Влияние методов театральной педагогики на активизацию музыкального исполнительства старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольное учреждение «ЦРР – Детский сад № 335» города Перми реализует базисную программу развития ребенка – дошкольника «Истоки». В основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста лежат: логика развития музыкальности и входящих в нее музыкальных способностей и логика становления видов музыкальной деятельности. Они естественно, взаимосвязаны и не существуют одна без другой. В программе представлены все пять традиционных видов музыкальной деятельности детей: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игра на музыкальных инструментах и музыкальная игра – драматизация.

За последние годы мною наработан большой опыт по развитию у детей дошкольного возраста певческих способностей. Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для становления певческого голоса. Певческие навыки, которые ребенок приобретает легко и быстро, взрослому даются с трудом. Об этом свидетельствуют научные исследования и данные передовой педагогической науки. Так как базисная программа «Истоки» ориентирует педагогов на необходимость развивать у детей в процессе певческой работы не только музыкальные, но и актерские способности, работа по развитию певческих навыков дошкольников ведется параллельно с развитием у детей:

  • пантомимических движений и специальных движений вокального аппарата;
  • музыкального и выразительного исполнения различных видов основных и танцевальных движений;
  • чувства музыкального ритма;
  • желания и умения воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития музыкального образа;
  • сценической речи и сценических движений и др.

Дети дошкольного учреждения ежегодно принимают участие в районных песенных конкурсах «Соловушки», «Неваляшки», «А ну – ка, мальчики!» и занимают призовые места. Положительным результатам способствует целенаправленная работа по развитию музыкального исполнительства дошкольников.

Разработка методов, способствующих активизации музыкально – ритмической и певческой деятельности детей, для исполнения песен и музыкальных движений с удовольствием, а значит качественно и выразительно, является сегодня одной из актуальнейших задач, стоящих перед дошкольной педагогикой.

Детское музыкальное исполнительство отличается от исполнительства взрослого: для ребенка важен, прежде всего, не результат, а сам процесс. Но, как справедливо утверждает Н.А. Ветлугина, далеко не всякое исполнение ребенком танца, песни отвечает эстетическим требованиями. «Основное качество, которое позволяет отнести исполнение к эстетическому - это его выразительность, под которой понимается способность непосредственно и искренне выразить эмоциональное содержание музыки, сохранив индивидуальное своеобразие в пении и движении, передав при этом чистоту певческих интонаций, точность движений».

Чтобы дошкольник научился понимать то или иное движение красиво, точно под музыку и эмоционально выразительно, необходимы разнообразные методы и приемы, исключающие повторение (в отличие от традиционного для музыкальной педагогики приема – упражнения).

Важная роль в решении данной задачи принадлежит театральной педагогике. Она положила развитие, благодаря усилиям ученых, изучавших влияние театральной педагогики на детей дошкольного возраста (П.М. Ершов, А.П. Ершова, Т.Э. Потапова, Г.С. Похмелкина, Е.М. Котикова, А.Ю. Гончарук, А.Н. Аверьянова, Ю.А. Халфин, О.Ю. Акакиева, М.П. Стуль, Л.В. Остожьева, Е.А. Ильина, Н.И. Наумова, Л.Л. Пилипенко и др.), и педагогов, работающих с дошкольниками (Е.Л. Трусова, Л.В. Макаренко, И.Г. Вечканова, И.Е. Киселева, Э.Г. Чурилова, Т.Н. Бойко, Л.М. Машковцева и др.).

Так, целью моей работы стало изучение методов театральной педагогики и их влияние на активизацию музыкально – ритмической и певческой деятельности старших дошкольников.

Изучив «теорию действий» П.М. Ершова, работы А.П. Ершовой и В.М. Букатова, исследования московских педагогов (Г. Кузнецовой), я познакомилась с основными методами и приемами театральной педагогики, подобрала авторские и придумала свои упражнения, направленные на активизацию исполнительской деятельности дошкольников. Выделенные в работах педагогов методы: физических, бессловесных и словесных действий и их приемы позволили выстроить данную работу с дошкольниками.

1. Метод физических действий включил в себя такие приемы, как театральные упражнения, этюды, театральные игры, ритмопластика и музыкально – пластические игры и упражнения. Они отличаются от традиционных музыкальных упражнений тем, что способствуют активизации внимания, формированию умения одновременно действовать всем коллективом (например, в одно и то же время начинать танец, песню и т.д.).

Этюд, в отличие от упражнения, предполагает воображаемые обстоятельство и определенный сюжет. Задача – активизировать творческие способности для создания импровизации, формировать умение действовать в воображаемых обстоятельствах. В этюдах тренируется наблюдательность, воображение, память, слух, а также создаются условия, в которых дети, действуя в воображаемых ситуациях, стремятся выразительно исполнить музыкальные произведения.

Ритмопластика и музыкально – пластические импровизации – специальные упражнения, направленные на развитие умения владеть своим телом и пластической выразительности, а также задания, несущие «художественно – смысловой образ».

Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточно большой и разнообразный опыт музыкального выразительного движения. Они слышат в музыке и могут передать в движениях не только ее общее настроение, но и темп, динамику, яркий ритмический рисунок, форму. Сюжеты, которые доступны детям для воспроизведения в музыкальных этюдах, становятся более сложными. В них присутствуют не только изобразительные моменты, но и выразительное начало, отражение определенного настроения. Широко использую на музыкальных занятиях такие этюды, как «Обидели», «Цветок растет, расцветает и увядает», «Воздушный шарик на ладони» и пр.

При разучивании элементов танца использую различные этюды. Например:

Разучивание элементов «Танца Снежинок» А. Жилина с использованием этюда «Танцующие снежинки» (польская народная песня «Снежинки»)

Цель: развивать осознанное, эмоционально заинтересованное отношение к музыке, умение двигаться адекватно ее характеру и настроению; развивать выразительность танцевальных движений; учить перевоплощаться в игровые образы.

Методы театральной педагогики: метод физических действий, прием – этюд.

Оборудование: ободки – снежинки; султанчики, изготовленные из елочного дождя.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель. Наступила зима. Запорошил первый снежок и закружились снежинки в веселом танце!

Маленькая снежинка смотрела с завистью на своих подружек снежинок – она еще не умела так прекрасно танцевать, и ей очень хотелось этому научиться! И тогда она стала внимательно наблюдать за своими старшими подружками.

Посмотрите движения, которые она выучила. (Музыкальный руководитель показывает движения снежинок). Маленькая снежинка все движения старательно повторяла за своими старшими подружками. Ей так понравилось танцевать, что она решила научить этому танцу всех своих маленьких подружек – снежинок.

Тогда наша маленькая снежинка полетела к своим подружкам – таким же маленьким снежинкам и показала им выученные танцевальные движения. Какое было первое движение? Покажите? (Дети показывают). А второе? А третье? Молодцы! Сейчас мы с вами превратимся в подружек – снежинок. Вот вам ободки – снежинки, надевайте их; берите в руки султанчики. Кто помнит движения, которые показывали для снежинки старшие подружки? Приготовились? Давайте все вместе танцевать танец снежинок!

Примером также может служить используемый при разучивании элементов «Вальса осенних листьев» В. Косенко этюд «Танец осенних листочков» А. Филиппенко и др.

С целью развития у дошкольников умения эмоционально воспринимать музыку, различать ее характер и особенности звучания; развития эмоционально – заинтересованного отношения к музыке; способности к осознанному восприятию ее образного содержания; умения двигаться выразительно, отображая в пластике движений придуманный образ, использую в работе с детьми во время восприятия музыки элементы ритмопластики.

Например, предлагаю детям под музыку К. Сен – Санс «Аквариум» превратиться в морских обитателей. Для этого использую следующее оборудование: элементы костюма (шапочки с изображением морских обитателей, газовые платочки для изображения плавников, ленты на палочке для имитации водорослей), картинки с изображением морских животных.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на картинки. Кого вы можете назвать? (Показывает картинки с изображенными на них морскими животными. Дети называют тех, которых знают). Сегодня мы послушаем произведение композитора Камилла Сен – Санса «Аквариум». Это необычная музыка. Почему? Как вы думаете? Что вы представили себе, когда слушали эту музыку? (Ответы детей: музыка плавная, нежная, солнечная, булькающая; в музыке вода переливается на солнце; рыбки светятся в лучах солнышка, им весело; рыбки плавают, резвятся в море, догоняют друг друга).

Музыкальный руководитель: В мелодии слышны нежные звуки скрипки, переливчатые пассажи фортепьяно, красивый звон челесты. И все эти звуки рождают наши фантазии. Давайте превратим с помощью наших фантазий пространство нашего зала в море, а мы – в морских обитателей. Покажите, как они живут, что едят, как добывают пищу, с кем дружат, кого боятся. Вот здесь элементы костюмов, которые вы можете использовать по своему усмотрению.

Музыкальный руководитель предлагает детям превратиться в морских обитателей и «пожить» их жизнью под музыку К. Сен – Санса. Затем проводит беседу о том, кто каким животным был, что делал, что видел вокруг себя, заметил ли других морских обитателей.

Также использую в работе специальные театральные игры и игры – драматизации, которые развивают творческую активность детей в доступных им видах музыкальной деятельности; помогают формировать самостоятельность, инициативу и стремление использовать знакомые музыкальные произведения в повседневной жизни. У большинства старших дошкольников развита выразительная речь, сформированы все звуки. Объем произвольной памяти позволяет им легко запоминать свои роли, а благодаря непроизвольному запоминанию дети знают наизусть тексты всех остальных ролей разучиваемой игры. Вокальные возможности детей этого возраста еще не велики, однако специальная работа по постановке певческого голоса позволяет включать в такие игры как малогрупповое, так и сольное пение. Предлагаю детям игры со многими разнохарактерными персонажами, ролевая палитра которых может включать в себя пение, слово, игру на детских музыкальных инструментах. Дети, как правило, с большой радостью «играют сказки», чувствуя себя настоящими артистами, и, что особенно важно, замечательно импровизируют. Примерный репертуар используемых в работе игр: «Гуси – Лебеди», музыка Т. Попатенко, либретто И. Токмаковой; «Кошкин дом», музыка В. Золотарева, стихи С. Маршака и другие.

2. Метод бессловесных действий. Этот метод направлен на развитие сенсорных способностей, ладовысотного слуха, чувства ритма и помогает знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями. Метод бессловесных действий тесно связан с движением, с развитием умения видеть музыкальный образ, показать его пластику. Этот метод включает различные приемы, но я использую лишь некоторые.

Прием «Оценка факта» используется для того, чтобы показать, как меняется герой (его поведение, настроение, голос, движения и т.д.), когда происходит какое – либо событие (появление другого героя, голос за сценой, рассказывающий о каком- либо событии, и т.п.). Ребенок (или группа детей) под воздействием события меняет свое поведение, оценив произошедшее. В театральной педагогике это новое поведение называется «пристройка». Исполнитель пристраивает себя (свое поведение, свой голос, характер танцевальной композиции или роль в детском спектакле) к изменившимся обстоятельствам.

Прием «Вес». В театральной педагогике вес классифицируется как легкий, самый легкий, с достоинством, с неохотой, тяжелый, очень тяжелый. Вес можно определить по походке и телодвижениям. Разное ощущение человеком своего веса зависит от его самочувствия, настроения. Радость, ликование дают ощущения невесомости, полета, легкости. Этот прием используется в музыкальных играх, инсценировках, и постепенно дети начинают правильно изображать медведя, зайца, лису и т.д.

Например, как проводится работа над фрагментом из русской народной песни «А я по лугу» в обработке Н. Метлова.

Цель: Учить выразительно исполнять песню легким, подвижным звуком, брать дыхание между музыкальными фразами, не поднимая плеч, и удерживать его до конца музыкальной фразы, отчетливо произносить слова, побуждать к инсценированию песни.

Прием театральной педагогики: «Оценка факта».

Ход занятия:

Музыкальный руководитель: Ребята, недавно мы с вами начали работать над песней «А я по лугу». О ком поется в этой песне? (Ответы детей). Правильно, о девочке и комарике. Сейчас мы с вами расскажем эту историю словами. Итак, девочка гуляла по лугу с комариком. С каким настроением они гуляли? Правильно, настроение у детей было веселое, потому что они гуляли и плясали, поэтому и петь мы об этом будем весело Что произошло дальше? (ответы детей). Комар отдавил девочке ножку. Настроение у девочки изменилось. Как будем петь об этом? Ответы детей:

- петь нужно будет грустно, потому что девочке стало больно;

- а еще и удивленно, ведь девочка не ожидала, что так получится;

- расстроено – девочка расстроилась.

Музыкальный руководитель. Молодцы! Хорошо, что вы поняли, с каким настроением нужно исполнять строчки этой песни. Давайте еще раз ее споем.

Дети сначала поют песню, а потом инсценируют ее.

Использование метода бессловесных действий при слушании музыки Э. Грига «В пещере горного короля».

Цель: формировать способность к осознанному и эмоциональному восприятию образного содержания музыкального произведения; учить слышать изменения в музыке, воплощать музыкальный образ в пластике, двигаться выразительно, используя мимику, жесты, пластику тела.

Приемы театральной педагогики: «Оценка факта», этюд, ритмопластика.

Оборудование: элементы костюма (Колпаки с бородками),

Ход занятия:

Музыкальный руководитель: Ребята, вы знаете, кто такие гномы?

Дети отвечают: это маленькие волшебные человечки, они живут в пещерах или под землей.

Музыкальный руководитель просит детей вспомнить, в каких сказках живут гномы. Дети называют сказки.

Далее музыкальный руководитель предлагает детям послушать пьесу норвежского композитора Э. Грига «В пещере горного короля». Дети слушают музыку.

Музыкальный руководитель. Музыка эта необычная. Попробуйте рассказать о ней.

Дети рассказывают о музыке: музыка сначала была тихая, осторожная, таинственная, какая – то непонятная; а потом стала очень быстрая, скачущая, пугающая, громкая.

Музыкальный руководитель. Действительно, первая часть музыки была тихой, вкрадчивой, а вторая часть – быстрой, скачущей, сверкающей и в то же время пугающей. Что вы представил себе, когда слушали эту музыку?

Дети отвечают:

- представили себе гномов, которые идут к своему королю в пещеру.

Музыкальный руководитель: Давайте сочиним сказку, которую подсказала музыка, и покажем спектакль про гномов. Итак, садитесь на стульчики в круг, вместе будем придумывать сказку. Я начинаю.

В одной стране жили – были гномы. Однажды самый главный гном - король пригласил всех гномов к себе в пещеру.

Далее дети придумывают продолжение сказки:

- и тогда ночью, когда все люди спали, маленькие гномы со всей страны незаметно для всех, чтобы их никто не видел, крадучись шли в пещеру к своему королю;

- когда гномы дошли до пещеры, они еще раз оглянулись, чтобы убедиться, что люди не подглядывают за ними;

- а потом быстро – быстро побежали к своему королю;

- а король уже ждал своих любимых гномов, чтобы вместе с ними веселиться и пировать.

Музыкальный руководитель. Ребята, мы с вами заметили, что в музыке, как и в нашей сказке, две части: первая – медленная, тихая, осторожная, загадочная, таинственная; вторая – шумная, громкая, скачущая, танцевальная, шутливая, причудливая. У нас с вами получилась не сказка, а лишь небольшая пьеса, спектакль. В нем произошло событие, в результате которого изменились и музыка, и поведение гномов. Когда это произошло, как вы думаете?

Дети отвечают: это произошло, когда гномы вошли в пещеру, где их никто уже не сможет увидеть и найти.

Музыкальный руководитель. Молодцы! В сказке произошел переход гномов из мира людей в их собственный мир. И гномы изменились. Какие они были вначале? Пугливые, осторожные. Это чувствовалось по звучанию музыки. Она была осторожной, тихой, таинственной. Но вот гномы оказались в своем подземном мире, и музыка показала, как изменилось поведение героев. Они стали веселыми, шустрыми, начали плясать. Теперь давайте разыграем сценку. Чтобы вам было легче превратиться в маленьких гномов, наденьте бородки и колпачки гномов. Дети надевают элементы костюмов, превращаются в гномов и разыгрывают спектакль.

3. Метод словесных действий помогает развивать голос и слух ребенка, учит интонационной выразительности, овладению певческими навыками. При использовании этого метода я учитывала то, что само слово в театрализованной деятельности может быть действием. Интонационную выразительность слова можно показать «театральными нотами», которые были предложены А.П. Ершовой. Основные словесные действия – это действия, постоянно встречающиеся человеку. Их можно выразить нотами – глаголами: «зва» (звать), «про» (просить), «пре» (предупредить) и т.д.

Например, упражнение для голоса.

Цель: развивать интонационную выразительность.

Оборудование: карточки с изображением театральных нот; элементы костюмов Колобка, Вини – Пуха, Пятачка, Карлсона, Буратино.

Ход упражнения:

Детей знакомят с театральными нотами «зва» и «про», которые изображены на картинках. Нота «зва» - «Мама, выглядывая из окна, зовет сына домой». Нота «про» - «Лиса просит Колобка сесть на нос и пропеть еще раз». Ребенок надевает костюм героя, берет карточку с нотой «при» и пропевает»: «Всем привет»!

Проведенная работа по развитию у старших дошкольников музыкального исполнительства способствовала следующим результатам: дети стали достаточно уверенно и раскрепощенно чувствовать себя во время музыкальных выступлений; откликаться на музыку разного характера выразительными и естественными движениями всего тела, воспроизводить в них динамику развития музыкального движения; основные движения выполнять выразительно, ритмично, с легкостью и правильной координацией рук и ног; овладели элементарными певческими навыками (распределяют дыхание, достаточно четко артикулируют, пропевают длинные звуки и др.); с большим желанием выполняют творческие задания.

Таким образом, описанные методы театральной педагогики оказали значительное влияние на активизацию музыкально – ритмической и певческой деятельности детей старшего дошкольного возраста.