Урок математики в 1-м классе по теме "Число 0. Цифра 0"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Познакомить учащихся с числом ноль и его графической записью – цифрой, показать, что при вычитании из числа его самого получается ноль.
  2. Отрабатывать навыки счета в пределах 10.
  3. Закреплять знания детьми состава изученных чисел.
  4. Развитие логического мышления.
  5. Воспитание самостоятельности.

Оборудование:

  • предметные картинки, кодоскоп;
  • индивидуальные наборные полотна;
  • цифры от 1 до 10;
  • DVD диск с учебной программой “Изучаем цифры”;
  • аудио запись “В мире много сказок”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель. В течение нашего урока мы побываем в сказке. В доме № 7 (назовите номера соседних домов) жила эта маленькая девочка. Скажите, героиней какой сказки она является? О чем шла речь в этой сказке?

В нашей сказке Красная Шапочка тоже отправилась к бабушке с пирожками. Путь её будет нелегким, с трудностями. Наша задача помочь этой девочке добраться до бабушки.

Недалеко от дома – болото. Трудно будет Красной Шапочке через него пробираться. Она должна быть осторожной. Поможем ей определить опасные места. Проходя вместе с ней этот сложный путь, будем учиться размышлять, думать, сравнивать. На болоте – кочки. Найдем “лишние” фигуры по разным признакам.

– Где она должна быть осторожной? На какой кочке? (рисунок)

Рисунок.

– Какая же “лишняя” фигура?

Красная Шапочка благополучно прошла через болото и перед ней – сказочный лес. Она увидела зайчика, который что-то рассматривал. Красная Шапочка тоже не знала, что это ребусы.

– Давайте поможем девочке решить их:

а) 6 * 1 > 5

б) 8 * 1 = 7

в) 9 * 1< 10

Красная Шапочка продолжила путь по лесу. Все, что она считала, покажите на своих наборных полотнах.

На кусте сидели 4 бабочки. К ним прилетели еще 2. Сколько бабочек стало?

У норы играло 8 лисят. Один лисенок убежал в нору. Сколько лисят осталось у норы?

Физкультурная минутка. Музыкальная пауза. (Дети выполняют разные движения под музыку).

Красная Шапочка вышла на поляну, на которой ничего не росло. А когда ничего нет, в математике используют особое число “нуль”, которое можно записать цифрой “ноль”.

III. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока: “Число “нуль” и цифра “ноль”. Вы научитесь писать цифру 0, решать примеры с нулем в ответе.

IV. Изучение нового материала.

1.– Сегодня новый материал вам объяснит зайчик из мультфильма. Внимательно смотрите и слушайте.

2. – Что же такое нуль? Как вы поняли?

3. Работа в тетради.

Поучимся писать цифру нуль.

4. Работа в учебнике.

Рассмотрим рисунки в задании № 1. Почему третья тарелка пустая?

По рисунку № 2 ученики составляют рассказы, соответствующие записанным ниже равенствам, сравнивают числа.

V. Формирование представления учащихся о том, что если из числа вычесть его само, получится нуль.

Рассмотрим рисунок № 3.

– Сколько смородинок было на веточке?

– Сколько сорвали?

– Сколько осталось?

Чтение равенств с нулем в ответе (хором).

Учитель выставляет на наборное полотно предметные картинки, а дети составляют рассказы и записывают соответствующие равенства.

На ветке висели 7 вишенок. 7 вишенок сорвали. Сколько вишенок осталось?

На стоянке было 4 машины. 4 машины уехали. Сколько машин осталось на стоянке?

– Внимательно рассмотрите эти равенства.

– Что заметили?

– Какой вывод можно сформулировать? (если из числа вычесть это же число, то получится нуль)

VI. Закрепление навыков счета.

– Чтобы быстрее Красная Шапочка добралась до бабушки, вам нужно правильно решить примеры с экрана:

а) 4 + 2 в) 3 – 2
б) 8 + 1 г) 9 – 1

Проверка. Ученики читают по одному примеру с ответом.

Физкультурная минутка. Гимнастика для глаз.

VII. Работа с геометрическим материалом.

1. Ученик читает задание № 3 из учебника.

– Какой длины получился отрезок?

– Давайте повторим правило построения отрезков.

– Начертите этот отрезок.

2. Самостоятельная работа учащихся.

VIII. Повторение состава числа 10.

– А вот и дом бабушки.

– Когда Красная Шапочка придет к ней, как она может разложить 10 пирожков на 2 тарелки.

(Дети устно называют состав числа)

IX. Итог урока.

– Наша сказка подошла к концу. Не будем мешать общаться бабушке с внучкой.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Чему научились?

– Вы были молодцы, хорошо помогали Красной Шапочке на всем пути. Благодаря вам она преодолела все трудности.

– Урок закончен. Спасибо за работу.