Цель:
- развитие интеллектуальных способностей в области экологии, творческого потенциала и экологической культуры школьников
- воспитание чувства коллективизма обучающихся.
Задачи:
- способствовать углублению знаний обучающихся по экологии, показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека, научить школьников правильно вести себя на природе, вызвать интерес к родному краю
- развивать у обучающихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации
- развивать речь учеников, познавательную активность.
Оборудование и вспомогательные материалы:
- Два стола для команд
- Компьютер для презентации
- 2 набора карточек с цифрами «1», «2», «3»
- Листы с недописанными загадками для 1 раунда
- Тексты экологических ситуаций для 5 раунда
- Музыкальное оформление – Антонио Вивальди «Времена года»
Жюри: победители олимпиады по экологии
Команды: две команды от параллели 5 и 6 классов
Ход игры.
I. Организационный момент. Представление команд и жюри
Каждая команда должна придумать себе название и эмблему. За лучшее название команда получает дополнительный балл.
II. Первый раунд – разминка «Узнай загадку»: (слайд №5)
Команды получают листы с недописанными загадками. Их задача – восстановить пропущенные слова в загадке и отгадать ее. За правильные ответы – 2 балла.
(Количество звездочек соответствует количеству пропущенных слов)
Загадки для первой команды:
- * * *, а из болота не идет (В болоте плачет. Кулик)
- Без рук, * * * избенка (Без топоренка построена. Гнездо)
- На шесте дворец, * * * (Во дворце певец. Скворец)
- * *, не плотник, а первый в лесу работник (Не дровосек. Дятел)
- Он серенький, на вид, * * знаменит (Но пением. Соловей)
Загадки для второй команды:
- В воде купался, * * (Сухим остался. Гусь)
- * *, сзади вильце, на груди белое полотенце (Спереди шильце. Ласточка)
- Не ездок, * * *, не сторож, а всех будит (А со шпорами. Петух)
- Днем спит, * * и прохожих пугает (Ночью летает. Сова)
- Весной * * *, а под зиму с криком уходит (За пахарем ходит. Грач)
III. Игра со зрителями – Продолжи примету (слайд №6)
Каждого человека интересует, какая погода будет завтра, послезавтра, через неделю. Однако синоптики довольно часто ошибаются. Но на нашей планете есть существа, которые без всяких расчетов в состоянии предсказать погоду. Ученые называют сейчас около 600 видов животных и 400 видов растений, которые могут выступать как барометры, индикаторы влажности, температуры воздуха, предсказатели штормов, бурь или хорошей безоблачной погоды.
Знаете ли вы народные приметы? Что означает следующее?
- Муравьи стремительно закрывают все входы в муравейник (Будет дождь)
- Комары и мошки вьются столбом (Будет хорошая погода)
- Синичка с утра начинает пищать (Жди мороза)
- Собака свертывается и лежит калачиком (Наступят холода)
- Лошадь храпит – (к ненастью), фыркает – (к теплу)
- Воробьи купаются в пыли или в луже (Будет дождь)
IV. Второй раунд - Закончите пословицы: (слайд № 7)
Команды отвечают по очереди. За правильный ответ 3 балла. Если команда отвечает неправильно, этот же вопрос задается их соперникам. В том случае, если и они правильно не отвечают, вопрос задают зрителям.
- Старого воробья * * * * (на мякине не проведешь)
- На обед пичужке * * * (довольно и мушки)
- Кулик не велик, * * * (а все-таки птица)
- Ворона да кукушка обе в перьях, * * * (да голоса разные)
- Синица в избе – * * * (зима на дворе)
- Гусь летит – * * * * (зимушку на хвосте тащит)
V. Третий раунд - Правда ли, что…: (слайд № 8)
Команды по очереди должны быстро ответить на вопросы «Да» или «Нет». За каждый верный ответ – 1 балл.
- …крокодилы могут взбираться на деревья? (Да)
- …змеи могут совершать прыжки до метра в высоту? (Да)
- …стрижи даже спят на лету? (Да)
- …голубые розы растут только в Китае? (Нет)
- …зеленый картофель настолько ядовит, что может убить ребенка? (Да)
- …на зебрах водятся полосатые блохи? (Нет)
- …сазан может забраться в океан? (Нет)
- …медведь может зимой потолстеть? (Нет)
VI. Музыкальная пауза
VII. Четвертый раунд - Домашнее задание (слайд №9)
Команды подготовили экологические знаки – символы о правилах поведения и нормах действий в природной среде. Оценивается интересный замысел (5 баллов), аккуратность исполнения (2 балла), грамотность и образность изложения (3 балла).
VIII. Пятый раунд - Ситуации (слайд №10, 11)
Команды должны разрешить экологическую ситуацию. У каждой команд набор карточек с цифрами «1», «2», «3». По сигналу ведущего поднимается карточка, указывающая правильный ответ. За каждый правильный ответ – 3 балла.
Ситуация №1:
Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит ландыши. Что вы подарите любимой подруге?
- Искусно сделанный пластмассовый букетик
- Несколько благоухающих цветов
- Огромный букет этих нежных цветов
Ситуация №2:
Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели конфеты, пили лимонад, варили суп из консервов.
I. Прежде чем уехать домой, вы:
- Сложили бумажки, бутылки и банки аккуратно под кустик
- Все бросили в костер
- Бумагу сожгли, а железные банки и пластиковые бутылки взяли домой
II. Прежде чем уехать домой, вы:
- Сложили все оставшиеся дрова в костер, чтобы не пропадали, и ушли
- Залили костер водой или засыпали землей
- Разбросали недогоревшие головешки по поляне
IX. Музыкальная пауза. Жюри подводит итоги. Награждение команд