Урок литературного чтения в 3-м классе по теме "Рассказ М. Горького «Бабушка»"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  1. Образовательные:
    • познакомить учащихся с биографией М.Горького;
    • познакомить с рассказом «Бабушка», его идейно-смысловым и художественным содержанием;
    • продолжить работу над совершенствованием навыка чтения;
    • развивать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение», т.е умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;
    • развивать умение логично излагать и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
  1. Развивающие:
    • развивать устную речь учащихся,
    • развивать читательскую самостоятельность, образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
    • развивать словарный запас учащихся;
    • расширять кругозор детей;
    • развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять и другие логические операции мышления.
  1. Воспитательные:
    • воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
    • воспитание интереса к миру детской литературы и жизни талантливых людей;
    • воспитание умения работать в группах.

Оборудование:

  • листы с текстом,
  • портрет писателя,
  • карточки для словарной работы,
  • компьютерная презентация по теме «Биография Горького»,
  • групповые карточки с заданиями,
  • аудиозапись «Звуки леса»,
  • логотип «Год семьи - 2008».

ТСО:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • магнитофон.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Подготовка к усвоению нового материала.

- У меня в руках логотип, к какой дате он приурочен? (год семьи)

Приложение 1.

- Что такое семья?

- Наше государство заботится не только о самых маленьких членах семьи, но и старшем поколении. О тех кто много трудился, имеют большой опыт, пользуются уважением.

- Об одном из членов семьи, мы сегодня познакомимся из произведения М. Горького, а называется оно «Бабушка».

На доске появляется запись:

М.Горький

Бабушка

Знакомство с биографией М.Горького <Презентация 1>

Настоящее имя – Пешков Алексей Максимович. Родился 14 марта 1869 года в Нижнем Новгороде в семье столяра. Вскоре после его рождения умирает его отец, и мать отдает мальчика на воспитание деду, своему отцу. О суровом и безжалостном воспитании в этой семье писатель позже расскажет в своей автобиографической повести «Детство». В семье деда жили еще два его сына с семьями, мальчика никто не любил, кроме бабушки Акулины Ивановны. Бабушка была изумительно добрая, именно она приобщила будущего писателя к народным песням и сказкам. Но самое главное – бабушка заменила ему мать. В сеть лет его отдали в школу, где он проучился всего лишь месяцев. С восьми лет ему пришлось работать, выполняя разную черную работу: был прислугой и посудомойкой, работал в магазине обуви, учеником чертёжника, учеником повара на пароходе. На этом пароходе служил офицер Михаил Антонов Смурый, именно он возбудил в нем интерес к книгам, Михаил Антонов убедил мальчика о великом значении книги. Горький прожил трудную жизнь, хотя всегда был «читаемым и почитаемым». Он писал произведения не только для взрослым , но для детей : «Воробьишко», «Самовар», «Про Иванушку-дурачка», «Миша» и другие.

III. Работа над лексическим значением слов

- Перед тем, как читать произведение М.Горького, объясните значение слов: поджарый, отрепье. (Ответы учащихся)

- Поджарый - худощавый, с вваливщимися боками. Запомните это слово – поджарый.

- Отрепье –потрёпанная, поношенная одежда, лохмотья. Запомните это слово – отрепье.

IV. Первичное восприятие текста.

-А теперь давайте знакомится с произведением Горького «Бабушка». Готовы слушать? Я буду читать, а вы будете слушать и смотреть. (Чтение произведения учителем с показом сюжетных картинок. Последний слайд не показывается.) < Презентация 2>

Сюжетные картинки остаются до конца урока.

V. Анализ литературного произведения

-Понравилось произведение? Что заинтересовало вас больше всего?

- К какому жанру относится данное произведение, по каким признакам вы это определили? (небольшой сюжет, реальные действующие лица, действие происходит в реальной жизни)

- Назовите главных героев этого произведения (лес, бабушка, мальчик)

-Предлагаю перейти к анализу этого произведения, для этого разделим этот текст на маленькие микротемы, кусочки. И могут нам в этом эпизоды диафильма.

- Посмотрите на первый слайд. Найдите в тесте предложения, соответствующие этому эпизоду. Кто хочет прочитать вслух?

- Какова главная мысль данного отрывка? Как М.Горький изобразил лес?

- Найдите и подчеркните в тексте слова и выражения, в которых передано отношение писателя к природе. (видишь невероятно много, хочется видеть всё больше, идти всё дальше)

- Как называется вид изобразительного искусства, изображающий красоту природы. (пейзаж)

- А если этот пейзаж написан не красками и не карандашами, а словами, как мы может назвать этот пейзаж? (словесный пейжаз)

После анализа первой микротемы учащимся предлагается выполнить задание на карточке.

<Приложение 2>

VI. Работа с карточкой.

- Вспомните, какими лесными ягодами был расшит «ковёр»? (мох был расшит брусникой, костяникой, клюквой.)

- Знаете ли вы, как они выглядят? Давайте обратимся к рисунку.

- Опишите с опорой на рисунок, как выглядит костяника (брусника, клюква).

- Выполните задание.

После выполнения задания учащимися, идёт групповая проверка.

- Все ли лесные ягоды можно есть? (ответы учащихся)

- А знаете ли вы, что ягоды лесного ландыша – очень красивые, так и хочется их съесть. Но на самом деле они очень ядовитые, и есть их ни в коем случае нельзя. Какие ядовитые лесные ягоды вы знаете?

- Придя в лес, мы должны помнить о том, что лес – это праздничный стол. А на нем ягоды, орехи и грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?

Дети (примерные ответы)

- Не оставлять мусор в лесу.

- Не ломать ветки и деревья.

- Не разорять птичьи гнезда и муравейники.

- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

VII. Анализ произведения

- Давайте обратимся ко второму слайду. Найдите отрывок в тексте, соответствующий этому слайду.

- Какой смысл вложил М.Горький в выражение «Бабушка точно хозяйка и родная всему вокруг»?

- Как автор показал это? (Всё видит, всё хвалит и благодарит)

- Какой прием использует автор? (Сравнение).

- Почему Горький сравнил бабушку с медведицей, а не например, с львицей? (медведь – символ русского леса).

- Как вы думаете, почему слово Земля автор пишет с заглавной буквы? (Для мальчика бабушка самая умная, самая добрая на этом свете)

- Назовите основную мысль данного отрывка, эпизода?

- Что изображено на третьем слайде? Найдите в тексте описание данного эпизода.

- Найдите слова и выражения, подтверждающие описание волка.

- Обратите внимание на лексику данного отрывка. Преобладают глаголы, причём действия «выбежал», «взглянула», «прыгнула», «бросилась». Каково их предназначение? (показать молниностность действия).

- Назовите основную мысль данного отрывка, эпизода?

- Скажите пожалуйста, почему на месте последнего слайда стоит вопросительный знак? Обоснуйте свой ответ (Произведение не закончено).

VIII. Творческое задание по группам.

- Пофантазируйте и напишите окончание данного произведения.

После выполнения задания учащиеся читают свои варианты завершения рассказа.

IX. Анализ произведения

- А хотите узнать, как М. Горький закончил своё произведение?

Чтение оставшейся части. Показывается последний слайд <Презентации 2>.

- Как вы понимаете выражение «тихой милостыней»?

- Почему бабушка накопленные деньги раскладывала «тихой милостыней»? (Она много трудилась, собирая дары лесалес «бесплатно» даёт дары – бабушка делится с другими)

- Назовите основную мысль данного отрывка.

X. Подведение итогов.

- Что хотел донести до нас в своем произведении М.Горький?

- Назовите тему и основную мысль данного произведении.

- Назовите ключевые слова каждой части.(Лес, медведица (хозяйка), волк, милостыня)

XI. Домашнее задание

- Напишите небольшое сочинение на тему (по выбору)

  • Какую роль в моей жизни играет бабушка, дедушка,
  • Захватывающие истории из жизни моей бабушки, дедушки;
  • Мудрость моей(его) бабушки, дедушки.