План семинара
- Основные понятия.
- Анализ анкетирования учащихся, педагогов и родителей.
- Практические занятия.
- План работы на 2 четверть.
1 часть. Теоретическая
В настоящее время роль школы как образовательного учреждения претерпевает значительные изменения, а именно: на первый план выходит не передача суммы знаний, накопленных человечеством, а технология поиска постановки проблем для исследования с целью дальнейшего поиска решения. В связи с этим на одно из первых мест в организации образовательного процесса выходит разработка и создание единого информационного пространства в школе, для создания которого необходима материальная база и кадры. К материальной базе относится: наличие компьютеров, объединенных локальной сетью, подключение к Интернет, наличие образовательных программ. Что касается кадров, то здесь будем говорить о педагогах, работающих в школе. В последнее время, как мы уже заметили, с нас все больше требуется знание и владение компьютером, мультимедиа, умение пользоваться другой оргтехникой (принтер, сканер).
Рассмотрим некоторые понятия, связанные с данной проблемой. Чаще всего в литературе встречается понятие “информатизация образования”.
Информатизация образования – это комплекс действий по внедрению информационных технологий во все виды и формы образовательной практики, трансформация на это основе существующих и появление новых образовательных моделей
Цели информатизации образования:
- повышение качества образования и обеспечение доступности образовательных услуг;
- подготовка участников образовательного процесса к жизни в информационном обществе;
- повышение эффективности функционирования и потенциала развития системы образования.
Задачи информатизации образования. Области применения информационных технологий. (см слайд)
Также в данном вопросе следует говорить о таком понятии, как ИКТ-компетентность учителя и ИКТ-компетентность обучающихся.
Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ - грамотности.
ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
В педагогической практике мы находим следующее определение ИКТ-компетентности учителя: комплекс качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям, а эффективность результатов работы учителя в условиях информатизации образования зависит от того, насколько у него эти качества развиты.
ИКТ-компетентность учителя развивается и формируется в процессе обучения, повышения квалификации и самообучения информатике как способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Оцените, пожалуйста, себя по трехбалльной системе по следующим критериям.
К числу значимых признаков ИКТ-компетентности учителя относятся:
-знание информатики как предмета;
-использование компьютера как технического
средства в профессиональной деятельности;
-выраженность активной социальной позиции и
мотивации участников образовательного
пространства;
-совокупность знаний, умений, навыков по поиску,
анализу и использованию информации;
-актуальные образовательные или
профессиональные задачи.
12-15 баллов – высокий уровень ИКТ-компетенции, 8-11 баллов – средний уровень, до 8 баллов – низкий уровень ИКТ-компетенции.
Таким образом, ИКТ-компетентность учителя складывается из умений пользоваться современными техническими средствами и эффективно применять их в профессиональной деятельности.
ИКТ-компетентность обучающихся.
Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
2 часть. Аналитическая. Анкетирование
В анкетировании приняли участие: 46 родителей, учащиеся 5х. 8,9 классов в кол-ве 73 человек, 35 педагогов. О результатах анкетирования.
У 78% учащихся есть в наличие дома компьютер, у 22% нет.
Для развлечений компьютер используется у 61%, для общения в интернет – 56%, для работы с учебными образовательными программами – 45%, для сбора дополнительной информации 41%. Время занятий за компьютером варьируется от 1 часа до 5.
На вопросы об использовании компьютера на уроках 91% учащихся ответили положительно, и только 2% затрудняются; посещать кружки и факультативы по информатике в школе хотели бы 78% учащихся.
Анкетирование родителей показало, что 91% семей имеют компьютеры дома (опрашивались другие семьи, неопрошенных учащихся).
На вопрос о том, “Кем больше используется компьютер дома?” 80 % родителей ответили, что детьми. Цели использования: для развлечения – 97 % опрошенных, для общения в интернет 67%, для обучения – 39%, для сбора дополнительного материала 41%.
Также 91 % родителей ответили, что необходимость в использовании на уроках компьютерной техники есть, 9% - нет.
86% родителей хотели, чтобы дети посещали кружки и факультативы по информатике в школе, 14% - в других учебных заведениях.
Анкетирование педагогов показало, что многие педагоги нашего коллектива уже умеют пользоваться компьютером, активно используют его для подготовки и проведения уроков.
Перейдем к цифрам.
Из анкет мы увидели, что активно используют ресурсы интернет для подготовки и проведения уроков 47% педагогов, 29% на уроках используют видеофильмы и презентации, 7% опрошенных пользуются фондами школьной медиатеки, в других целях используется компьютер 7% педагогов (в основном, это использование на кружках и во внеклассной деятельности).
Дома активно компьютер используется у 79% опрошенных педагогов, из них оценивают свой уровень выше среднего и высокий 47%, средний и ниже среднего уровень 12 % опрошенных, низкий уровень у 41% педагогов.
Помощь в овладении ИКТ требуется 59% педагогов и 41% не нуждается в помощи.
Выводы
- В настоящее время в нашей школе достаточно благоприятные условия для формирования ИКТ-компетентности учителей и учащихся.
- Отмечен интерес и стремление педагогов и учащихся к самообразованию
- Создан кабинет информатики, кабинет мультимедиа в стадии разработки
- Следующим направлением в данной работе мы видим:
- Активное обучение педагогов в школе, на курсах в ЦПК.
- Использование ИКТ на уроках.
- Проведение открытых уроков.
- Создание программы информатизации школы.
3 часть семинара. Практическая
Работа по подгруппам. 1 подгруппа: ознакомление с аппаратурой в 21 кабинете. 2 подгруппа: ознакомление с ресурсами интернет, поиск материала к урокам. Работа в группах по 20 минут.
Задание:
- МО – спланировать уроки (создать копилку уроков в электронном варианте)
- Написание программы, её утверждение на педсовете.
- Проведение недели (декады) уроков с использованием ИКТ.
Рефлексия. На листочках написать:
Насколько интересна и актуальна была предложенная тема семинара?
Что я получила от его посещения?
Мне захотелось…