Цели урока:
- ознакомить учащихся с творчеством великого художника В. М. Васнецова;
- развить эстетическое внимание, творчество, чувство ритма, цвета; привить любовь к народному искусству.
Оборудование: выставка книг с иллюстрациями В. М. Васнецова; подборка картин художника: презентация к уроку (см. Приложение).
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Он посвящен Виктору Михайловичу Васнецову – художнику сказочнику. Мы познакомимся с творчеством великого художника
II. Вступительное слово
Учитель. Ни в одной стране мира за столь короткий период не возникло такое ярчайшее созвездие блистательных имён, как в искусстве. Именно Виктора Михайловича Васнецова мы по праву считаем родоначальником сказочного художественного творчества.
Ученики. Выступает подготовленный ребёнок.
Учитель. Прежде чем перейти к творчеству художника, разгадайте кроссворд:
- Это то на чём рисуют акварелью? (Бумага).
- Как звучит слово вода на греческом языке? (Аква).
- С помощью чего можно убрать след карандаша? (Ластик).
- Небольшой кусок бумаги, картона, доски, стекла, на котором смешивают краски во время работы? (Палитра).
- Художник выбирает его для фона картины? (Цвет).
- Человек, умеющий смотреть и понимать произведения искусства? (Зритель).
- Ими рисуют художники? (Краски).
- Инструменты для рисования? (Кисти).
- След кисти с краской, оставленный на холсте, листе бумаги, картоне? (Мазок).
Ученики. Разгадывают кроссворд.
Учитель. Какое ключевое слово получилось? Что такое мастерская?
Ученики. Объясняют смысл разгадываемого слова: помещение, где работает художник.
III. Актуализация опорных знаний
Учитель. Ребята, как художнику В. М. Васнецову удавалось передавать сказочность и необычность сюжета?
Ученики. Художник использовал мрачный и яркий колорит. В картинах передано движение и состояние покоя. Рядом с обычными, реальными персонажами уживаются необычные сказочные.
Учитель. На какие жанры можно разделить творчество В. М. Васнецова? Сгруппируйте следующие картины по жанрам.
Ученики. Жанр сказка; бытовой жанр; театральный жанр; портретный жанр; монументальный жанр.
IV. Фронтальная работа
Учитель. В детстве В. М. Васнецов слышал много рассказов, песен, сказок, пословиц и поговорок. Художник верил в бедующую хорошую жизнь. Для В. М. Васнецова мир сказки – это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты. Полюбуйтесь иллюстрациями и подберите нужную пословицу, поговорку или афоризм.
Ученики. Подбирают нужную пословицу к иллюстрации и объясняют её смысл.
V. Работа в парах
Учитель. Художник показывает, что русский человек способен преодолеть все трудности и добиться своего счастья. В народных сказках хорошие добрые люди всегда выходят из беды: им помогают звери, птицы, природы. Народ сам видел и пережил много горя, поэтому сочувствует людям, попавшим в беду. Художник любит своих героев – молодых, неопытных, доверчивых, скромных.
Подберите нужную картину к поговоркам.
Ученики. Дети, работая в парах, подбирают нужную картину к данным поговоркам.
VI. Итог урока
Учитель. Художник, написавший эти картины – В.М. Васнецов (1848 – 1926) провёл своё детство среди дремучей природы Вятской губернии. Он родился в селе Лопьял (Уржумский уезд). Его отец, сельский священник, не создал своим сыновьям (брат Виктора Михайловича тоже стал художником) препятствий к дружбе с их сверстниками – крестьянскими подростками. В детстве Виктор Михайлович слышал много рассказов, песен и сказок о разных чудесах, о русских богатырях и их подвигах. Его картины ещё долго будут радовать нас.