Известно, что влияние математики на развитие общей культуры мышления школьников потенциально весьма велико. А потому каждому учителю-предметнику необходимо строить весь процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы сделать это воздействие наиболее эффективным и заметным, создать благоприятные условия для развития детей разного уровня подготовки. Как решить эту глобальную задачу в условиях массовой школы? Как из числа часов, отводимых на предмет и порой недостаточных даже на усвоение программного минимума, выкроить время еще и на развитие детей?
Добиться этого помогает внедрение в практику передовых методик, технологий, интенсифицирующих учебный процесс. Несомненно, привлекательна методика преподавания, предложенная замечательным, талантливым донецким учителем математики Шаталовым В.Ф. В течение многих лет изучение и применение на уроках его педагогических находок позволяло автору статьи получать прекрасные результаты.
Однако следует предупредить, что бездумное заимствование и использование в личной практике чужого, пусть даже самого замечательного, опыта обречено на неудачу. Это как одежка «с чужого плеча». Нет учителей, похожих друг на друга, как две капли воды. А значит, не может быть абсолютно одинаковых методов работы. Потому что каждый человек в дело, которым он занимается, вносит свое личное начало, вкладывает свои мысли и душу.
Так и в рассматриваемом случае: с течением времени получился новый, отличный от оригинала творческий образовательный продукт, своеобразная методика составления и использования опорных схем на уроках математики, во многом отличная от методики автора.
Следует отметить, что опорные конспекты в настоящее время приходится составлять самостоятельно. Опыт показал, что ничего невозможного в этой работе нет. Конечно, затрачивается масса времени на обдумывание, компоновку схем, на создание наиболее оптимального со всех точек зрения варианта. Но это полезно, поскольку ведёт к более глубокому и детальному осмыслению учебного материала, решая таким образом задачу «развития» самого учителя. А с появлением в нашей жизни компьютерных технологий процесс создания «опор» значительно упрощается и совершенствуется.
От начала изучения каждой темы до ее завершения и обобщения учащиеся под руководством учителя проходят несколько традиционных этапов. Остановимся более подробно только на двух из них: изучение нового материала, контроль и учет теоретических знаний.
Если не ставить перед собой задачу изучения годового курса математики в сжатые сроки (хотя резервы для этого есть), то обучение можно вести плавно и размеренно. В слабых классах – обычно в соответствии с общепринятыми календарными планами для общеобразовательных классов. Сэкономленное же время использовать для развития детей, проведения различных дидактических игр, выполнения творческих заданий, стимулирующих интерес к предмету. В более сильных классах резерв времени можно потратить на расширение рамок изучаемой темы, введение дополнительных сведений, нестандартных упражнений, решение задач повышенной сложности, выполнение различных творческих проектов и т.д.
Первый урок изучения каждой темы посвящается изложению нового материала, который подается большими объемами. Укрупненные блоки в зависимости от степени сложности материала могут включать содержание двух-шести, а иногда и более пунктов учебника.
Изложение темы начинается с рассказа учителя. Шаталов В.Ф. предлагает «преподносить» его в виде лекции в ускоренном приблизительно в полтора раза темпе. Однако предпочтительнее более подробный разбор темы, сопровождающийся вовлечением учащихся в творческий процесс изучения нового материала. Желательно, однако, темп урока не снижать, чтобы не создавать у школьников ощущения громоздкости рассматриваемого материала.
Психологами доказано, что человек, совмещающий несколько действий одновременно, выполняет их значительно медленнее, чем по отдельности, и с заметной потерей в качестве. Именно поэтому во время изучения нового материала учащиеся не ведут никаких записей, они слушают, вникают в суть, решают поставленные перед ними задачи, отвечают на проблемные вопросы, то есть принимают посильное, активное участие в разборе новой темы.
Затем наступает время кратковременного отдыха, «тихой минутки», когда дети кладут головы на парты и закрывают глаза. И поверьте, это любят не только младшие школьники, но и старшеклассники! Теперь, когда внимание учащихся восстановлено, начинается повторное изложение материала. Рассказ ведется по готовому опорному плакату: он более короткий, зато более конкретный и убедительный. Возможен и третий проход по наиболее трудным местам изучаемого материала.
Оставшееся время урока необходимо посвятить решению элементарных упражнений по рассмотренной теме с целью дополнительного усвоения понятий, определений и формул, рассмотренных в начале урока, и формирования первичных навыков их практического применения.
Очень полезно бывает в конце урока еще раз повторить теоретический материал, но в иной форме, предоставив возможность отдельным учащимся рассказать, что нового они узнали на уроке, представить свою версию грамотного изложения изученного. Остальные ребята могут дополнить этот рассказ, скорректировать неточности. Или же эту работу можно выполнить фронтально: задавая наводящие вопросы, учитель помогает школьникам составить коллективный вариант рассказа.
Последние 1-2 минуты учащиеся записывают схемы в специальные книжки или блокноты, а если схемы размножены на ксероксе, то ребята после получения просто их подклеивают. Кроме того, образцы опорных схем можно разместить в Интернете, например, в специальном разделе школьного сайта, откуда учащиеся могут его извлечь.
Каждый опорный конспект представляет собой своеобразный план-«шпаргалку», с помощью которого учащийся сумеет восстановить в памяти все основные детали изучаемого материала и который поможет ему во время ответа у доски. Любой опорный конспект имеет свой порядковый номер и указание пунктов учебника, которые должны быть изучены учащимися дома при подготовке к ответу по данной теме. Это удобно, потому что не требует записей в дневнике и исключает случаи неподготовленности учащихся к уроку по причине забывчивости.
Как показала практика, вышеописанная организация урока создает условия для более полного и успешного запоминания всего материала и сокращает время домашней подготовки учащихся к уроку.
На втором уроке традиционно проводится опрос учащихся по теоретическому материалу. Эта работа начинается с письменного воспроизведения опорной схемы в течение заданного, заранее оговоренного времени. После добросовестной домашней подготовки выполнение письменной работы в таком режиме не представляет никаких трудностей для абсолютного большинства учащихся. Поэтому отрезок времени, отводимый на написание конспекта, после многочисленных тренировок сокращается, причем значительно: до двух-четырех минут.
Затем наступает второй этап урока – устный опрос. Самый первый ответ, по моему мнению, должен четко, последовательно прозвучать у доски, у опорного плаката, как возможный образец выступления для остальных учащихся. Именно возможный, поскольку при подготовке к ответу присутствует элемент творчества: ведь каждый ученик составляет свой личный рассказ по данной теме, а потому последовательность и форма изложения могут быть самыми разнообразными.
Если ответ был удачным, то ученик получает отличную оценку, становится консультантом, помощником учителя и получает право опрашивать других учащихся. Консультантом может стать любой, в том числе и слабый ученик, успешно «сдавший» схему.
После одного или нескольких ответов, прозвучавших у доски, наступает очередь «тихих опросов» и «тихих ответов», которые проводятся учителем и все возрастающим числом консультантов, но уже в индивидуальном порядке. «Тихий» опрос очень удобен для ребят стеснительных, закомплексованных, неуверенных в себе. Такие дети испытывают больший комфорт, отвечая хотя бы на первых порах своему однокласснику, возможно, по своему же выбору.
Чем в это время заняты остальные? Либо повторяют тему, готовясь к ответу, либо, подсев к учителю или консультанту, прослушивают ответы своих товарищей, обращая внимание на все замечания по ходу опроса. Таким образом, достаточно стихийно возникают рабочие группы во главе с консультантами.
Учитель координирует деятельность учащихся и время от времени контролирует объективность выставления оценок консультантами, задавая контрольные вопросы их подопечным. Работе каждого школьника на этом уроке должна быть дана предварительная оценка.
На видном месте в классе располагается ведомость полученных оценок. Пятерки выставляются красным фломастером, другие оценки – простым карандашом, чтобы ученики имели возможность в любое время исправить их.
Если тема обширна, то на опрос по данному материалу можно затратить целый урок – это будет своеобразный теоретический зачет. Если же тема проста, то уже на этом уроке можно перейти к закреплению ее практическими заданиями и продолжить эту работу на последующих занятиях.
Уроки закрепления изученного материала также требуют как от учителя, так и от учащихся большей гибкости и напряжения ума. Как традиционно изучается материал школьного учебника? После изучения параграфа начинается решение примеров и задач, порой однотипных, шаблонных, для закрепления материала конкретного раздела учебника. Для примера рассмотрим урок геометрии в 7 классе. Тема: «Первый признак равенства треугольников». После изучения новых понятий, доказательства теоремы начинается решение задач по данному материалу. Учащиеся, используя достаточно однотипные условия задач, учатся находить равные треугольники и обосновывать их равенство с помощью только что доказанного признака. Понятно, что такие задачи не требуют напряжения ума ребенка. Ему не приходится искать эффективные способы их решения, подбирать нужные алгоритмы, формулы и теоремы. Все это определено и ограничено темой урока. Много ли такой урок даст для развития ребенка? Нет. Он всего лишь научит его работать по шаблону. И любое задание, выходящее за рамки темы, легко поставит его в тупик. Такая же картина повторится во время изучения второго, третьего признака равенства треугольников.
Рассмотренная ситуация будет качественно иной, если все признаки равенства треугольников изучить одним большим блоком. Тогда любая рассмотренная на уроке задача поставит ученика перед необходимостью осознанного выбора средств и методов ее решения, а следовательно, будет способствовать большему развитию ребенка. Задача учителя на этом этапе заключается в продуманном, грамотном планировании урока, подборе качественных разноплановых заданий, включающих элементы разных тем, требующих от школьника большего напряжения мысли.
Чем же интересна, привлекательна выбранная методика, чем она полезна для учащихся?
- Понятно, что при такой организации работы роль теоретических знаний действительно становится ведущей. Основные практические навыки учащиеся получают и отрабатывают только после глубокого изучения теории.
- Постоянный контроль и учет знаний каждого ученика ведет к осознанию им необходимости систематической подготовки к активному ответу на любом уроке.
- Подача материала большими блоками способствует целостному и осознанному восприятию материала, делает понятным для учащихся введение и изучение многих математических фактов, понятий, теорем и т. п., а также раскрывает их внутреннюю взаимосвязь друг с другом.
- При изучении темы ученик на каждом уроке видит перед собой опорные плакаты и схемы, не раз, готовясь к письменному ответу и сдавая теоретический зачет, он выполняет рисунок схемы. Многократно он слышит изложение материала учителем и своими одноклассниками, а также проговаривает его сам. Такая организация труда способствует, с одной стороны, развитию всех видов памяти ребенка; с другой стороны, более быстрому и качественному запоминанию и пониманию каждой конкретной темы.
- Использование опорных схем сокращает время подготовки к ответу, тем самым способствуя решению проблемы загруженности детей.
- Значительно увеличивается разговорная практика учащихся, столь незначительная в условиях массовой школы. Школьники приучаются логически мыслить, рассуждать, четко формулировать свои идеи и математически грамотно их излагать. Практика показывает, что речь многих учащихся, в начале обучения прерывистая, сбивчивая, постепенно становится последовательной, логически связной и наполненной смыслом.
- Изучение материала большими блоками, включающими несколько тем, позволяет разнообразить практические занятия, включая многоплановые задания, для решения которых необходимо знание одновременно нескольких тем, требующих большего напряжения мысли и владения многими навыками.
- При такой организации уроков возможно высвобождение значительного объема времени, которое можно потратить на развитие детей.
- Всем понятно, что развитие ребенка, воспитание осознанного, творческого отношения к учебному труду невозможно в обстановке страха. Возможность в любой день исправить любую оценку за теоретический материал снимает чувство панического страха перед ответом, чувство неуверенности в своих силах, а использование опорных схем гарантирует любому школьнику положительную оценку за конкретный, заранее известный ему объем знаний, вселяет веру в свои возможности.
- Реальная возможность каждому ученику стать консультантом делает нередкой ситуацию, когда слабый ученик опрашивает отличника, что также способствует росту авторитета и самоуважения слабого ученика.
- Устанавливается благоприятный психологический микроклимат, обстановка дружелюбия, взаимопомощи и взаимоконтроля.