spot on the back.

He is very clever and funny. Pirate is my birthday present.

I like to play with him. His favourite toy is a red ball. He is brave. He barks very loudly.

I love my dog very much. He is my lovely pet.

Отметим, что все ученики с интересом восприняли это задание, принесли фотографии и рисунки своих любимцев. Те дети, у которых не оказалось домашнего животного, описывали свои любимые игрушки.

С лексической стороны все высказывания были относительно безошибочными, грамматических ошибок было допущено гораздо больше.

На этом этапе обучения ученикам были предложены задания на соотнесение языкового материала с возможными ситуациями его употребления или компонентами таких речевых ситуаций. Для этой цели использовались речевые упражнения, иллюстрирующие употребление языковых единиц. Перед учащимися ставится задача: кто и при каких обстоятельствах мог сказать подобные фразы:

  1. What does your dog eat in the morning?
  2. What animal is this?
  3. Is this a real dog or a toy?
  4. Does your dog bark?
  5. Why is your dog dirty?

Учащиеся с удовольствием отгадывали ситуации и говорящих, выдвигали свои версии. Ответы принимались только на английском языке. Если ребята не знали слов, они могли спросить учителя или посмотреть в словаре.

В 6-м классе первый этап развития умения говорения происходил на основе лексической темы “Holidays”. Учащимся было предложено сыграть в ролевую игру “We are going abroad”.

На пути решения поставленных задач могут возникнуть следующие ситуации: встреча (проводы) на вокзале (в аэропорту), покупка билетов, регистрация в гостинице, выяснение мнений о предоставленных номерах, питание, экскурсии, покупки, посещение друзей и т.д.

Учащиеся составляют список фраз и выражений, соответствующий той или иной ситуации. Затем, работая в парах, они должны обыграть ситуацию там, где они находятся в данный момент. Об их месте нахождения свидетельствуют таблички “Airport”, “Hotel”, “Department Store”.

Учащиеся оперировали знакомым лексико-грамматическим материалом, поэтому языковых ошибок было мало. Затруднения возникали на уровне содержания и смысла: не всегда использовались выражения, соответствующие заданной ситуации.

Во избежание подобной путаницы в дальнейшем были проведены иллюстративно-речевые упражнения: Listen to the phrase and define in what situation you can use it. Think about the speaker.

1. Can I help you?

Possible situations: at the shop, at the airport…

Possible speaker: a shop assistant, a policemen…

2. Has flight 434 landed yet?

Possible situations: at the airport

Possible speaker: a passenger, an airport clerk…

3. How much is it?

Possible situations: at the shop, at the booking-office…

Possible speaker: a customer…

Для закрепления речевого материала учащимся было предложено упражнение “Respond quickly” (Отреагируй быстро): ученики по очереди брали со стола листочек, на котором были написаны уже знакомые реплики, их задачей было отреагировать на них быстро и правильно. Например ан вопрос Can I help you?:

  • I’d like two tickets to Dublin, please.
  • I’d like to have a single room, please.
  • I want a new pair of shoes, please.

Таким образом ребята еще раз закрепили речевой материал по пройденной теме, параллельно шло развитие умений говорения на английском языке.

На первом этапе развития навыка говорения в двух классах выполнялись следующие действия:

  • перед учащимися ставились задачи ситуативного характера с неполным языковым обеспечением; это были речевые ситуации. Назначение ситуации, предлагаемой учителем всему классу, состоит в том, чтобы сформировать у учащихся потребности в усвоении нового языкового материала;
  • определение неречевых действий, которые должны быть выполнены для решения поставленной задачи;
  • определение речевых действий, с помощью которых должно быть организовано их выполнение;
  • актуализация известных учащимся языковых средств, необходимых для выполнения отобранных речевых действий;
  • сообщение учащимся или самостоятельный поиск ими в тексте или в словаре недостающих языковых средств.

Второй этап обучения говорению представляет собой автоматизацию учебно-речевых действий, когда происходит организация микроситуаций, представляющих собой фрагменты конечной речевой ситуации.

5-й класс. В качестве продукта говорения выступают реплики, включающие несколько фраз, монологические и диалогические единства.

Речевые действия осуществляются на основе лексической темы “School and School Subjects”. Сначала отрабатывалась одна речевая структура с помощью одношагового действия, например: “Представь себе, что ты староста класса. Тебе надо напомнить нерадивому дежурному по классу, что он должен делать во время перемены (вытереть доску, открыть окно, полить цветы и т.д.)”.

Например, you are a monitor of the class. Please, remind the pupil on duty what he/she must do during the break.

P1: You must open the window.

P2: You must water the duster.

P3: You must clean the blackboard.

P4: You must sweep the floor.

P5: You must wash the floor.

На этом этапе происходит отработка стереотипных речевых реакций, усвоение разного рода формул, штампов, лексическое варьирование наполнения типовых фраз, например: “Вырази сожаление о том, что не можешь принять участие в работе английского кружка. Объясни причину (был болен, занят)”.

Для всех учеников давалось однотипное задание, а от них требовалась разная реакция, поводы:

I’m sorry but I can’t go to the English club because…

P1: I’m ill.

P2: I’m busy.

Затем был заменен повод для сожаления в ситуации, и ребята вновь реагировали на нее:

Say, you are sorry because…

a) you can’t go to the park now.
b) you can’t go to the cinema.

На этом этапе мы предложили учащимся задания, обучающие реагировать на ситуацию:

  • If you are late what will you say?
  • If you don’t know the word what will you say?
  • If you are on duty today what will you say?

Такого же типа задание было видоизменено: необходимо согласиться или не согласиться с данным высказыванием. Например, Every day you go to school. There are certain rules in it, aren’t they? Read the sentences and agree or disagree with the statements:

  1. You must come to school any time you like.
  2. You must stay at school all day.
  3. You must speak Russian at your English lessons.

На основе этих упражнений учащиеся смогли составить самостоятельно монологические высказывания.

Для диалога мы поделили группу на пары. Каждой паре была дана карточка с заданием: Your friend invites you to go swimming.

a) Thank him and accept his invitation.
b) Don’t accept his invitation, explain the reason.

Таким образом, выполняя ситуативно-окрашенные речевые упражнения, ученики 5-го класса в конце второго этапа смогли составлять монологи и диалоги относительно самостоятельно.

6-й класс. Второй этап. Речевое действие осуществляется на основе лексической темы “Sports and Games”.

Путем одношагового действия отрабатывалась структура “to do something you should be”. Учащимся была предложена такая ситуация: “You are a famous and experienced PT teacher. You select your pupils for various sports.

P1: To go swimming you should be strong.

P2: To go shooting you should be attentive.

P3: To play basketball you should be tall.

Для закрепления предлагалась такая ситуация: A journalist asks you what sport you prefer and where you usually do it

P1: I play football. I do it on the sport ground.

P2: I play tennis. I do it in the tennis court.

P3: I go swimming. I do it in the swimming-pool.

На этом этапе отрабатывались также речевые реакции: выражение мнения, одобрение и неодобрение, совет. Например, a) Which sport is the most dangerous?

P1: To my mind, it’s skating.

P2: To my mind, it’s hockey.

P3: To my mind, it’s climbing.

b) Agree or disagree with the statement: “Climbing is the most dangerous sport”.

P1: I agree with it because you can fall.

P2: I agree with it because you can break your leg.

P3: I agree with it because you can hurt yourself.

Затем ученикам было предложено охарактеризовать тот или иной вид спорта. Например, skating: I go skating. I do it at the skating-rink. Sometimes it’s dangerous because you can hurt yourself.

Этот этап завершился составлением диалогов на базе отработанной лексики и грамматических структур:

Таким образом, смысл учебно-речевых ситуаций второго этапа заключается в том, что все ученики получают однотипные задания, а от них требуется воплотить указанное намерение словесно. Происходит отработка инициативных реплик просьбы, совета, рекомендации, согласия, сомнения и т.п., которые позволяют выразить свое отношение к полученной информации.

Третий этап представляет собой обобщение двух предыдущих, и если на первых двух стадиях учащиеся как бы наблюдали действия, развертывающихся в рамках предложенных ситуаций со стороны, то теперь они становятся их полноправными участниками, получают роли, принимают решения – действуют.

5-й класс. Прежде чем проводить итоговую игру, где у каждого ученика будет своя роль, мы провели ряд тренировочных упражнений, которые помогают быстро и безошибочно прогнозировать поведение собеседника в рамках элементарной ситуации и собственной реакции на данную ситуацию. Упражнения проводились на межтематической основе.

Упражнение 1. Match the situation and the reaction on it.

  1. I can’t go to the cinema.
    a) It’s great.
  2. I’ve got two “fives” today.
    b) How clever you are.
  3. My dog can count.
    c) It’s a pity.

Упражнение 2. Respond the following:

  1. I’m busy today. I can’t go to the park.
  2. We have a lot of homework today.
  3. My dog is very funny.

Упражнение 3. Think about situations you can use the following phrases:

  1. It’s a pity.
  2. I can’t agree.
  3. It’s very kind of you.

Упражнение 4. Think about the reaction on the following:

  1. I can’t help you now.
    a) your friend
  2. b) your mother

  3. I’ve got two “fives” today.
    a) your parents
  4. b) your classmates

  5. My dog can count.
    a) your friend
    b) your teacher

После выполнения данных упражнений и повторения лексико-грамматического материала, мы провели игру-конференцию “Animals in Danger”. Каждый ученик получил свою роль: эксперт по дикой природе, ученый, дрессировщик тигров, журналисты, индийские тигры и африканские слоны.

Ведущий конференции изложил суть проблемы, затем выступили учение и другие участники. Каждому выступающему были заданы вопросы.

В конце конференции ученики поделились на пары и составили небольшие диалоги.

Не смотря на разницу в объеме диалога и количество допущенных ошибок, все ученики 5-го класса с поставленным заданием справились.

6-й класс. Прежде чем проводить итоговое занятие на тему “Popular British Sports”, ученикам также было предложено выполнить несколько речевых упражнений, помогающих решать возникающие перед говорящими коммуникативные задачи.

Упражнение 1. Match the statements and their speakers.

  1. We play the Cup Final at Wimbledon, near London.
  2. The motherland of this game is England.
  3. It’s a popular winter game and it is played at school, colleges and universities.
    1. cricket player;
    2. tennis player;
    3. football player.

Упражнение 2. Respond the following (agree or disagree):

  1. Russia people have always paid much attention to sport.
  2. Sport keeps people fit.
  3. Winter sports are very popular in Russia.

Упражнение 3. Answer the following questions, give your own ideas and examples.

  1. What are the most popular outdoor summer sports in Russia?
  2. What game takes the first place in public interest?
  3. When do many people include in boxing, athletics and gymnastics?

Упражнение 4. Characterize the following:

  1. Basketball
  2. Football
  3. Boxing

Повторив и закрепив лексико-грамматический материал по теме, в классе была проведена игра-конференция “Popular British Sports”. Ученики взяли себе следующие роли: ведущий, спортивный комментатор, футболист, игрок в регби и др. каждый участник рассказал о том виде спорта, который он представляет, зрители задавали вопросы о преимуществах и недостатках данного спорта и т.д. В завершении ребята разделились на пары: журналист и известный спортсмен. Журналист берет интервью у спортсмена.

В результате экспериментально-опытного обучения ученики смогли самостоятельно составлять относительно безошибочные с лексико-грамматической стороны монологические и диалогические высказывания. Учащиеся познакомились с различными разговорными штампами и клише, научились использовать их в нужных речевых ситуациях.

Литература

  1. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. – Обнинск, 2001. – 128с.
  2. Вайсбурд М.Л., Кузьмина Е.В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устноречевому общению // Иностранный язык в школе. – 2001. - № 1. – С. 5 – 10.