Цель: Обобщить и систематизировать материал, изученный по теме “Четырехугольники”.
Ход урока
I. Проверка теоретических знаний.
(свои оценки учащиеся записывают в контрольный лист)
1. Разгадай кроссворд.
По горизонтали:
1. Фигура, состоящая из четырех точек и
четырех последовательно соединяющих их отрезков;
4. Параллельные стороны трапеции;
5. Четырехугольник, у которого противоположные
стороны попарно параллельны;
6. Отрезок, соединяющий противоположные вершины
многоугольника;
7. Отрезок, соединяющий соседние стороны
многоугольника;
8. Непараллельные стороны трапеции;
10. Параллелограмм, у которого все стороны равны;
11. Четырехугольник, у которого только две
противоположные стороны параллельны;
12. Сумма длин всех сторон многоугольника.
По вертикали:
2. Трапеция, у которой равны боковые стороны;
3. Ромб, у которого все углы прямые;
9. Четырехугольник, у которого все углы прямые.
После выполнения задания учитель зачитывает правильные ответы, а учащиеся сами выставляют себе оценку в контрольный лист.
Критерии оценки.
Оценка | Количество верных ответов |
“5” | 12 - 11 |
“4” | 10 - 8 |
“3” | 7 - 6 |
2. Заполни таблицу, отметив знаки “+” – да, “-” – нет.
Таблица “Свойства четырехугольников”.
Параллелограмм | Прямоугольник | Ромб | Квадрат | |
1. Противоположные стороны параллельны и равны. | ||||
2. Все стороны равны | ||||
3. Противоположные углы равны, сумма соседних углов равна 1800. | ||||
4. Все углы прямые. | ||||
5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. | ||||
6. Диагонали равны. | ||||
7. Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами углов. |
Таблица правильных ответов записывается на доске и проверяется в парах. Оценка после взаимопроверки выставляется в контрольный лист.
Параллелограмм | Прямоугольник | Ромб | Квадрат | |
1. Противоположные стороны параллельны и равны. | + | + | + | + |
2. Все стороны равны | - | - | + | + |
3. Противоположные углы равны, сумма соседних углов равна 1800. | + | + | + | + |
4. Все углы прямые. | - | + | - | + |
5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. | + | + | + | + |
6. Диагонали равны. | - | + | - | + |
7. Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами углов. | - | - | + | + |
II. Работа в группах.
Класс делится на группы по усмотрению учителя.
Задание группам.
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа |
Дать определение параллелограмма. Сделать чертеж и перечислить все его свойства | Дать определение трапеции. Сделать рисунки всех видов трапеций. Перечислить свойства равнобедренной трапеции. |
Дать определение прямоугольника. Сделать чертеж и перечислить свойства прямоугольника |
Дать определение ромба. Сделать чертеж и перечислить свойства ромба. |
Дать определение квадрата. Сделать чертеж и перечислить свойства квадрата. |
Задача. | Задача. | Задача. | Задача. | Задача. |
Стороны параллелограмма пропорциональны числам 3 и 7. найдите меньшую сторону, если периметр равен 20 см. | В трапеции ABCD АВ = 4 см, ВС = 8 см, CD = 4 см, AD = 12 см. Найдите угол АВС. | В прямоугольнике проведена биссектриса угла С, которая пересекает сторону КМ в точке Е, причем длина отрезка ЕК равна 3 см . Найдите длину СN, если периметр CKMN равен 50 см. | Один из углов ромба равен 1200 , а его меньшая диагональ равна 5 см. Найдите периметр ромба. | Сторона квадрата ABCD равна5 см. Известно, что разность длины диагонали и его стороны равна 2 см. Найдите углы треугольника ABC и его периметр. |
Свои выступления группа делает на больших листах и защищает их у доски. Оценку за выступление дает класс, а учащиеся записывают ее в контрольный лист.
III. Самостоятельная работа (в двух уровнях). Решать в контрольных листах.
I – Уровень.
- Найдите углы ромба, если его диагонали составляют с его стороной углы, один из которых на 30 градусов меньше другого.
- Угол между диагоналями прямоугольника равен 800. Найдите углы между диагональю и сторонами прямоугольника.
II – Уровень.
- Найдите угол между диагоналями прямоугольника, если каждая из них делит угол прямоугольника в отношении 4 : 5.
- Найдите углы параллелограмма, если одна из его диагоналей является его высотой и равна длине его одной стороны.
Ответы:
Уровень – I.
- 600, 1200.
- 400, 500.
Уровень – II.
- 800.
- 450, 1350, 450, 1350.
IV. Домашнее задание.
- Вопросы к главе V на стр.114 -115 №№ 1 – 15.
- №№ 415(б), 413(а), 410.
Дополнительная задача. На сторонах АВ и CD прямоугольника ABCD взяты точки К и М так, что АКСМ – ромб. Диагональ АС составляет со стороной АВ угол 30 градусов. Найдите сторону ромба, если наибольшая сторона прямоугольника равна 3 см. (задачу сделать по желанию на оценку и на листиках) (ответ: сторона ромба равна 2 см)
Контрольный лист учащегося.
Самооценка за кроссворд –
Взаимооценка за таблицу –
Оценка за работу в группах –
Оценка за самостоятельную работу –
Итоговая оценка –