Урок русского языка в 3-м классе "Дательный падеж имен существительных. Предлоги дательного падежа"

Разделы: Начальная школа


Тема: Дательный падеж имен существительных. Предлоги дательного падежа.

Цель:

познакомиться с особенностями имен существительных в дательном падеже, вопросами и предлогами дательного падежа;

развивать умение определять падежи существительного по вопросам и предлогам;

упражняться в постановке запятых между однородными членами предложения, разборе слов по составу;

развивать словарный запас и обогащать речь учащихся;

воспитывать любовь к русскому языку и истории России.

Оборудование: учебник, дидактический материал по русскому языку, толковый словарь, перфокарты, иллюстрации (ладья, пшеница, сноп)

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Начнем урок мы поэтическими строчками.

    Хотя дорожки все усыпаны листочками.

    На русском будем говорить мы о склонении,

    О падеже дательном, с предлогом в применении.

  3. Сообщение темы урока.
  4. - Много воды утекло с тех пор, как впервые вступили на землю, что зовется Россией, наши предки. Сегодня на уроке мы вспомним о них, об их жизни и традициях. Познакомимся с дательным падежом существительных и ответ на вопрос Почемучки найдем к концу урока. Прочитайте вопрос на стр. 61.

  5. Минутка чистописания.
  6. - И первым этапом урока – минутка чистописания. Что изображено на рисунке (стр. 16)? (ладья) <Рисунок 1>

    <Рисунок 1>

    На уроках истории мы говорили о таких судах. Когда они отправлялись в путь и зачем?

    - Правильно, когда сходил лед на реках, начинали купцы готовить корабли – ладьи – в дальний путь. А чтобы дорога стала удачной, на каждой ладье крепили щиты, как у Даждьбога. А чем украшали нос корабля? (оберегами – головами животных и птиц)

    - Это делалось для того, чтобы отогнать (испугать) духов тех народов, которые решат напасть на судно.

    - Чем торговали русские купцы? (мехами, медом, воском, зерном)

    - А что покупали у заморских купцов? (украшения, шелк, невиданные заморские фрукты)

    - Прочитайте предложение, записанное в тетради.

    Расписная ладья с орлиной головой плывет по красивой широкой реке.

    - Запишите это предложение, учитывая наклон букв и расстояние

    между словами. Предложение должно занять столько места, сколько занимает образец.

  7. Словарная работа.
  1. Повторение изученных слов. Выполнение задания по перфокартам.

- Повторив изученные слова и проверив их в парах, вы сможете узнать новое словарное слово, с которым сегодня познакомитесь (дети работают в парах).

- Сколько словарных слов повторил каждый из вас? (14)

2. Знакомство с новым словом.

- В селах и деревнях жили крестьяне. Они занимались земледелием. Какие растения они выращивали? (пшеницу, овес, рожь, ячмень…)

- Какое из перечисленных растений было для человека, и остается самым главным? (пшеница) <Рисунок 2>

<Рисунок 2>

- Лексическое значение слова “пшеница” поможет нам дать толковый словарь (ученик зачитывает из словаря лексическое значение нового слова)

- Составьте это слово ПШЕНИЦА из букв, лежащих у вас на столе. Помните, одна буква лишняя.

- Этим заданием я хотела проверить, внимательны ли вы были, когда читали о пшенице дома, обратили ли внимание на написание этого слова. Прочитайте слово так, как мы его произносим.

- А теперь так, как пишем.

- Запишем с комментированием.

- Дома вы должны были найти те жанры устного народного творчества, в которых упоминается о пшенице. (выступления детей)

3. Орфографическая пятиминутка.

- А я приготовила вам красивое предложение, которое поможет нам, используя словарное слово, провести и орфографическую пятиминутку. Прочитайте выразительно.

Море пш..ницы в…лной к…л…сит…ся

И радост…ю дышит з…мля.

- Как вы понимаете, это предложение? (уродил богатый урожай, этому рада земля, труд человека был не напрасен)

- Есть ли в этом предложении сравнения? (пшеницу с волной)

- Какое слово имеет переносное значение? (дышит земля)

- Прежде чем написать предложение, посмотрите, все ли знаки препинания учтены?

- Запишите это предложение с объяснением выделенных орфограмм.

- Найдите существительные и определите их падеж.

- Сегодня мы соединили словарную работу и орфографическую пятиминутку. Познакомились с новым словарным словом …

и повторили правила написания…….. (говорят дети).

4. Физминутка.

Любопытная Варвара
Смотрит влево…,
Смотрит вправо…,
А потом опять вперед -
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а расслаблена.

  1. Изучение нового материала.
  1. Запись и разбор предложений.
  2. - Как ни много было работы в деревне летом и осенью, оставалось время и на праздники. Освобождался денек – другой, собирались всей деревней и веселились. В конце жатвы обязательно соблюдались обычаи, а вот какие, вы узнаете в ходе работы над предложениями. Запишите их.

    Последнему снопу девушки не говорили ни слова.

    - Что такое сноп? <Рисунок 3>

    <Рисунок 3>

    СНОПсвязка срезанных стеблей с колосьями (хлебных злаков и некоторых других растений).

    - Считали, если кто-то заговорит, у той жених будет слепой. Этот последний сноп – именинник ставили под иконы в избе или…

    Раздавали семена по горсточке курам, овцам, коровам, лошадям.

    - Что такое курам, овцам, коровам, лошадям? (однородные члены предложения)

    - Чем они между собой связаны? (интонацией перечисления)

    - Прочитайте последнее предложение.

    К друзьям и соседям ходили с веселыми песнями, частушками, венками из пшеницы.

    - Найдите в каждом предложении существительные в дательном падеже. Вспомните, на какие вопросы отвечает дательный падеж?

    - Какие вопросы, кроме падежных, к ним можно задать? (куда? к друзьям и соседям, где? …)

    - Это смысловые вопросы дательного падежа.

    - Какие предлоги употреблены с существительными дательного падежа? (к, по)

    - Какими членами предложения являются существительные дательного падежа? (второстепенными)

  3. Обобщение.

- Существительное в дательном падеже может указывать на место действия, направление, а также на лицо, которому что – либо дают. Отсюда и название падежа – дательный. Познакомимся с третьим мужичком, служащим падежей.

Ученик:

- Я называюсь дательным,

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я смогу сказать.

С предлогом к и по дружу,

Но и один гулять хожу.

VI. Закрепление изученного материала.

      1. Упражнение в определении падежей существительных.

- Всегда русский человек, чтобы во время посеять, собрать урожай, находил приметы, повторяющиеся из года в год, и использовал их при выполнении каких-то работ. Эти приметы прочитаем и запомним, в ходе выполнения упражнения №4, стр. 24. Запишите вторую и третью примету, указав падежи всех имен существительных.

2. Звукобуквенный разбор слова.

- Найдите в первой примете слово, имеющее несколько значений. Как называются такие слова? (многозначные)

- Какие значения имеет слово ЗЕМЛЯ? (планета; суша в противоположность водному или воздушному пространству; почва, верхний слой коры нашей планеты; территория с угодьями, находящаяся в чьем-нибудь владении, пользовании).

- Произведите звукобуквенный разбор слова.

3. Разбор предложения по членам предложения.

- Запишите еще одно предложение из народной песни. Чем отличается калина от рябины? (кустарник и дерево)

- И то, и другое растение русский народ использовал в медицине.

У калины и рябины вьются стаями дрозды.

- Подчеркните главные члены предложения.

  1. Итог урока.
  2. - Прочитайте еще раз вопрос, который задавал Почемучка.

    - Как вы на него ответите?

    - О быте, культуре, обычаях русского народа с древних времен вам помогут узнать вот эти книги (выставка книг)

  3. Домашнее задание.

Стр.61, упр. 130; приехал, тропинки – 2, у товарища – 3.