Мир из добрых надежд на картинах детей.
На картинах творцов полон новых идей.
Искусство – необходимая часть жизни человека. Общество нуждается в активных, творческих людях. Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни? Коллектив моей школы – школы № 58 на протяжении десятка лет пытался решить эти задачи. Наша школа была единственной в микрорайоне, работающей по программе углубленного изучения изобразительного искусства.
В качестве ведущей идеи школы выступала идея эстетического отношения к действительности через постижение культуры, поиск красоты и обретение радости. Дело не только в том, чтобы научить детей видеть и чувствовать прекрасное в искусстве, задача сложнее – сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной жизни. Позвольте поделиться мыслями и идеями моей работы.
Моя педагогическая философия проста:
- будь счастлив и ты воспитаешь счастливого человека;
- растрачивай свои эмоции и поднимайся до чувств детей;
- будь не над детьми, а вместе сними.
Наверное, это прозвучит банально, но думается, что нельзя считать учителем того, кто только учит детей, вернее, дает детям какие-то знания или только воспитывает их, пытаясь привить им необходимые моральные нормы. Учитель это не профессия, это особое состояние души. Я знаю, это звучит банально, но очень верно. Я думаю, особое состояние души это когда человек счастлив. Счастливый человек все делает красиво, радостно с вдохновением. Он парит высоко-высоко, он хочет делиться своим счастьем, стремится сделать всех окружающих счастливыми. А что такое счастливый учитель? Наверное, воспитать счастливого человека может только счастливый учитель.
Много лет назад я познакомилась с творчеством Януша Корчака – невероятно талантливого учителя, воспитателя и друга детей. Всей своей жизнью фантастического педагога-творца Корчак неустанно вершил свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого из своих питомцев. Упорно, но чрезвычайно нежно подводил каждого мальчишку и девчонку к “добру, красоте и свободе”. Он – один из крупнейших гуманистов прошлого века. Своей жизнью и самой смертью он отстаивал уважительное отношение к ребенку, к детству. “Детей нет – есть люди, – утверждал Корчак. – Но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств”. Мне кажется, он был очень светлым, безумно счастливым человеком и счастливым учителем.
Светлое, открытое лицо, счастье в глазах, счастье в голосе, счастье в мимике и жестах, счастье во всем облике, счастье в мыслях, счастье в душе, счастье вокруг него. Счастливый учитель приходит к детям, чтобы раскрыть им душу, эмоционально обогатить их, ведь дети не приемлют все холодное, рациональное и практичное, они смотрят на мир через эмоции. С умом можно прийти к соглашению, но с эмоциями не договоришься. Эмоции – это часть души, и надо растрачивать свои эмоции, надо показывать свои чувства, чтобы увидеть восторг, радость, удивление, негодование, задумчивость и озарение на лицах детей. “Одна из грубейших ошибок – считать, что педагогика считается наукой о ребенке, а не о человеке… В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение… В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостает лишь опыта”.
Счастливый учитель тот, кто может сказать о себе: “Я – актер со множеством разных и неповторимых масок. Я – режиссер. Во многом от меня зависит, какой будет жизнь на уроке и вне его. Я – психолог. Я могу тонко чувствовать душу ребенка. Я – друг. А друзья понимают друг друга с полуслова, они отдают друг другу самое лучшее; они стремятся сделать друг друга добрее, чище и красивее. Я просто человек. Я не выше и не ниже детей. У меня есть достоинства и недостатки, поэтому мне следует общаться с детьми на равных. Еще одна цитата из Януша Корчака:
“Вы говорите:
- Дети нас утомляют.
Вы правы. Вы поясняете:
- Надо опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.
Ошибаетесь. Не от этого мы устаем. А оттого, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться, чтобы не обидеть”.
Дети любят рисовать учителей и очень часто рисуют совершенно разных, и каждый по-своему. Они достаточно точно подмечают какие-то характерные особенности. Они не думают долго над рисунком, не анализируют – рисует их душа. И получается живо и непосредственно. А как бы взрослый изобразил учителя? Может быть, это будет мужчина с указкой у доски, а может быть, женщина у глобуса. Но, наверное, это просто учитель математики или географии. Представьте такую картину: маленький и большой человек идут навстречу солнцу, взявшись за руки. Может быть, это и есть учитель. Их двое. Потому что мы всегда остаемся наедине со своим учителем в великий час учения, хотя вокруг много друзей. О чем говорят эти двое? О звездах, о дожде, о солнце… неизвестно. Одно очевидно: они счастливы вместе. Им интересно вдвоем и ничего не страшно. Возможно, именно так выглядел Януш Корчак, когда шел вместе со своими воспитанниками на смерть.
Корчак был, вероятно, первым из современных деятелей образования, кто столь четко сформулировал и реализовал в педагогической практике идею уважения к ребенку.
Гуманистическая педагогика мне очень близка, а в основу ее положен личностно-ориентированный подход. Личностно ориентированным образованием в современной педагогике называют образование, обеспечивающее развитие, прежде всего, тех качеств личности, которые помогут человеку стать хозяином своей жизнедеятельности, занять в ней активную, ответственную, "авторскую" позицию. Динамичное развитие общества требует формирования в человеке ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в постоянно изменяющемся мире.
Я думаю принципы, сформулированные И.С. Якиманской хорошо применимы в моей работе на уроках изобразительного искусства и внеклассных делах:
- использование субъектного опыта ребенка;
- предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий;
- стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов работы с учебным материалом с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
- накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;
- обеспечение на занятии личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
Целевые ориентации
- Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
- Гуманно – личностный подход к ребенку.
- Единство обучения и воспитания.
В сложившейся ситуации, когда обществу нужны развитые, самостоятельные, мыслящие и высококультурные люди с широким кругозором, а родители не могут или не хотят развивать своих детей, роль учителя, воспитателя и друга очень велика. Выбрав личностно-ориентированный подход, как наиболее приемлемый и интересный путь развития и обогащения детей, я добилась неплохих результатов. А гуманистические работы Корчака помогли понять и принять душу ребенка.
Я считаю, мне повезло, потому что я учила детей видеть красоту во всем, учила понимать цвет, учила создавать невероятные вещи, учила выдумывать и фантазировать. Я опиралась на программу Бориса Неменского. Программа удивительно разнообразна, насыщена и дает огромный простор для творчества детей и учителя.
Кроме того, я использовала идеи итальянских педагогов Марии Претте и Альфонсо Капальдо. Они считают, что “творческая деятельность, то есть создание произведений графики, живописи, пластического и декоративно-прикладного искусства связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, которые свойственны ему на разных этапах развития”.
Художественное воспитание в целом и уроки ИЗО в частности не ставят своей целью подготовить профессионалов в той или иной сфере художественной деятельности. Применительно к урокам ИЗО: я не стремилась сделать из детей профессиональных художников. Не навязывала детям какие-либо эстетические каноны, не давала детям образцы для копирования. Одна немецкая художница сказала: “При самостоятельном выборе, нахождении и обработке формы ребенок становится мужественным, искренним; у него развивается фантазия, интеллект, дар наблюдателя, терпение, позднее вкус. Всем этим будет обеспечен путь к красоте”.
Если искусство является средством выражения мыслей и чувств, средством общения, то необходимо развивать у детей оригинальность творческой мысли, умение понимать чувства других людей, умение находить нужные решения и выдвигать свои идеи. Задача художественного воспитания, на мой взгляд, – раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в каждом ребенке с рождения, независимо от того, в каком направлении будут развиваться эти способности, когда ребенок станет взрослым.
Приходя в школу, большинство детей рисуют достаточно плохо. Начиная работать с первоклассниками, я сталкивалась с рядом проблем, которые пыталась решить на протяжении всего обучения в начальной школе. Проблемы таковы:
- Психологические комплексы – ребенок не хочет рисовать, потому что он думает, что не умеет рисовать или действительно не умеет
- Ребенок приходит в школу не обученный живописи, рисунку, лепке, то есть не умеет самостоятельно, без образца создать что-либо
- Почти все дети не видят, вернее не чувствуют цвет и его оттенки
- Как правило, в детском саду детей не знакомят с различными техниками живописи, графики, скульптуры
Решая эти проблемы, я использовала блок-схему состоящую из пяти частей. Схема универсальна и мобильна. Она может быть использована как для отдельного урока, так и для целого цикла, начиная с первого класса и заканчивая одиннадцатым. Кроме того, схема применима и для других предметов
Общая блок-схема
На всех этапах обязательно:
- Эмоциональное отношение
- Учет и контроль (исправление ошибок)
- Оперативная помощь
Один пример:
2 класс “Ты и искусство”.
2 четверть “Ты изображаешь, украшаешь, строишь”.
Пять уроков по темам “Изображение и реальность”, “Изображение и фантазия”.
Объект всех уроков – человек.
0 этап
1 урок “Изображение и реальность” (наброски с человека)
Цель: формировать представления детей об изображении человека в целом и изображении человека с натуры в частности.
Содержание: повторение материала, изученного в первой четверти; постановка целей и задач на вторую четверть и данный урок; беседа о том как можно изобразить человека; подготовительные упражнения (рисование человека с натуры).
1 этап
2 урок “Изображение и реальность” (люди, которых мы видим каждый день)
Цель: формировать представления детей о пропорциях тела взрослого и ребенка.
Содержание: беседа о строение тела ребенка и взрослого; знакомство с работами художников; практическая работа “Люди, которых мы видим каждый день”.
2 этап
3 урок “Изображение и реальность” (игра в футбол)
Цель: создать условия для понимания темы “Изображение человека в движении”.
Содержание: игра “Встань в позу”; знакомство с работами художников; практическая работа “Игра в футбол”.
3 этап
4 урок “Изображение и реальность”(люди и их профессии)
Цель: создать условия для применения знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках, при помощи новой техники аппликации – “рваной бумаги”.
Содержание: повторение материала предыдущих уроков; практическая работа “Люди и их профессия”.
4 этап
5 урок “Изображение и фантазия” (люди-деревья)
Цель: формировать представления детей о том, что можно создать образ нереального человека.
Содержание: беседа-сказка о людях и деревьях, об их сходстве и различие; практическая работа “Люди-деревья”
Я выработала для себя 5 правил хорошего урока:
1. Создание положительного эмоционального настроя на работу
2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации деятельности в ходе занятия.
3. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что "мы узнали", но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, о чём бы хотелось поговорить ещё раз, а что сделать по-другому.
4. Поощрение на уроке не только хорошей работы ученика, но и анализ того, как ученик это сделал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался.
5. Работа ученика должна анализироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
Художественная деятельность школьников на уроках приобретает разнообразные формы: практическая работа учащихся – изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти и по представлению, декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; рассматривание слайдов, репродукций; просмотр видео фильмов; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических и современных).
На уроках вводятся дидактические игры и игровые драматизации по изучаемой теме. С некоторыми из них можно познакомиться в Приложении 1.
Техники и приемы, которые помогают создать условия для творчества и развития фантазии детей
Коллективные работы
- Тема “Искусство Древней Греции” 4 класс – панно в технике бумагопластики “Акрополь”
- Тема “Искусство на улицах города” 3 класс – коллаж из цветной бумаги и газет
- Тема “Мастер украшения” 1 класс – “Замок Снежной королевы” (цветная бумага и снежинки)
- Тема “Образ русского богатыря” 7 класс – портрет богатыря на коне (самоклейка)
- Тема “Мастер изображения” 1 класс – “Портрет Флоры (Фауны) – гуашь
- Тема “Архитектура барокко” 8 класс – “Дворец для заморского посла” (фодьга, самоклейка)
Техники
- Мятая бумага
- Ниточная кляксография
- Техника витражных красок
- Копии с картин
- Цветовые гармонизаторы
- Создание тематических календарей
Технологии
- Разноуровневая дифференциация
Тема “Балет” 3 класс (конспект этого и других уроков урока можно посмотреть в Приложении 4)
- Драматизация
- Тема “Праздничный город вечером” (экскурсия по вечернему городу. Вся экскурсия сопровождается звуками вечернего города: салют, гул улиц, духовой оркестр, радостный смех, а класс оформлен лампочками и огоньками, как праздничной иллюминацией)
- Тема “Архитектура барокко” 8 класс (конспект урока можно посмотреть в приложениях)
- Тема “Создание мультфильма” 3 класс (2 урока) – работа по группам, на первом уроке: все дети – художники-мультипликаторы создают образы главных героев и придумывают историю по первому данному предложению (примеры детских историй можно найти ниже); на втором уроке распределяются роли (режиссер, монтажер, художник-оформитель и т.д.) и все вместе создают “пленку” мультфильма, а затем показывают его
- Тема “Искусство Древней Греции” 4 класс – элемент драматизации (рисование с натуры “древнегреческих людей”, для костюмов используется тонированная марля)
- Тема “Картины на темы истории” 7 класс – “Создание лубочных картинок” (конспект урока можно посмотреть в приложениях)
- Обобщающие уроки – экскурсии, которые проводят сами дети
“Чувство собственного превосходства чуждо зависти, не ведает точной меры, вероятно, полезно, быть может, необходимо. И столь же необходимо чувство собственного ничтожества, то сознание пределов своих возможностей, которые должен иметь художник, различая за жалкими плодами своих трудов головокружительный, сияющий призрак совершенства” – замечательное высказывание английской писательницы Айрис Мёрдок,
которым я бы хотела предварить результаты моей работы. Эти слова я выбрала не случайно. Проработав учителем изобразительного искусства в школе 12 лет, я не перестала удивляться, насколько непосредственны, талантливы и неисчерпаемы мои дети. Нет предела совершенству, поэтому трудно отследить результаты детского творчества, и по каким критериям это делать? Здесь важно, насколько свободнее стал ребенок в работе с различными художественными материалами, и достаточно ли легко и непринужденно он владеет цветом, видит и чувствует цвет. Следует обратить внимание на то, может ли ребенок творить самостоятельно, не задавая вопросов типа: “А можно я сделаю так? А можно взять тот или иной цвет?” Приятно осознавать, что даже те дети, у которых слабо проявляются способности к изобразительному искусству, создают маленькие шедевры.
В Приложении 2 можно познакомиться с работами детей.
Дети не боятся делать ошибки и умеют их исправлять без помощи учителя. Очень приятно видеть, как дети используют в своих произведениях самые различные материалы, начиная от цветной, оберточной бумаги и ткани и заканчивая полиэтиленом, камнями, монетами и даже какими-то съедобными вещами.
Можно с уверенностью сказать, что дети творят и фантазируют, и делают это с удовольствием и удовлетворением. Мои дети любили даже контрольные уроки и разные задания. Несколько примеров из своей практики в Приложении 3.
В заключении хотелось бы озвучить одну дерзкую, но правильную мысль: в наше странное время живут странные люди, которые почему-то полагают, что они и искусство – две галактики, расположенные на расстоянии многих световых лет друг от друга. Они и не догадываются, что даже периоды человеческой жизни похожи на направления изобразительного искусства. ДЕТСТВО – чистый импрессионизм со всей его непосредственностью, яркостью и лучезарностью. ПОДРОСТКИ даже не подозревают, что своим эпатажем, максимализмом и вздорностью очень напоминают авангардизм. ВЗРОСЛЕЯ, мы все больше тяготеем к реализму с его основательностью и четкой прорисовкой деталей.