Из всех созданий, живущих на земле, только человек может изменить себя. Только человек является архитектором своей судьбы.
Вильямс Джеймс
Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна не только вооружать школьника знаниями, но создавать возможности для жизненного самоопределения. Для того, чтобы данный процесс проходил более стабильно и способствовал формированию у обучающихся умения строить адекватные жизненные перспективы с учетом собственных интересов и желаний и осуществлять осознанный выбор в их реализации, в образовательном процессе необходимы места практики самопознания, самоопределения и рефлексии.
В нашей школе инициативной группой педагогов разработана и реализуется модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся в период предпрофильной подготовки. Работа по тренировке самоопределения начинается уже в начальных классах, где каждый ребёнок совместно с учителем оценивает свои результаты с помощью “Листа прогресса”. Под руководством классного руководителя школьники с родителями собирают портфолио личных достижений. Это позволяет формировать адекватную самооценку школьника, пробуждать мотивацию к решению новых образовательных задач с учетом возможностей и желаний ребенка, а также школьникам делать первые пробы в выборе модульных курсов по интересам в начальной школе.
Л.Н.Толстой советовал иметь цель для всей своей жизни, цель для известной эпохи своей жизни, цель для известного времени, цель для года, цель для месяца, цель для недели, для дня, для часа и для минуты, жертвуя низшие цели высшим, и вести дневник: “Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе его развития”. Вот почему в среднем звене при разнообразии существующих форм и видов деятельности в процессе предпрофильной подготовки в 7-8-х классах эффективным средством является “Дневник самопознания”, направленный на актуализацию процесса личностного развития обучающихся и подготовку к профессиональному самоопределению (приложение 1). Дневник является составной частью портфолио и помогает подросткам определить индивидуальную образовательную траекторию в старшей школе. Наряду с результатами итоговой аттестации в 9-м классе он изучается школьником совместно с экспертной группой при составлении индивидуального учебного плана. Анализируются устойчивость интересов к определенному роду деятельности, стабильность предпочтений в сфере профессиональной деятельности и реальность жизненных перспектив подростка.
Работа с дневником осуществляется в несколько этапов.
Организационный этап направлен на информирование педагогом-психологом классных руководителей 7–8-х классов об особенностях предпрофильной подготовки с использованием “Дневника саморазвития”, которые сопровождают подростков в работе с ним. Обучающиеся заполняют “Дневник самопознания” по одним и тем же разделам в 7-м и в 8-м классе с указанием даты. В течение этого периода используются как индивидуальная работа (школьник работает самостоятельно в домашней обстановке), так и групповая (во время внеклассной деятельности). Данная организация деятельности позволяет подросткам видеть изменения, которые с ними происходят через сравнение данных и выстраивание отношений к ним, а также в конце 8-го класса сориентироваться в курсах по выбору в 9-м классе с учетом выявленных тенденций.
На основном этапе работу с дневником целесообразнее проводить в виде цикла классных часов в середине учебного года (декабрь – январь), имеющих смысловую и логическую завершенность: “Знаю ли Я Себя?”, “Моя будущая профессия”, “Мои интересы”, “Значимые и незначимые школьные предметы”, “Загляни в будущее”, “Настоящее, из чего оно состоит” и т.д.
“Дневник саморазвития” составлен на основе методических материалов по профориентационной работе и содержит следующую логику самопознания – вначале самопознание при помощи психологической диагностики, далее формирование самооценки обучающихся, а затем последовательный переход к самонаблюдению и самоанализу. Дневник включает разделы: самопознание жизненных целей; самопознание личностных качеств; изучение склонностей и интересов к школьным предметам и типам профессиональной деятельности. Особенности деятельности с дневником представлены в методических рекомендациях (приложение 2).
Информационная часть “Дневника самопознания” структурирована так, чтобы подросток мог включаться в разные виды диагностической деятельности. Основной критерий при подборе диагностического инструментария – простота обработки диагностических методик, позволяющая подростку самому быстро произвести вычислительные расчеты. При этом классный руководитель оказывает необходимую поддержку и помощь в интерпретации результатов и построении выводов. Наряду с анкетой по изучению отношения к школьным предметам, в дневник вошли “Анкета интересов” в модификации Г.В.Резапкиной и “Опросник ДДО” в модификации С.И.Вершинина, которые являются надежными и валидными в области профконсультации. Подросток включается в такие виды деятельности как самооценка, соотнесение результатов диагностических данных с самооценкой, что позволяет ему спроектировать свой жизненный сценарий. При выполнении данного задания он может проявить творчество в подростковых мечтаниях через создание рисунков и эссе. Такое разнообразие, на наш взгляд способствует не только поддержанию интереса подростков к проводимой работе, но и развивает творческий потенциал личности.
В ходе работы с “Дневником саморазвития” проводятся индивидуальные консультации для подростков педагогом-психологом при возникновении необходимости. Возможны также дополнительные индивидуальные задания: прочитать литературу, посетить службу занятости или учебное заведение.
Заключительный этап. Организуя деятельность с “Дневником саморазвития”, мы учитываем тот факт, что диагностические результаты носят не только ориентировочный характер для обучающихся, но и являются важным информационным показателем для педагогического коллектива в индивидуализации образовательного процесса. При формировании образовательного пространства, по окончании работы подростков с “Дневником саморазвития” в 8-м классе классный руководитель составляет сводную ведомость полученных результатов в виде таблицы (приложение 3).
Экспертная группа анализирует и обобщает результаты, определяет общие тенденции в развитии интересов и профессиональных склонностей у учащихся 7-8-х классов, что позволяет выявленные особенности учитывать в формировании банка курсов по выбору для школьников 9-х классов. Так, в 2007 – 2008 уч.году в процессе изучения профессиональных предпочтений среди учащихся 8-х классов отмечается преобладание интереса в сфере профессиональной деятельности “Человек – Человек”. На втором месте выявлена сфера деятельности “Человек – Художественный образ” и на третьем месте “Человек – Природа”. Анализируя сферу интересов восьмиклассников к определенному роду деятельности, отмечается преобладание интересов в следующей иерархии: 1) спорт и военное дело; 2) география и геология; 3) предпринимательство и домоводство; 4) радиотехника и электроника; 5) математика; 6) русский язык.
Учитывая выявленные данные, педагогами были разработаны ряд новых курсов по выбору, которые соответствуют интересам и профессиональным предпочтениям обучающимся: “Мода и этикет”, “Введение в предпринимательство”, “Мир растений”, “Мир животных”. Так появился и курс предпрофильной подготовки “Путешествие в мир моего “Я”, направленный на формирование у учащихся 9-го класса способности к осознанному ответственному выбору в собственном образовании. В реализации данного курса используется дневник “Проектирование индивидуального образовательного маршрута” (приложение 4), при работе с которым девятиклассник проектирует личный профессиональный план на ближайшие два года. Основной вид деятельности подростков – самоанализ в трех плоскостях:
- “Я хочу!” – прояснение собственных потребностей относительно выбора профессии;
- “Я могу!” – прояснение собственных возможностей и способностей относительно будущей профессии через анализ познавательных способностей, личностных особенностей и профессиональных интересов и склонностей;
- “Мне надо!” – обозначение желаемого в собственном выборе.
Конечным продуктом у обучающихся в реализации курса “Путешествие в мир моего “Я” является содержание образовательной деятельности в 10–11-м классе с конкретным перечнем предметов для изучения на профильном уровне и перечнем элективных курсов (или потребности в них) для совершенствования умений.
Таким образом, профессиональное самоопределение – важный и ответственный шаг в жизни подростка, так как в этом возрасте только начинает формироваться нравственно-ценностная основа личности, происходит ее социально самоопределение относительного будущего стиля и образа жизни. Работа школьников с различными дневниками является подготовительным этапом, который способствует не только изучению личностных интересов и способностей, но и совершенствует качества – самостоятельность, ответственность, способность к самоанализу. Они учатся осознавать жизненные предпочтения и руководствоваться ими в различных ситуациях, а самое главное выделять для себя жизненные цели и верить в их достижение.