Цель: Изучение причин возникновения силы упругости, выяснение природы силы упругости.
Задачи урока:
Дидактические:
- Постановка цели физического эксперимента.
- Отработка навыков работы с физическими приборами.
- Отработка навыков построения предположений и гипотез и подтверждение их опытным путем.
- Отработка учащимися умений самостоятельно делать выводы исходя из полученных результатов.
Развивающие:
- Развитие речевых навыков, умения говорить монологом.
- Развитие способностей учащихся к анализу и синтезу.
- Развитие теоретического мышления.
Воспитательные:
- Развитие умений работать в группе, развитие сотрудничества.
- Воспитание умения выслушивать товарища, уважать мнение оппонента.
- Воспитание уважения к историческому пути познания и науке древних мыслителей.
Оборудование:
- микролаборатория (на столах);
- видео;
- плакат.
План урока:
- Организационный момент. Расшифровка названия темы. (4 мин)
- Определение учениками цели и задач своей деятельности. (2мин)
- Корректировка цели и задач учителем. Представление Р.Гука. (3 мин)
- Работа в группах. (5 мин)
- Предположения ребят, полученные из опытов. (12 мин)
- Резюме опытов. (5 мин)
- Происхождение силы упругости. (3 мин)
- Закрепление. (3 мин)
- Утверждение пути исследования по плакату. (2 мин)
- Итоги урока. (1 мин)
Ход урока.
1. Учитель:
Наш урок я хочу начать со стихотворения Тургенева И.С.:
В моей душе тревожное волненье,
Напрасно вопрошал природу взором я.
Она молчит – в глубоком усыпленьи –
И грустно стало мне, что ни одно творенье,
Не в силах знать о тайнах бытия.
Одну из тайн природы вам предстоит сегодня раскрыть на уроке.
Человек размышляющий – это всегда человек сомневающийся. Не сомневается лишь тот, кто ничего не хочет знать, ни о чем не задумывается. А путь познания сложен: от наблюдений и фактов мы должны прийти к подтверждающему эксперименту, а построением гипотез мы должны прийти к теории (законам) (Приложение 1). Удачи вам! Дерзайте!
Тема нашего сегодняшнего урока представлена на доске в виде вопросов, вам нужно правильно угадать слово и выбрать нужную букву. Из этих букв по вертикали и обозначится слово:
Вопросы:
- Длина траектории (вторая буква).
- Что падает последним в трубке Ньютона, наполненной воздухом? (первая буква)
- Зависимость величины, выраженная с помощью координатных осей (четвертая буква).
- Естественный спутник Земли (вторая буква).
- Единица массы (пятая буква).
- Отрезок-стрелка (пятая буква).
- Прямая со стрелкой, на которой отмечаются координаты (первая буква).
- Основное физическое понятие, которое бывает большим и маленьким, а также человеческим (первая буква).
- Величина, которая записывается в вертикальных скобках (шестая буква).
2.3. Учитель: Молодцы! Вот вы и разгадали имя нашей тайны - упругость.
Как вы считаете, какие задачи мы должны поставить перед собой, что сделать, чтобы как можно больше узнать об упругости?
Ученики сами определяют задачи своей деятельности.
Примерные варианты ответа детей:
- Свои жизненные наблюдения и опыты попробовать подтвердить с помощью того оборудования, которое стоит у нас на столах,
- Поработать с оборудованием, которое стоит у нас на столе и выяснить, что является причиной возникновения упругости,
- Мы еще из 7 класса знаем, что сила упругости существует, но возможно с помощью сегодняшних экспериментов мы узнаем что-нибудь новое.
- Нужно попытаться объяснить то, что мы увидим из опытов,
- Нужно выделить общее из всех опытов, которые мы проделаем и увидим, а также сделать выводы.
Учитель: Хорошо. Вы абсолютно правильно представляете свои задачи и цели. Вы верно заметили, что тема нашего урока – это сила упругости. А вот чем любопытна эта сила? Каковы условия ее возникновения?
А сейчас я попрошу вас развернуться друг к другу и за 5 мин, используя то оборудование, что стоит на ваших столах, выполнить предложенное вам задание. По истечении отведенного времени представитель каждой группы по очереди выходит к столу и демонстрирует то, что обнаружила группа, все поясняя. Наблюдать за экспериментом буду я и наш уважаемый гость-эксперт, член Лондонского Королевского Общества и его секретарь. Учился в Оксфорде, где в возрасте 30 лет стал профессором. Встречайте, Роберт Гук!
( Входит ученик 11 класса в парике и черном плаще, приветствуя собравшихся по-английски и по-русски)
Оборудование групп и задания группам:
Группа А: динамометр и набор грузов, губка.
Задание:
- Доказать, что сила упругости прямо пропорциональна смещению,
- Что стремится сделать сила упругости с телом?
- Куда направлена сила упругости?
Группа Б: кусок фанеры, гиря, два железных шарика.
Задание:
- В какой момент возникает сила упругости?
- Где возникают силы упругости? У каких тел?
Группа В: две одинаковых тележки, мягкая пружина, груз.
Задание:
- У скольких взаимодействующих тел возникает сила упругости?
- Доказать, что сила упругости прямо пропорциональна смещению и противоположна ему по знаку.
- Как влияет на опыт то, что пружина может быть изготовлена из разных сортов металла?
Группа Г: резиновый шнур, модель твердого тела.
Задание:
- Когда возникает сила упругости?
- Как направлена сила упругости?
- Всегда ли одинакова по модулю сила упругости?
Группа Д: груз на нити, мягкий мячик.
Задание:
- Возникает ли сила упругости в подвесе?
- Условия возникновения силы упругости?
4. 5. Что могут обнаружить группы?
Общее: Сила упругости возникает при деформации. Сила упругости направлена в сторону, противоположную смещению частиц.
А) Сила упругости прямо пропорциональна смещению частиц тела при деформации и направлена в сторону противоположную смещению частиц.
Сила упругости стремится вернуть телу исходное положение.
Сила упругости направлена вдоль оси пружины.
Б) Сила упругости, возникающая в фанере, выпрямляет ее.
Сила упругости возникает внутри деформированного тела.
Сила упругости возникает у взаимодействующих тел.
В) Сила упругости возникает сразу у двух взаимодействующих тел.
Сила упругости прямо пропорциональна смещению и направлена в сторону противоположную ему.
Сила упругости, возникающая в пружине, зависит от рода вещества, из которого изготовлена пружина, следовательно, существует некая математическая зависимость силы упругости от рода вещества.
Г) Сила упругости возникает при растяжении и сжатии, причем одна часть тела смещается относительно другой в противоположную сторону.
Направлена сила упругости всегда в сторону, противоположную смещению.
Числовое значение силы упругости зависит от того насколько сильно растянуто тело.
Д) Сила упругости, возникающая в подвесе, уравновешивает силу тяжести.
Сила упругости возникает при изменении формы или объема тела.
6. Учитель: Молодцы! Я вижу, что вы внимательно слушали своих товарищей и делали дополнения по ходу обобщения своего эксперимента. Во всех ваших гипотезах и предположениях есть зерно истины. А теперь слово для резюме нашему эксперту!
Р. Гук: Мне очень понравилось, что вы, пытливые умы, увидели самое главное – причинно-следственную связь. Посмотрите на плакат и запишите в тетрадь то, что там написано:
Относительность перемещения частиц (причина) -> деформация -> сила упругости (следствие).
А теперь запишем главное, что вы обнаружили в своих опытах:
Сила упругости:
- возникает при деформации (изменение формы или объема тела),
- одновременно у двух тел,
- перпендикулярна поверхности или направлена вдоль оси,
- противоположна по направлению смещению,
- при упругих деформациях выполняется закон Гука: F упр~ - x.
Итак, ваши наблюдения -> эксперименты -> гипотезы , привели нас к замечательному закону, широко используемому в технике – закону Гука:
( F упр )x= - kx, где k – коэффициент упругости или жесткость.
Сила упругости, возникающая при деформации тела ~ удлинению тела и направлена противоположно направлению перемещения частиц тела относительно других частиц при деформации.
Сила – величина векторная, ее запись в законе Гука дана в проекции на ось X.
Учитель: Благодарим вас, уважаемый, присаживайтесь, пожалуйста.
7. Учитель: Все хорошо. Но все же полный ответ на вопрос «почему?» еще не получен. Почему возникает сила упругости? Природа этой силы, ее происхождение? Это еще тайна.
Опыт с резиновым шнуром.
Почему? Почему возникает сила упругости?
Ваши гипотезы, ребята?
Предполагаемые ответы детей:
- Это же молекулы!
- Точно, при сближении молекулы отталкиваются, а при увеличении расстояния между ними – молекулы притягиваются, это же 7 класс!
- А может дело не в самих молекулах, а в их внутреннем строении. Ведь в атомах есть положительные ядра и отрицательные электроны. Одноименные заряды – отталкиваются, а разноименные – притягиваются.
Вы абсолютно правы. Сила упругости имеет электромагнитную природу. Ведь вокруг движущихся заряженных электронов возникают магнитные поля!
8. Учитель: Вы сегодня очень хорошо поработали, теперь давайте закрепим ваши исследования и выясним, как вы разобрались с темой урока.
ОК (опорный конспект) на доске:
Где тело сжато, растянуто, недеформировано?
Показ фрагмента из видеофильма «Сила упругости» для закрепления темы.
9. Р. Гук: Молодцы, ребята! Вы сегодня раскрыли тайну под названием «Сила упругости». Пусть ваш путь восхождения к знаниям и свету будет таким же удачным как сегодня. Я рад, что у меня такие последователи.
Давайте запишем в тетрадь цепочку исследований с нашего плаката:
« Наблюдения → эксперимент → гипотезы → теория (законы)» Благодарю вас!
Учитель: А я хочу выразить свою признательность словами Эйнштейна:
«Самое прекрасное и глубокое из доступных нам чувств – это ощущение тайны, ибо в нем источник истинной науки».
10. Итог урока:
Д / з : § 26, 27, Р. № 156.
Сообщение на следующий урок о Р. Гуке.
Ответственные за группы подойдут ко мне и выставят оценки за работу на уроке.
Спасибо за урок! Все!