Цель:
- Познакомить учащихся с числом ноль и его графической записью – цифрой, показать, что при вычитании из числа его самого получается ноль.
- Отрабатывать навыки счета в пределах 10.
- Закреплять знания детьми состава изученных чисел.
- Развитие логического мышления.
- Воспитание самостоятельности.
Оборудование:
- предметные картинки, кодоскоп;
- индивидуальные наборные полотна;
- цифры от 1 до 10;
- DVD диск с учебной программой “Изучаем цифры”;
- аудио запись “В мире много сказок”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель. В течение нашего урока мы побываем в сказке. В доме № 7 (назовите номера соседних домов) жила эта маленькая девочка. Скажите, героиней какой сказки она является? О чем шла речь в этой сказке?
В нашей сказке Красная Шапочка тоже отправилась к бабушке с пирожками. Путь её будет нелегким, с трудностями. Наша задача помочь этой девочке добраться до бабушки.
Недалеко от дома – болото. Трудно будет Красной Шапочке через него пробираться. Она должна быть осторожной. Поможем ей определить опасные места. Проходя вместе с ней этот сложный путь, будем учиться размышлять, думать, сравнивать. На болоте – кочки. Найдем “лишние” фигуры по разным признакам.
– Где она должна быть осторожной? На какой кочке? (рисунок)
Рисунок.
– Какая же “лишняя” фигура?
Красная Шапочка благополучно прошла через болото и перед ней – сказочный лес. Она увидела зайчика, который что-то рассматривал. Красная Шапочка тоже не знала, что это ребусы.
– Давайте поможем девочке решить их:
а) 6 * 1 > 5
б) 8 * 1 = 7
в) 9 * 1< 10
Красная Шапочка продолжила путь по лесу. Все, что она считала, покажите на своих наборных полотнах.
На кусте сидели 4 бабочки. К ним прилетели еще 2. Сколько бабочек стало?
У норы играло 8 лисят. Один лисенок убежал в нору. Сколько лисят осталось у норы?
Физкультурная минутка. Музыкальная пауза. (Дети выполняют разные движения под музыку).
Красная Шапочка вышла на поляну, на которой ничего не росло. А когда ничего нет, в математике используют особое число “нуль”, которое можно записать цифрой “ноль”.
III. Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока: “Число “нуль” и цифра “ноль”. Вы научитесь писать цифру 0, решать примеры с нулем в ответе.
IV. Изучение нового материала.
1.– Сегодня новый материал вам объяснит зайчик из мультфильма. Внимательно смотрите и слушайте.
2. – Что же такое нуль? Как вы поняли?
3. Работа в тетради.
Поучимся писать цифру нуль.
4. Работа в учебнике.
Рассмотрим рисунки в задании № 1. Почему третья тарелка пустая?
По рисунку № 2 ученики составляют рассказы, соответствующие записанным ниже равенствам, сравнивают числа.
V. Формирование представления учащихся о том, что если из числа вычесть его само, получится нуль.
Рассмотрим рисунок № 3.
– Сколько смородинок было на веточке?
– Сколько сорвали?
– Сколько осталось?
Чтение равенств с нулем в ответе (хором).
Учитель выставляет на наборное полотно предметные картинки, а дети составляют рассказы и записывают соответствующие равенства.
На ветке висели 7 вишенок. 7 вишенок сорвали. Сколько вишенок осталось?
На стоянке было 4 машины. 4 машины уехали. Сколько машин осталось на стоянке?
– Внимательно рассмотрите эти равенства.
– Что заметили?
– Какой вывод можно сформулировать? (если из числа вычесть это же число, то получится нуль)
VI. Закрепление навыков счета.
– Чтобы быстрее Красная Шапочка добралась до бабушки, вам нужно правильно решить примеры с экрана:
а) 4 + 2 | в) 3 – 2 | |
б) 8 + 1 | г) 9 – 1 |
Проверка. Ученики читают по одному примеру с ответом.
Физкультурная минутка. Гимнастика для глаз.
VII. Работа с геометрическим материалом.
1. Ученик читает задание № 3 из учебника.
– Какой длины получился отрезок?
– Давайте повторим правило построения отрезков.
– Начертите этот отрезок.
2. Самостоятельная работа учащихся.
VIII. Повторение состава числа 10.
– А вот и дом бабушки.
– Когда Красная Шапочка придет к ней, как она может разложить 10 пирожков на 2 тарелки.
(Дети устно называют состав числа)
IX. Итог урока.
– Наша сказка подошла к концу. Не будем мешать общаться бабушке с внучкой.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Чему научились?
– Вы были молодцы, хорошо помогали Красной Шапочке на всем пути. Благодаря вам она преодолела все трудности.
– Урок закончен. Спасибо за работу.