Тема: Дательный падеж имен существительных. Предлоги дательного падежа.
Цель:
познакомиться с особенностями имен существительных в дательном падеже, вопросами и предлогами дательного падежа;
развивать умение определять падежи существительного по вопросам и предлогам;
упражняться в постановке запятых между однородными членами предложения, разборе слов по составу;
развивать словарный запас и обогащать речь учащихся;
воспитывать любовь к русскому языку и истории России.
Оборудование: учебник, дидактический материал по русскому языку, толковый словарь, перфокарты, иллюстрации (ладья, пшеница, сноп)
Ход урока
- Организационный момент.
Начнем урок мы поэтическими строчками.
Хотя дорожки все усыпаны листочками.
На русском будем говорить мы о склонении,
О падеже дательном, с предлогом в применении.
- Много воды утекло с тех пор, как впервые вступили на землю, что зовется Россией, наши предки. Сегодня на уроке мы вспомним о них, об их жизни и традициях. Познакомимся с дательным падежом существительных и ответ на вопрос Почемучки найдем к концу урока. Прочитайте вопрос на стр. 61.
- И первым этапом урока – минутка чистописания. Что изображено на рисунке (стр. 16)? (ладья) <Рисунок 1>
<Рисунок 1>
На уроках истории мы говорили о таких судах. Когда они отправлялись в путь и зачем?
- Правильно, когда сходил лед на реках, начинали купцы готовить корабли – ладьи – в дальний путь. А чтобы дорога стала удачной, на каждой ладье крепили щиты, как у Даждьбога. А чем украшали нос корабля? (оберегами – головами животных и птиц)
- Это делалось для того, чтобы отогнать (испугать) духов тех народов, которые решат напасть на судно.
- Чем торговали русские купцы? (мехами, медом, воском, зерном)
- А что покупали у заморских купцов? (украшения, шелк, невиданные заморские фрукты)
- Прочитайте предложение, записанное в тетради.
Расписная ладья с орлиной головой плывет по красивой широкой реке.
- Запишите это предложение, учитывая наклон букв и расстояние
между словами. Предложение должно занять столько места, сколько занимает образец.
- Повторение изученных слов
- Повторив изученные слова и проверив их в парах, вы сможете узнать новое словарное слово, с которым сегодня познакомитесь (дети работают в парах).
- Сколько словарных слов повторил каждый из вас? (14)
2. Знакомство с новым словом.
- В селах и деревнях жили крестьяне. Они занимались земледелием. Какие растения они выращивали? (пшеницу, овес, рожь, ячмень…)
- Какое из перечисленных растений было для человека, и остается самым главным? (пшеница) <Рисунок 2>
<Рисунок 2>
- Лексическое значение слова “пшеница” поможет нам дать толковый словарь (ученик зачитывает из словаря лексическое значение нового слова)
- Составьте это слово ПШЕНИЦА из букв, лежащих у вас на столе. Помните, одна буква лишняя.
- Этим заданием я хотела проверить, внимательны ли вы были, когда читали о пшенице дома, обратили ли внимание на написание этого слова. Прочитайте слово так, как мы его произносим.
- А теперь так, как пишем.
- Запишем с комментированием.
- Дома вы должны были найти те жанры устного народного творчества, в которых упоминается о пшенице. (выступления детей)
3. Орфографическая пятиминутка.
- А я приготовила вам красивое предложение, которое поможет нам, используя словарное слово, провести и орфографическую пятиминутку. Прочитайте выразительно.
Море пш..ницы в…лной к…л…сит…ся
И радост…ю дышит з…мля.
- Как вы понимаете, это предложение? (уродил богатый урожай, этому рада земля, труд человека был не напрасен)
- Есть ли в этом предложении сравнения? (пшеницу с волной)
- Какое слово имеет переносное значение? (дышит земля)
- Прежде чем написать предложение, посмотрите, все ли знаки препинания учтены?
- Запишите это предложение с объяснением выделенных орфограмм.
- Найдите существительные и определите их падеж.
- Сегодня мы соединили словарную работу и орфографическую пятиминутку. Познакомились с новым словарным словом …
и повторили правила написания…….. (говорят дети).
4. Физминутка.
Любопытная Варвара
Смотрит влево…,
Смотрит вправо…,
А потом опять вперед -
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а расслаблена.
- Изучение нового материала.
- Запись и разбор предложений.
- Обобщение.
- Как ни много было работы в деревне летом и осенью, оставалось время и на праздники. Освобождался денек – другой, собирались всей деревней и веселились. В конце жатвы обязательно соблюдались обычаи, а вот какие, вы узнаете в ходе работы над предложениями. Запишите их.
Последнему снопу девушки не говорили ни слова.
- Что такое сноп? <Рисунок 3>
<Рисунок 3>
СНОП – связка срезанных стеблей с колосьями (хлебных злаков и некоторых других растений).
- Считали, если кто-то заговорит, у той жених будет слепой. Этот последний сноп – именинник ставили под иконы в избе или…
Раздавали семена по горсточке курам, овцам, коровам, лошадям.
- Что такое курам, овцам, коровам, лошадям? (однородные члены предложения)
- Чем они между собой связаны? (интонацией перечисления)
- Прочитайте последнее предложение.
К друзьям и соседям ходили с веселыми песнями, частушками, венками из пшеницы.
- Найдите в каждом предложении существительные в дательном падеже. Вспомните, на какие вопросы отвечает дательный падеж?
- Какие вопросы, кроме падежных, к ним можно задать? (куда? к друзьям и соседям, где? …)
- Это смысловые вопросы дательного падежа.
- Какие предлоги употреблены с существительными дательного падежа? (к, по)
- Какими членами предложения являются существительные дательного падежа? (второстепенными)
- Существительное в дательном падеже может указывать на место действия, направление, а также на лицо, которому что – либо дают. Отсюда и название падежа – дательный. Познакомимся с третьим мужичком, служащим падежей.
Ученик:
- Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я смогу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.
VI. Закрепление изученного материала.
- Упражнение в определении падежей существительных.
- Всегда русский человек, чтобы во время посеять, собрать урожай, находил приметы, повторяющиеся из года в год, и использовал их при выполнении каких-то работ. Эти приметы прочитаем и запомним, в ходе выполнения упражнения №4, стр. 24. Запишите вторую и третью примету, указав падежи всех имен существительных.
2. Звукобуквенный разбор слова.
- Найдите в первой примете слово, имеющее несколько значений. Как называются такие слова? (многозначные)
- Какие значения имеет слово ЗЕМЛЯ? (планета; суша в противоположность водному или воздушному пространству; почва, верхний слой коры нашей планеты; территория с угодьями, находящаяся в чьем-нибудь владении, пользовании).
- Произведите звукобуквенный разбор слова.
3. Разбор предложения по членам предложения.
- Запишите еще одно предложение из народной песни. Чем отличается калина от рябины? (кустарник и дерево)
- И то, и другое растение русский народ использовал в медицине.
У калины и рябины вьются стаями дрозды.
- Подчеркните главные члены предложения.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
- Прочитайте еще раз вопрос, который задавал Почемучка.
- Как вы на него ответите?
- О быте, культуре, обычаях русского народа с древних времен вам помогут узнать вот эти книги (выставка книг)
Стр.61, упр. 130; приехал, тропинки – 2, у товарища – 3.