Стремительный социально-экономический прогресс диктует высокие требования к уровню преподавания иностранного языка в высших и средне-специальных учебных заведениях, так как каждое новое поколение студентов должно подниматься на более высокий уровень владения иностранными языками. Изменение социокультурного контекста иностранного языка, новые запросы учащихся в отношении уровня владения им обуславливают необходимость качественного изменения профессиональной подготовки студентов.
Одним из способов интенсификации учебной деятельности студентов, повышения уровня их мотивации к изучению иностранного языка и развивающих активность и творчество, умение командной работы является компетентностный подход к обучению иностранного языка.
Понятие “компетенция” происходит от латинского слова compete, которое означает подходить, соответствовать, добиваться. В общем смысле оно означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией [2].
Впервые понятие “компетенция” появилось в 60-е годы XX века в Соединенных Штатах Америки, где использовалось в рамках деятельностного образования, целью которого была подготовка профессионалов, конкурентоспособных на рынке труда. Первоначально все сводилось к автоматизации полученных практических навыков в рамках бихевиористского подхода, что явно являлось недостаточным для развития творческих и индивидуальных способностей обучаемых. В связи с этим было предложено различать два понятия: компетентность и компетенция (competence and competencies). Компетентность стала рассматриваться как личностная категория, а компетенции превратились в единицы учебной программы и составили “автономию” компетентности [5].
Компетенции нередко используются для характеристики потенциальных возможностей специалиста получить работу на рынке труда. Для этого ему необходимо обладать так называемыми “ключевыми компетенциями”: грамотный и достаточный уровень владения родным и иностранным языками (literacy), компьютерная грамотность (information technology skills), владение способами решения проблем (problem-solving skills), гибкое и инновационное мышление (flexibility and adaptability to innovations), склонность и способность к непрерывному процессу получения образования (life-long learning). Ключевые компетенции показывают, что языковое образование может соответствовать жизненным требованиям, если узко понимаемая коммуникативная компетенция (как готовность общаться в учебной группе) будет дополнена подготовкой к реальному жизненному общению.
Компетентность можно представить как комплекс компетенций, то есть наблюдаемых проявлений успешной продуктивной деятельности. Компетентность – это комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций [4].
Под компетентностным подходом в образовании понимается метод обучения, который направлен на развитие у студента способностей решать определенного класса профессиональные задачи в соответствии с требованиями к личностным профессиональным качествам: способность искать, анализировать, отбирать и обрабатывать полученные сведения, передавать необходимую информацию; владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе; владение механизмами планирования, анализа, критической рефлексии, самооценки собственной деятельности в нестандартных ситуациях или в условиях неопределенности; владение эврестическими методами и приемами решения возникших проблем.
Компетентностный подход предъявляет определенные требования к студентам и уровню владения ими иностранного языка. В связи с этим различают базовые и продвинутые компетенции у студентов.
На базовом уровне предполагается владение языком как средством общения (определенный словарный запас, владение основными грамматическими структурами, знание закономерностей функционирования языка, знакомство с культурной средой и т.д.)
Продвинутый уровень предполагает, что студенты будут использовать иностранный язык для решения практических задач, например, для поиска необходимой информации по профилю своей специальности. Этот уровень имеет междисциплинарный характер и оценивается по достигаемому результату, а не только по правильности употребления определенных грамматических конструкций и активной лексики.
Насколько успешно реализуется компетентностный подход в обучении, можно судить по тому, насколько студенты со своим уровнем владения иностранным языком оказываются способными в будущем выдержать конкуренцию на свободном рынке труда и занять достойное место не только в своем обществе, но и в международном сообществе.
В условиях обучения иностранному языку у учащихся развиваются определенные компетенции путем приобретения знаний, которые они смогут приобрести в своей дальнейшей профессиональной деятельности в сфере экономики, коммерции и бизнеса, овладение различными способами решения проблемно-познавательных задач, опытом эффективного принятия решений и достижения поставленных целей через преодоление препятствий. Запас знаний, владение способами решения проблем и опыт достижения цели являются необходимыми составляющими компетенции студентов. Отсутствие хотя бы одного из этих компонентов делает компетентность дефектной.
Таким образом, компетентностный подход в обучении иностранному языку развивается как альтернатива традиционному обучению, в процессе которого идет овладение знаниями, умениями, навыками, ограничивающими практическое их применение в будущей профессиональной деятельности студентов и недостаточно учитывающих сущность компетентности современного человека в условиях конкуренции свободного рынка.
Прежде чем приступить к использованию компетентностного подхода в обучении иностранному языку, необходимо выполнить следующие требования.
Сначала необходимо ознакомить студентов с сущностью и содержанием компетентностного подхода. Студенты должны овладеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Это значит, что они должны уметь работать с текстом (выделять основную мысль, осуществлять поиск необходимой информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения и выводы, уметь работать с разнообразным справочным материалом, а также уметь вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплять ее вескими аргументами, уметь идти на компромисс с собеседником, уметь лаконично излагать свои мысли.
Кроме того, студенты должны уметь работать в различных организационных формах: в парах, группах, в командах, где идет четкое распределение ролей (например, начальник, секретарь, топ-менеджер и т.п.).
Что касается практических навыков владения иностранным языком, то студенты должны владеть определенным программой лексическим и грамматическим материалом, уметь работать с деловой корреспонденцией на иностранном языке и самостоятельно составлять различные документы на русском и иностранном языках, иметь представление о ведении деловых переговоров и быть инициаторами диалогического и полилогического общения на иностранном языке [1].
Таким образом, для грамотного использования компетентностного подхода требуется значительная подготовка, создание прочной языковой базы у студентов, которая осуществляется в системе обучения в вузе.
Далее мы предлагаем несколько лексических тем, изучаемых в рамках учебных дисциплин “Иностранный язык” и “Деловые переговоры и переписка на иностранном языке”[3].
Предлагается следующий алгоритм работы по формированию компетенции:
- Ознакомление студентов с проблемой;
- Групповое изучение проблемной ситуации;
- Поиск совместного или командного решений;
- Оформление необходимых документов;
- Обсуждение принятых решений;
- Сравнение решений с решениями, принятыми представителями компании;
- Анализ своей деятельности: положительные и отрицательные стороны, поиск ошибок, выявление вклада в решение проблемы каждого члена команды, и т.п.
- Выводы и предложения.
Предполагается, что учебная группа делится на команды, распределяет роли внутри команды, каждый участник выполняет те или иные функции в зависимости от профиля деятельности предприятия, предложенного в проблемной ситуации. при принятии решений студенты выполняют различные задания, которые предполагают использование как рецептивных, так и перцептивных видов речевой деятельности, результаты деятельности оформляются как в устной, так и в письменной форме. Данную методику целесообразно использовать на заключительных занятиях по теме.
Учебные ситуации и задания
Topic Politeness at work
На занятиях по этой теме студентов необходимо ознакомить со следующими явлениями:
- что такое этикет;
- правила поведения на рабочем месте;
- лексические особенности отношений “начальник – подчиненный”, “подчиненный – подчиненный”;
- особенности работы в команде;
- деловой этикет в России;
- деловой этикет за рубежом;
- прилагательные, обозначающие черты характера и поведения личности;
- устойчивые выражения и клише, обозначающие вежливые просьбы, предложения и т.д.;
- письма-запросы, жалобы, электронные послания.
Problem: A workplace bully
Brief
Elizabeth works for a computer company. At first, she liked the job and believed that she could do it well. But now she has a problem: her team leader, Valma, is a bully. Valma seems to dislike Elizabeth. She always finds problems with her work. If Elizabeth makes a small mistake, she shouts at her in front of her colleagues: 'What's wrong with you? Are you stupid?' She doesn't talk to the other team members in this way. She gives Elizabeth all the most boring and difficult tasks to do. Elizabeth wants to go on a training course. She wants to specialize and be able to do more interesting work. But Valma always finds a reason to stop her. She tells her she has no ability. Elizabeth feels tired and stressed. She is starting to believe that she really is stupid. What should Elizabeth do?
She has four options:
- talk to her colleagues about it;
- talk to Valma herself;
- report the bullying to a senior manager in the company;
- leave the job.
Task 1
To find a good solution, it is helpful to understand why someone is a bully. There are three main types of bully. Read about one of these types. Work in three groups.
Group A. Some bullies love power. They want to be in control in everything and everybody. These bullies make life difficult for all their subordinates. They usually have psychological problems and it isn’t easy to change their management style.
Group B. Some bullies hate mistakes. They want their own work to be perfect and they want everybody else to be perfect too. These bullies don’t consider other people’s feelings when they find problems with their work. They often don’t know they are bullying. Sometimes it can help to talk to these bullies about their management style.
Group C. some people become bullies because they are very unsure of themselves. They are afraid of competition from other people who may be better than them. They hate the idea of someone else doing well in their job. They think that the only way to improve their own success is to keep their competitors back.
Task 2
Form groups of three: one person from each group, A, B and C above. Take turns to describe one type of bully to your partners. Which description do you think best matches Valma? Using the information about this type of bully, decide on the best option for Elizabeth. Of course, she can try more than one option. But which one is not such a good solution? Why?
Write it up
Write a friendly email to Elizabeth. Explain why you think Valma is bullying Elizabeth. Tell her what she should do.
Possible Decision. Now read how Gary Robinson, a business psychologist, giving his opinion about Elizabeth’s situation.
Gary Robinson
Bullying is a difficult problem and the solution depends on the situation and the type of bully. In Elizabeth's case, she is the only one in her team that Valma bullies. This probably means that Valma sees Elizabeth as a competitor and that's why she tries to make her look stupid. She wants to keep her at the lowest level in the team.
Elizabeth should not try to talk to Valma directly. This will only make things more difficult between them.
The best option for Elizabeth, therefore, is to talk to a senior manager. But first, she must collect as many facts as she can. It is a good idea to keep a diary of events. Each time she experiences bullying, she should make a note of it, writing down where and when it happened. If her colleagues can support her story, that's even better. If the senior manager understands the situation, he can move Elizabeth to another team or to another department. Or he may decide to move the bully. He can also give Elizabeth the chance to do the training she wants.
If the senior manager doesn't believe Elizabeth, or doesn't want to help her, then the only solution for her, unfortunately, is to leave the company. Bullying causes a lot of stress. It's better to start again in a new job than to continue in a bad situation for months or years.
Topic Describing Product You Sell
На занятиях по этой теме студентов необходимо ознакомить со следующими явлениями:
- имидж компании, его составляющие;
- понятия “бренд”, “рекламная компания”, “логотип”, “промоушн”, “целевой рынок”;
- товары широкого потребления, эксклюзивные и элитные товары;
- качество товара, его цена;
- соответствие продаваемого товара тенденциям моды;
- грамматическая тема “Степени сравнения прилагательных”;
- прилагательные, которые можно использовать для описания качеств и достоинст товара;
- разработка анкет и опросников для знакомства с маркетинговыми тенденциями.
Problem: Volkswagen bugs
Brief
A few years ago, VW had two problems:
- It was Europe's largest car manufacturer, but its best selling cars - the Golf, Jetta and Passat - were beginning to look old. VW’s competitors had new models, but VW had nothing new.
- 2) The VW brand was based on value for money, middle-priced cars. VW customers wanted a more luxurious brand image when they got older and richer. VW didn't have any cars to offer them.
You work for VW in marketing. Consider the three options.
Idea 1
Large people carrier, seats 7-8 people
2.0 litre engine
Bigger and more luxurious than the Sharan
Price range: $25,000-$40,000
Idea 2
Top-end sports utility vehicle
Four-wheel drive, goes anywhere off-road
Heavy and powerful, with a 4.2 litre engine
Lots of electronic devices
Price range: $44,000-$78,000
Idea 3
Large, stylish executive car
6.0 litre engine
Top-of-the-range car that can compete with Mercedes and BMW
Excellent technology; fast and satisfying to drive; lots of electronic devices
Price range: $60,000-$105,000
Task 1
Work in three groups. Choose one of the following consumer groups and decide which product has the most appeal for them. Why?
Group A: Aged 50 and over, in top jobs
Group B: Aged 30-50; professionals with families; earning a lot
Group C: Younger, with a lot of money
Task 2
Form groups of three: one person from each group, A, B and C. Say what your consumer group thinks. Decide which product is best. Use the following expressions
Useful phrases
We think the ... is the best product to develop because ...
It is suitable for...
It's ideal for...
It looks ...
Write it up
Write a memo to the senior management of VW. Say which product idea you recommend for development and why.
Possible Decision.
Read how Ernst Jungbaum, a marketing consultant, explaining the decision that VW took.
Ernst Jungbaum
To solve its problem, VW launched two new models: the Touareg, a top-end sports utility vehicle, and the Phaeton, a luxury executive car. Although their business up to that time was based on middle-priced cars, they knew that there was very good business in the luxury car market too. They wanted to give their existing customers something to move on to.
They also wanted to build some of the best cars in the luxury market and be a strong competitor just as they were in their existing markets. It isn't easy to develop a new image - it takes a little time. But the company felt sure that the time was right to make the move.
Task 3
Compare your decision with VW”s. If it doesn’t the same, try to explain your choice.
Task 4
Think about the similar situation in car-producing industry in your country. Find possible solutions.
Литература
- Есина Л.С. Работа над проектом при обучении деловому английскому языку/Современные теории и методики обучения иностранным языкам. – М.: Экзамен, 2004. – С.258-261.
- Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка//Иностранный язык в школе. – 2004. - №7. – С.30-36.
- Johnson Ch. Intelligent Business: Pre-Intermediate. Longman, 2006.
- Norris N. The trouble with competence. Cambridge Journal of Education. Vol.21/3: 331-334, 1991.
- Velde Ch. Crossing borders: an alternative conception of competence. 27 Annual SCUTREA conference: 27-35, 1997.