Урок информатики в 3–6-м классах по теме "История развития вычислительной техники"

Разделы: Информатика


Тема урока: История развития вычислительной техники.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цели урока: познакомить учащихся с историей вычислительной техники, повысить интерес к предмету, сформировать у учащихся понимание необходимости знания истории развития вычислительной техники.

УМК: мультимедийная презентация “История развития вычислительной техники” (Приложение 1).

План урока

I. Орг. момент.

II. История развития вычислительной техники.

III. Устный опрос.

IV. Итог урока.

Ход урока

I. Орг. момент

  1. Подготовка к уроку.
  2. Тема урока.

Слайд 1.

II. История развития вычислительной техники

Презентация “История развития вычислительной техники” (Приложение 1) сопровождает выступление учителя.

Современные компьютеры мультимедийные, т.е. могут работать с числовой, текстовой, звуковой и видеоинформацией.

Самые первые компьютеры люди придумали, чтобы облегчить себе выполнение вычислений.

Но сначала появилось слово “компьютер”. До XX в. слово “компьютер” использовалось для обозначения людей, выполняющих расчеты.

Слайд 2.

А ещё раньше были различные устройства, которые помогали человеку вычислять. Например, абак – самое простое вычислительное устройство. Состоит из костей, скользящих по направляющим стержням.

Слайд 3.

В 1822 г. конструктор Чарльз Ксавьер Томас (1785-1870) создал первый механический калькулятор – арифмометр.

Слайд 4.

В 1833 г. английский математик Чарльз Беббидж начал создание аналитической машины. Так появилась первая машина, которую считают прообразом современных компьютеров.

Слайд 5.

Постройке аналитической машины Беббидж посвятил последние 37 лет своей жизни, но так и не закончил работу.

Ему помогала графиня Ада Августа Лавлейс, талантливая писательница и математик. Она сделала для машины программу в виде карт с отверстиями (перфокарт).

Слайд 6.

Так как в те времена не было заводов, которые выпускали бы части для аналитической машины, и Чарльзу Беббиджу приходилось каждую деталь машины изготавливать самому, он не смог её закончить. Это сделал его сын в 1910 г. по чертежам.

Теперь эта машина находится в музее.

Первый электронный компьютер появился в 1945 году в США. Учёные Проспер Эккерт и Джон Мокли построили ЭНИАК.

Слайд 7.

Это была очень большая электронная вычислительная машина (ЭВМ). Он занимал большой зал. Данные проходили через ряд больших переключателей, собранных из электронных ламп. Электронные лампы занимали много места, потребляли много энергии и сильно нагревались.

В 1953 г. в СССР (в Киеве) под руководством академика Лебедева разработан электронный компьютер, похожий на ЭНИАК.

Его назвали – большая электронная вычислительная машина (БЭСМ).

Слайд 8.

И только в 1974 году два американских бедных студента в гараже собрали первый персональный компьютер Альтаир. Это были Билл Гейтс и Пол Ален. В 1975г. они основали компанию Microsoft.

Слайд 9.

Этот компьютер называли “комплектом для домашней сборки”, потому что дома его подключали к телевизору и магнитофону.

В 1976 году в США Стив Джобс и Стив Возняк сделали похожий компьютер и основали компанию Apple Computer.

Слайд 10.

Сегодня компьютеры становятся всё умнее и предоставляют нам всё больше возможностей. Современные компьютеры вычисляют, работают с текстом, воспроизводят и создают музыку и видеофильмы.

Слайд 11.

III. Устный опрос

  1. Кого раньше называли компьютерами?
  2. Как назывались первые механические вычислительные устройства?
  3. Кто помогал Чарльзу Беббиджу создавать аналитическую машину?
  4. Как назывался первый электронный компьютер?
  5. Когда и где появился компьютер БЭСМ?
  6. Как назывался компьютер, выпущенный в 1975 году в Америке?
  7. Что сделала для компьютера графиня Ада Августа Лавлейс?

IV. Итог урока

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Список используемой литературы

  1. Маргарет Стефенс, Ребекка Триз. Компьютер для начинающих.
  2. Анна Клейборн. Компьютерный словарь для начинающих.
  3. Компьютер для детей. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.