В современных условиях возрастает значимость профессионального самоопределения воспитанников детских домов.
Анализ работы в детском доме 2006 – 2007 учебный год, подготовленный на основании диагностики уровня профессиональной готовности, показал, что выпускники, как правило, завершают обучение без четких профессиональных планов.
Все это актуализируется необходимостью в налаживании системы организационно – методических мероприятий по профориентации, организации работы обеспечивающей, готовность профессиональному самоопределению выпускников на уровне допрофессионального образования.
Основными компонентами этой готовности являются:
- ценностно – ориентированная готовность к выбору сферы своей будущей жизнедеятельности;
- информационная готовность (знание возможных вариантов выбора профессии);
- психологическая готовность;
- операционная готовность (умение осознанно делать ответственный выбор).
Успешное профессиональное самоопределение социализации воспитанников возможно при следующих условиях:
- сформированность мотивационно - потребностной сферы личности, наличие развитых интересов, склонностей и способностей;
- достаточный уровень самосознания выпускника детского дома;
- ориентированность выпускника в поле возможностей профессионального выбора в условиях актуального (реального) и потенциального рынка труда и образования.
Поэтому возникла необходимость разработать программу для выпускников детского дома “Профессиональное самоопределение воспитанников образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”.
Основная цель реализации данной программы:
- формировать мотивацию воспитанников к поисковой активности, направленной на нахождения своего места в мире профессий, в формирование системы представлений воспитанников об адекватности себя, своих возможностей, интересов той или иной профессии.
Задачи:
- повышение уровня психологической компетентности воспитанников, вооружение их соответствующими знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании;
- формирования положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как, индивидуальность, уверенность в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии;
- дать участникам занятий необходимые знания по планированию профессионального пути;
- помочь воспитанникам в применении этих знаний.
- обеспечение возможности самопознания, изучение мира профессии, выполнение профессиональных проб с целью профессионального самоопределения.
План реализации данной программы включает следующие блоки:
- Диагностический,
- Информационно – просветительский,
- Практико – ориентированный.
Одним из основополагающих моментов в процессе реализации программы является определение критериев и показателей ее эффективности.
Исходя из этого, эффективность деятельности участников образовательного процесса, в аспекте формирования готовности выпускников к профессиональному самоопределению, рассматривается как отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достигнутому или заранее запланированному.
Технология реализации программы
Программа рассчитана на 3 года. Участниками программы являются воспитанники 9 - 11 классов. В реализации программы участвуют сотрудники детского дома (социальный педагог, психолог, медицинский работник). Материал подготовлен в соответствии с возрастными особенностями, целями текущего этапа профориентационной работы, особенностями мотивации. Программа систематизированная, цельная. Все отдельные блоки программы связаны между собой как по вертикале (между годами), так и в горизонтали (между темами одного года). Длительная профориентационная работа, на наш взгляд, необходима для эффективного профессионального самоопределения воспитанников (это достаточно длительный процесс). Система занятий может стать стержнем, основой для организации с профориентационной работы на уровне детского дома. В центре всей профориентационной работы - профессиональный план. Все должно работать на него. Огромное значение для личности воспитанника имеет полноценность профессиональных консультаций. Результаты тестирования должны быть корректно проинтерпретированы воспитаннику. Внедрение программы предполагает проведение: профориентационных занятий, мотивационных бесед, занятия по самопознанию и саморазвитию, диагностических мероприятий. Ежегодно на каждого выпускника детского дома будет заполняться психолого - педагогическая карта, где достаточно подробно отражается сведения о социальной ситуации выпускника, его интересы, особенности взаимодействия с окружающими, образовательная подготовка, состояние здоровья, предварительный профессионально - образовательный план.
Прогнозируемые результаты
В результате данной работы воспитанники должны освоить:
- требования к составлению личностного профессионального плана, правила выбора профессии;
осмыслить:
- понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизических и психологических возможностях личности в связи с выбором профессии;
- значение профессионального самоопределения, творческого потенциала выпускника.
Критерии эффективности профориентационной деятельности:
- наличие мотивов выбора интереса к определенным профессиям;
- положительное отношение к ситуации выбора профессии;
- адекватная позиция в принятии решения о выборе профессии;
- наличие вариантов профессионального выбора.
- адекватное представление о своих личностных качеств
- полнота и дифференцировнность знаний о мире профессий;
- умение работать с источниками информации;
- умение планировать свои действия и добиваться успеха.
Содержание диагностической работы
Задача: выявить личностные качества и дать возможность воспитаннику подойти к определенному типу профессии.
№ п/п |
Методики оценки, Название методик |
Критерии |
Показатели |
|
9 класс | ||||
1. |
Педагогические наблюдения |
1. отношение к труду |
позитивное отношение к труду |
|
2. |
Карта интересов Е.А. Климова |
2. появление пристрастия разным видам труда и деятельности |
склонность к определенным видам деятельности |
|
3. |
Г. Айзенг “Определение типа темперамента” Методика Жиля Рене |
3. уровень коммуникативных и организационных склонностей |
1. особенности темперамента (экстраверсия, интраверсия) 2. доминантность, общительность |
|
4. |
Методика “Дифференциально – диагностический опросник” Е.А. Климова |
4. выявление способностей и склонностей к различным видам деятельности |
склонности и способности (технические, художественные, творческие) |
|
5. |
Методика КОС |
5. определение коммуникативных и организаторских склонностей |
уровень коммуникативных и организаторских склонностей |
|
6. |
Методика Е.А. Климова “Пирамида профессий” |
6.особенности “пирамиды профессий” как начальный этап профессионального обучения |
интерес к определенному виду профессий |
|
7. |
Е.А. Климова “профессионально- диагностический Опросник “Ориентация” |
7.выявление степени ориентации в профессиях, пользующихся спросом на рынке труда. |
ориентация в профессиях, пользующихся спросом на рынке труда. |
|
10-11класс | ||||
1. |
Методика - классификация Д. Голланда “Стратегия выбора профессии” |
анализ оценки освоения профессии |
умение планировать собственную стратегию выбора профессии |
|
2. |
Тест ЖВПЛ (жизненные и временные перспективы личности) |
определение степени готовности выпускника к решению проблем, связанных с реализацией профессиональной карьеры |
уровень готовности выпускника к решению проблем, связанных с реализацией профессиональной карьеры |
|
3 |
Методика “Прогноз” |
сформированность умений преодолевать стрессовые состояния |
степень устойчивости риска дезадаптации в стрессе |
|
4 |
М. Рокича Методика “Ценностные ориентации” |
профессионально- нравственная ориентация |
устойчивый интерес и уверенность в выбранной профессии |
Содержание профориентационного просвещения
Задача: формирование готовности к профессиональному самоопределению.
№ п/п | Тематика занятий | Цели | Кол-во часов | |||
9 класс | ||||||
1. |
Ориентировочное |
Получение необходимой информации о профессиональных намерениях учащихся |
1 | |||
2. |
Классификация профессий |
Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий |
2 | |||
3. |
Склонности и профессиональная направленность |
Изучение воспитанниками собственных склонностей |
1 | |||
4. |
Выбор и моделирование |
Развитие навыков рефлексии |
2 | |||
5. |
Темперамент и выбор профессии |
Формирование теоретических представлений о характере и темпераменте |
1 | |||
6. |
Интересы и выбор профессии |
Изучение участниками собственных интересов |
2 | |||
10 класс | ||||||
1. | Здоровье человека и его профессиональная деятельность |
Помочь профессиональному выбору воспитанников с учетом физиологических особенностей организма |
1 | |||
2. | Мои интересы, склонности и профессиональное самоопределение |
Изучение воспитанниками собственных интересов, склонностей и профессионального самоопределения |
1 | |||
3. | Жизненный успех и самооценка человека | Формирование информационного пространства | 2 | |||
4. | Рынок труда в Муромцевском районе и в Омской области | Информирование состояния в перспективах районного и областного рынка труда | 1 | |||
5. | План делового человека и программа личностного самоопределения (заключительное занятие) | Познакомить с понятием“рынок труда”, показать пути устройства на работу | 2 | |||
11 класс | ||||||
1. | Формирование навыков целеполагания | Обучение воспитанников навыкам целеполагания и планирования | 1 | |||
2. | Беседа для информационной акции “Выбор 2009” | Информирование о современном состоянии и перспективах регионального и российского рынка труда | 2 | |||
3. | В защиту профессии |
Помочь в профессиональном самоопределении |
1 | |||
4. | Я и мое будущее | Освоение приемов, с помощью которых можно улучшить процессы эмоциональной саморегуляции и внутреннего самоконтроля | 2 | |||
5. | Планирование профессионального пути | Выработать у участников занятий умение планировать свой профессиональный путь | 1 | |||
6. | Молодежь и жизненный успех (итоговая дискуссия) | Обобщение приобретенных участниками занятий знаний и умений, необходимых для принятия при выборе профессии и планирования своего профессионального пути | 2 |
Практико-ориентированная работа
Задача: организовать тематическую, целенаправленную работу по самопознанию и самоопределению (по дневнику профессионального самоопределения старшеклассников).
№ п/п | Тематика занятий | Цели | Количество часов |
1. | Понятие и построение личного профессионального плана | Познакомить воспитанников с понятием личного профессионального плана | 1 |
2. | Познавательные процессы и способности личности | Изучить особенности познавательной сферы воспитанников | 2 |
3. | Мир профессий | Ознакомление воспитанников с реальным миром профессий, помочь выбрать сферу труда каждому из них | 2 |
4. | Психология личности | Повышение у воспитанников интереса к собственной личности как одного из факторов выбора профессии | 2 |
5. | Профессиональное самоопределение | Сформировать готовность анализировать различные ситуации профессионального самоопределения и умения делать обоснованный выбор | 1 |
6. | Подготовка к будущей карьере | Выработать у участников занятий умение планировать свой профессиональный путь | 1 |
7. | Обобщение | Обобщение приобретенных воспитанниками знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии | 1 |
Список литературы
- Активные методы профориентации и проблема самостоятельности профессионального самоопределения школьников (сборник игровых методик для профориентационной работы) Сост. В.И. Власюк - Тверь - 1998.
- Бендюков М.А. Азбука профориентации: Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? / Под ред. Д.С. Чернейко, В. B. Климовского. Изд. 2-е испр. и дополн. – СПб.: “Литера плюс”. 1997.
- Богамаз М.В. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащегося // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002. № 4 – С. 60-62.
- Грейс Крайч. Психология развития. – СПб., 2002.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию? – М.: “Просвещение”, 1990.
- Климов Е.А. Чистякова С.Н. Основы производства выбор профессии. – М. 1987.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: “УРАО”, 1998.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под. Ред. А.Ф. Кудряшова. – Петрозаводск. “Петроком”, 1992.
- Мамонтов С. Поверь в себя.- СПб.: “Петроков”, 1992.
- Методические рекомендации по проведению занятий профориентационного курса “Хороший выбор” Белоусова О.Г., Зотеева Е.А., Овсянникова Е.А., Чеботарев С.С. – Белгород – 2002.
- Мир профессий: Человек- природа, Человек- Человек, Человек- Знаковая система, Человек- художественный образ.- М.: “Молодая гвардия”, 1985-1987.
- Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: “Академия”, 1998.
- Чистякова С.Н. Основы профессионального ориентации школьников / С.Н. Чистякова / под. ред. В.А. Сластенина. М.: Просвещение, 1983.
- Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. М.: Педагогика, 1981.
- Энциклопедия для детей. Выбор профессии / под ред. Е. Ананьевой, В. Белоусовой. М.: Аванта, 2003.