Цели урока:
- Образовательная - обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»;
- Развивающая - развитие логического мышления учащихся, расширение кругозора по окружающему нас миру;
- Воспитательная - воспитание интереса к предмету, трудолюбие, умение работать коллективно и самостоятельно.
Тип урока:
Урок - обобщение и систематизации знаний и умений учащихся.
Оборудование:
Экран, мультимедийный проектор, дидактический материал, карточки с заданиями.
План урока
- Организационный момент. Ставлю цели и задачи. Объясняю форму урока.
- Проверка домашнего задания
- Разминка (устный счет).
(Начало показа слайдов. Презентация. Слайд 1.) - Привал исторический (небольшая
историческая справка о происхождении
дробей, рассказывают учащиеся).
(Презентация. Слайд 2.) - Привал биологический (нужно решить
примеры и расшифровать название
животного) работа в парах, задания даны на
карточках.
(Презентация. Слайд 3. Картинка с изображением куницы). - Привал географический (решение уравнений) (Презентация. Слайд 4. Картинка с изображением озера Байкал).
- Математический штурм высоты (решаем примеры по действиям на сложение и вычитание десятичных дробей).
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Здравствуйте ребята. Сегодня у нас обобщающий урок по теме:
«Сложение и вычитание десятичных дробей». Я приглашаю всех, кто любит путешествия, походы и математику совершить увлекательное восхождение на пик знаний. Для этого нам потребуется карта маршрута. Она перед вами. ( Карту нужно заготовить зарание).
На пути к вершине будет несколько привалов. Во время привалов мы будем отдыхать с пользой:
Будем мы считать, решать,
Будем думать и смекать.
Мы пройдем долину Историческую и окажемся на привале Историческом.
Затем пройдем через лес и окажемся на привале Биологическом.
Далее наш путь буде лежать через озеро «Неизвестное», нам предстоит переправиться через реку, передохнуть на привале Географическом.
Побываем на привале Спортивном.
Произведем штурм Пика Знаний и на пути к нему побываем на привале Математическом.
Итак, в путь. Желаю вам удачи.
Собираясь в дорогу, приготовьте, личные дневники для записей (рабочие тетради). Нас ожидает длительное восхождение и поэтому необходимо немного размяться.
Ребята, к нам пришел в гости снеговик. Он умеет грустить и радоваться. Снеговик грустит когда у вас что-то не получается и веселится, когда вы правильно отвечаете на вопросы и решаете задачи.
Разминка (устный счет).
- 3,7 + 1,1 =4,8
- 1,42 + 0,33 =1,75
- 3,7 – 1,7 =2
- 0,92 – 0,02 =0,90 = 0,9
- 6,9 + 2,3 =9,2
-
0,84 – 0,25 =0,59
-
0,25 – 0,1 =0,15
- 4,1 + 2,8 =6,9
- 2,41 + 0,11 =2,52
-
0,63 – 0,13 =0,50 = 0,5
- 5,8 + 4,4 =10,2
- 0,36 – 0,17 =0,19
Вы ребята молодцы, отлично справились с первым заданием.
Снеговик вместе с вами радуется, посмотрите, он улыбается. Давайте возьмем его с собой в путь. Дорога у нас не близкая, через долину историческую. Ребята, а вы знаете, когда появились первые дроби? А кто ввел десятичные дроби? Об этом мы узнаем на первом привале – историческом. О происхождении дробей рассказывает один из учащихся (сообщение учащемуся нужно дать зарание).
Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже.
В начале XV века математик и астроном д аль-Коши из Самарканда (Узбекистан) стал пользоваться десятичными дробями и в своей книге "Ключ к арифметике" сообщает правила умножения и деления таких дробей. Европейцам этот труд был не известен, и пришлось изобретать десятичные дроби заново.
Лишь в конце XVI века мысль записывать дробные числа десятичными знаками пришла некоему Симону Стевину из Фландрии (теперь Бельгии).
Далее путь к вершине знаний лежит через леса и нас ожидает привал Биологический. В этих лесах водятся разные звери. А как зовут зверька, с который тоже водится в этих лесах, вы узнаете, решив такие примеры:
1 ряд.
1). 2,145 + 3,01 = 5,155; слог – КУ
2). 2,01 + 1,43 = 3,44
2 ряд.
3). 4,41 + 5,36 = 9,77; слог - НИ
4).5,24 – 1,8 = 3,44
3 ряд.
5). 35,85 + 4,971 = 40,821; слог - ЦА
6). 105,11 – 8,7 = 96,41
Молодцы! Наше восхождение продолжается.
Ребята, на нашем пути озеро. И какое большое, огромное. Как же оно называется?
«Неизвестное». В этом озере водятся диковинные рыбы. Вам нужно поймать их, то есть решить уравнения (уравнения написаны в виде рыб на бумаге разного цвета).
- X - 27,5= 38,1
- 5,29 + X = 18,3
- (X + 3,79) – 1,97= 1,83
Хорошо ребята, вы поймали этих рыбок, нашли корни уравнений. Давайте вспомним, что такое корень уравнения.
Ребята отвечают:
Корень уравнения – это значение неизвестного, при котором данное равенство обращается в истинное.
Мы движемся дальше. Но на нашем пути река, которая вытекает из неизвестного нам озера. Чтобы перебраться через нее вам нужно решить задачу:
Собственная скорость катера 16,3 км/час. Скорость течения реки 1,9 км/час. Найдите скорость катера по течению реки и против него? Решение:
- 16,3 +1,9 = 18,2 км/час –скорость катера по течению
- 16.3 – 1,9 + 14,4 км/час –скорость катера против течения)
Итак, мы перебрались через реку и оказались на привале географическом.
Ребята, как называется одно из самых крупных, пресноводных и самое глубокое озеро в мире, которое находится на территории России? Ответить на этот вопрос вам поможет ребус.
Это озеро Байкал. (слайд 5 с изображением озера Байкал)
Мы прошли основной участок нашего пути и немного устали. Нас ждет привал Спортивный.( физкультминутка).
Ну-ка в сторону карандаши,
Ни тетрадей, ни ручек, ни мела,
Вы устали, ребята, сейчас отдохнем,
Чтобы дальше идти к вершине нам смело.
Вы отдохнули, и нам предстоит совершить заключительный этап на пути к Пику Знаний. Это самый важный и ответственный момент, поэтому будьте внимательны!
Математический штурм.
(Коллективная работа) Ребята, кто поможет снеговику решить примеры?
Решить два примера по действиям:
Мы совершили длительное восхождение к вершине. Интересно, а сколько километров мы прошли? Чтобы это узнать, давайте решим задачу:
Задача.
Ученики 5 класса Октябрьской школы совершая восхождение на Пик знаний, до привала Географический, прошли 3/5 всего пути, что составило 30 километров. Чему равен весь путь, пройденный учениками?
Решение:
30 : 3 . 5 = 50 км.
Подведение итогов урока.
Ответить на вопросы.
- Как короче записываются дроби, знаменатели которых единица с нулями?
- Как называют такую запись дроби?
- Изменится ли десятичная дробь, если в конце ее приписать нуль, а шесть нулей?
- Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей.
- Сформулируйте правило сложения и вычитания десятичных дробей.
Вот и закончилось наше восхождение к Пику Знаний. Просто замечательно, что среди вас нет таких, которым скучно на уроке математики. Я рада, что с урока вы уйдете с хорошим настроением и отличными знаниями.
Домашнее задание.
(Ребята, наш веселый спутник снеговик приготовил для вас домашнее задание – практическая работа на цветных карточках: синие, желтые, красные, по степени сложности)
Выставление оценок за урок.