Задачи урока:
- Образовательные :
- познакомить учащихся с биографией М.Горького;
- познакомить с рассказом «Бабушка», его идейно-смысловым и художественным содержанием;
- продолжить работу над совершенствованием навыка чтения;
- развивать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение», т.е умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;
- развивать умение логично излагать и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
- Развивающие :
- развивать устную речь учащихся,
- развивать читательскую самостоятельность, образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
- развивать словарный запас учащихся;
- расширять кругозор детей;
- развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять и другие логические операции мышления.
- Воспитательные :
- воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
- воспитание интереса к миру детской литературы и жизни талантливых людей;
- воспитание умения работать в группах.
Оборудование:
- листы с текстом,
- портрет писателя,
- карточки для словарной работы,
- компьютерная презентация по теме «Биография Горького»,
- групповые карточки с заданиями,
- аудиозапись «Звуки леса»,
- логотип «Год семьи - 2008».
ТСО:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- магнитофон.
Ход урока:
I. Организационный момент.II. Подготовка к усвоению нового материала.
- У меня в руках логотип, к какой дате он приурочен? (год семьи)
- Что такое семья?
- Наше государство заботится не только о самых маленьких членах семьи, но и старшем поколении. О тех кто много трудился, имеют большой опыт, пользуются уважением.
- Об одном из членов семьи, мы сегодня познакомимся из произведения М. Горького, а называется оно «Бабушка».
На доске появляется запись:
М.Горький
Бабушка
Знакомство с биографией М.Горького <Презентация 1>
Настоящее имя – Пешков Алексей Максимович. Родился 14 марта 1869 года в Нижнем Новгороде в семье столяра. Вскоре после его рождения умирает его отец, и мать отдает мальчика на воспитание деду, своему отцу. О суровом и безжалостном воспитании в этой семье писатель позже расскажет в своей автобиографической повести «Детство». В семье деда жили еще два его сына с семьями, мальчика никто не любил, кроме бабушки Акулины Ивановны. Бабушка была изумительно добрая, именно она приобщила будущего писателя к народным песням и сказкам. Но самое главное – бабушка заменила ему мать. В сеть лет его отдали в школу, где он проучился всего лишь месяцев. С восьми лет ему пришлось работать, выполняя разную черную работу: был прислугой и посудомойкой, работал в магазине обуви, учеником чертёжника, учеником повара на пароходе. На этом пароходе служил офицер Михаил Антонов Смурый, именно он возбудил в нем интерес к книгам, Михаил Антонов убедил мальчика о великом значении книги. Горький прожил трудную жизнь, хотя всегда был «читаемым и почитаемым». Он писал произведения не только для взрослым , но для детей : «Воробьишко», «Самовар», «Про Иванушку-дурачка», «Миша» и другие.
III. Работа над лексическим значением слов- Перед тем, как читать произведение М.Горького, объясните значение слов: поджарый, отрепье. (Ответы учащихся)
- Поджарый - худощавый, с вваливщимися боками. Запомните это слово – поджарый.
- Отрепье –потрёпанная, поношенная одежда, лохмотья. Запомните это слово – отрепье.
IV. Первичное восприятие текста.-А теперь давайте знакомится с произведением Горького «Бабушка». Готовы слушать? Я буду читать, а вы будете слушать и смотреть. (Чтение произведения учителем с показом сюжетных картинок. Последний слайд не показывается.) < Презентация 2>
Сюжетные картинки остаются до конца урока.
V. Анализ литературного произведения-Понравилось произведение? Что заинтересовало вас больше всего?
- К какому жанру относится данное произведение, по каким признакам вы это определили? (небольшой сюжет, реальные действующие лица, действие происходит в реальной жизни)
- Назовите главных героев этого произведения (лес, бабушка, мальчик)
-Предлагаю перейти к анализу этого произведения, для этого разделим этот текст на маленькие микротемы, кусочки. И могут нам в этом эпизоды диафильма.
- Посмотрите на первый слайд. Найдите в тесте предложения, соответствующие этому эпизоду. Кто хочет прочитать вслух?
- Какова главная мысль данного отрывка? Как М.Горький изобразил лес?
- Найдите и подчеркните в тексте слова и выражения, в которых передано отношение писателя к природе. (видишь невероятно много, хочется видеть всё больше, идти всё дальше)
- Как называется вид изобразительного искусства, изображающий красоту природы. (пейзаж)
- А если этот пейзаж написан не красками и не карандашами, а словами, как мы может назвать этот пейзаж? (словесный пейжаз)
После анализа первой микротемы учащимся предлагается выполнить задание на карточке.
VI. Работа с карточкой.- Вспомните, какими лесными ягодами был расшит «ковёр»? (мох был расшит брусникой, костяникой, клюквой.)
- Знаете ли вы, как они выглядят? Давайте обратимся к рисунку.
- Опишите с опорой на рисунок, как выглядит костяника (брусника, клюква).
- Выполните задание.
После выполнения задания учащимися, идёт групповая проверка.
- Все ли лесные ягоды можно есть? (ответы учащихся)
- А знаете ли вы, что ягоды лесного ландыша – очень красивые, так и хочется их съесть. Но на самом деле они очень ядовитые, и есть их ни в коем случае нельзя. Какие ядовитые лесные ягоды вы знаете?
- Придя в лес, мы должны помнить о том, что лес – это праздничный стол. А на нем ягоды, орехи и грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?
Дети (примерные ответы)
- Не оставлять мусор в лесу.
- Не ломать ветки и деревья.
- Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
VII. Анализ произведения- Давайте обратимся ко второму слайду. Найдите отрывок в тексте, соответствующий этому слайду.
- Какой смысл вложил М.Горький в выражение «Бабушка точно хозяйка и родная всему вокруг»?
- Как автор показал это? (Всё видит, всё хвалит и благодарит)
- Какой прием использует автор? (Сравнение).
- Почему Горький сравнил бабушку с медведицей, а не например, с львицей? (медведь – символ русского леса).
- Как вы думаете, почему слово Земля автор пишет с заглавной буквы? (Для мальчика бабушка самая умная, самая добрая на этом свете)
- Назовите основную мысль данного отрывка, эпизода?
- Что изображено на третьем слайде? Найдите в тексте описание данного эпизода.
- Найдите слова и выражения, подтверждающие описание волка.
- Обратите внимание на лексику данного отрывка. Преобладают глаголы, причём действия «выбежал», «взглянула», «прыгнула», «бросилась». Каково их предназначение? (показать молниностность действия).
- Назовите основную мысль данного отрывка, эпизода?
- Скажите пожалуйста, почему на месте последнего слайда стоит вопросительный знак? Обоснуйте свой ответ (Произведение не закончено).
VIII. Творческое задание по группам.- Пофантазируйте и напишите окончание данного произведения.
После выполнения задания учащиеся читают свои варианты завершения рассказа.
IX. Анализ произведения- А хотите узнать, как М. Горький закончил своё произведение?
Чтение оставшейся части. Показывается последний слайд <Презентации 2>.
- Как вы понимаете выражение «тихой милостыней»?
- Почему бабушка накопленные деньги раскладывала «тихой милостыней»? (Она много трудилась, собирая дары леса – лес «бесплатно» даёт дары – бабушка делится с другими)
- Назовите основную мысль данного отрывка.
X. Подведение итогов.- Что хотел донести до нас в своем произведении М.Горький?
- Назовите тему и основную мысль данного произведении.
- Назовите ключевые слова каждой части.(Лес, медведица (хозяйка), волк, милостыня)
XI. Домашнее задание- Напишите небольшое сочинение на тему (по выбору)
- Какую роль в моей жизни играет бабушка, дедушка,
- Захватывающие истории из жизни моей бабушки, дедушки;
- Мудрость моей(его) бабушки, дедушки.