Задачи:
- дать достоверную информацию учащимся о вреде алкоголя;
- показать его пагубное воздействие на организм человека;
- развеять миф о «полезности» алкоголя.
Подготовка и оборудование:
- пригласить медицинского работника;
- подготовить плакаты с пословицами и высказываниями великих людей о вреде алкоголя и пьянства;
- карточки с вопросами к игре «Я - игра».
Ход мероприятия
1. Алкоголь и история его распространения.
Учитель: Чистый спирт начали получать арабы в V –VI вв. и назвали его «алкоголь», что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство.
Существует мнение, что пьянство на Руси – старинная традиция русского народа. Так ли это?
Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.Н. Костомаров полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чара пускалась по кругу, и из неё каждый отпивал несколько глотков. Пьянство в будние дни считалось грехом и позором.
2. Почему люди начинают употреблять алкоголь?
Учитель: О причинах употребления спиртных напитков задумывались многие выдающиеся люди. Психиатр, академик В.М. Бехтерев так охарактеризовал психологические причины пьянства: «Всё дело в том, что пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев. Эти обычаи требуют питья и угощения при всяком случае»
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин.
Роберт Бернс
(перевод С.Я. Маршака)
3. Что такое алкоголь?
Учитель: Алкоголь – психоактивное вещество (ПАВ), содержащееся в таких напитках, как пиво, вино, слабоалкогольные и крепкие спиртные напитки.
Алкогольные напитки содержат этиловый спирт, или этанол. Есть и другие виды спиртов, например, метиловый, или метанол. Они очень ядовиты, и их нельзя использовать при изготовлении спиртных напитков.
4. Воздействие алкоголя на организм человека.
Учитель: Мы знаем, что у человека есть жизненно важные органы: сердце, лёгкие, желудок, печень, почки, органы чувств – каждый выполняет свою работу, но алкоголь может нарушить слаженность этой работы.
Физиологи выяснили следующее: алкоголь остаётся в организме надолго. Более двух недель длится его вредное действие на организм. Даже после одного приёма небольшой дозы спиртного алкоголь сохраняется в мозгу, сердце, почках, желудке от 49 часов до 15суток.
Проникнув в организм, он спешит в «цех» нервной системы. К нервной системе относится головной мозг и нервы: одни, по которым бегут сигналы от наших органов чувств к мозгу, и другие, по которым возвращаются приказы мозга к мышцам, внутренним органам.
Мозг управляет нашим поведением, настроением. Когда алкоголь проникает в нервную систему, он тормозит проведение сигналов к мозгу и от мозга, как бы замедляет скорость реагирования.
Алкоголь не только замедляет реакцию, но и отрицательно воздействует на способности: человек, что называется, «тупеет». Употребление детьми небольших доз алкоголя ухудшает их память: они не могут выучить даже небольшое стихотворение, а 13-14 летние не в состоянии своими словами рассказать прочитанное, в самых простых арифметических действиях делают грубейшие ошибки.
Алкоголь поражает не только нервную систему. Попав в организм, он направляется и к другим жизненно важным органам – сердцу, лёгким, нарушая их нормальную деятельность. Наше сердце работает, не останавливаясь ни на минуту, на протяжении всей жизни: оно перекачивает кровь, заставляя её доходить до самых отдалённых уголков нашего организма. Мы можем почувствовать его работу, найдя у себя пульс. Сердце нуждается в постоянном притоке питательных веществ и кислорода, а алкоголь препятствует ему, поэтому сердце может остановиться, и наступит смерть.
Другим важным органом, работе которого мешает алкоголь, являются лёгкие. Они тоже работают всю жизнь, не останавливаясь. Лёгкие отдают во внешнюю среду отработанный, бедный кислородом воздух и забирают свежий, богатый кислородом. Алкоголь повреждает ткань лёгких, делая её уязвимой для микробов, которые вызывают лёгочные заболевания.
Алкоголь отрицательно влияет и на кровь. В крови содержаться красные и белые кровяные тельца. Алкоголь воздействует на эти элементы крови, снижая их возможности: белые кровяные тельца не могут бороться с микробами, а красные – разносить кислород. Нарушается работа всего организма.
Но наш организм начинает бороться с алкоголем, стремится обезвредить и вывести его. Печень обезвреживает алкоголь за 1 час – 1 грамм алкоголя. Некоторые клетки печени при этом гибнут. А с большим количеством алкоголя печень справиться не в состоянии, и тогда наступает смерть.
5. Мифы об алкоголе.
Учитель: Сейчас мы с ребятами будем приводить доводы в пользу алкогольных напитков, а врач-терапевт - доказывать ложность этих доводов.
Ученик: Представьте себе, мужчина заболел гриппом. Друзья ему советуют… Что? (Что алкоголь лечит простуду).
Врач: Алкоголь не оказывает обезвреживающего действия на микробы, а тормозит защитные силы организма, препятствуя уничтожению этих микробов. В крови есть лейкоциты и мемфоциты, которые растворяют их. Но, если в крови алкоголь, процесс замедляется или вовсе не происходит. Поэтому мнение, что алкоголь лечит простуду – заблуждение.
Ученик: Многие люди считают, что алкогольные напитки улучшают аппетит.
Врач: Использование вина в этих целях ведёт к извращению деятельности желудка и кишечника. Состав выделенного под действием алкоголя желудочного сока существенно изменяется: в нём становится много соляной кислоты и мало пепсина, фермента, расщепляющего белки. Кислота обжигающе действует на слизистую оболочку желудка, что может в нём вызвать боли, способствующие развитию гастрита. Регулярное употребление алкоголя с целью повысить аппетит приводит к атрофии слизистой оболочки желудка.
Ученик: Как хорошо, придя с работы, снять усталость, выпив вина.
Врач: Алкоголь и отдых не совместимы. Под действием алкоголя мозг не отдыхает, а работа его ухудшается. После небольшой дозы спиртного снижается сообразительность, способность к творческому труду.
Ученик: Пиво – это дар солнца, божественный напиток, солнечный нектар.
Врач: Многие сравнивают пиво с жидким хлебом. Это неправда. В пиве, как и в вине, содержаться кобальт, мышьяк, медь, которые неблагоприятно действуют на сердечную мышцу.
Ведущий: Всего одна рюмка коньяка или водки снимают стенокардию. Алкоголь в малых дозах расширяет сосуды сердца.
Врач: Исследования давно опровергли эту точку зрения. Под влиянием этилового спирта расширяются лишь периферические кровеносные сосуды. После кратковременного расширения артерий наступает их резкое сужение. Алкоголь учащает сердцебиение, создавая дополнительную нагрузку на сердечную мышцу в тот момент, когда она нуждается в отдыхе. Этиловый спирт тормозит обменные процессы, угнетает образование энергии и лишает мышцу сердца необходимого энергетического потенциала для перекачки крови. Поэтому у тех, кто употребляет алкоголь, «слабое сердце».
Ученик: Алкоголь укрепляет кровеносные сосуды.
Врач: Этот миф давно развеян учёными. У лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками, очень рано наступают болезненные изменения на уровне микро-сосудов – повышается проницательность и ломкость артерий, капилляров и венул (мелких вен), нарушается их тонус.
Учитель: Вино марки «Кагор» улучшает кровь, помогает в лечении малокровия.
Врач: Красные тельца крови-эритроциты – переносят кислород. Если в организме возникает недостаток этих телец из-за кровопотери или они болезненно изменены и не могут в нужном объёме переносить кислород, то такое состояние называется малокровием (анемией). Алкоголь, входящий в спиртные напитки, не только не способствуют «выздоровлению» эритроцитов или увеличению их числа, а тормозит эти процессы, так как он затрудняет усвоение костным мозгом железа, необходимого для построения эритроцитов.
Алкоголь ухудшает всасывание в кишечнике витамина В6, который также необходим для формирования полноценных эритроцитов, а в тонком кишечнике – фолиевой кислоты, отчего нарушается процесс созревания в костном мозге эритроцитов. В крови появляются незрелые эритроциты, которые быстро разрушаются, что приводит к тяжелой форме анемии. Алкоголь не способствует улучшению крови, а наоборот, вызывает тяжелые формы анемии.
6. Алкоголь общественное зло.
Учитель: Алкоголизм ведет к деградации личности, слабоумию. В нашей стране в коррекционных школах для слабоумных детей обучается около 300 тысяч школьников. Мировая статистика утверждает, что 50% слабоумных детей рождаются от пьющих родителей.
Смертность среди пьющих в два раза выше, чем среди непьющих.
7. «Дети гибнут на улицах»
(Инсценировка стихотворения Евгении Вавренюк по типу теневого театра)
Оборудование: ширма обтянутая белой тканью; диапроектор и другие необходимые предметы для инсценировки – бутылка, горбушка хлеба.
Ведущий:
На грязном, тесном пятачке,
В углу, впритык к сараям,
Мальчишка в модном пиджаке,
Давясь, вино глотает.
«Отраву» «из горла» сосёт,
Приклеившись губами…
А рядом очередь встаёт.
«Кто первый? Я за вами».
И вот уже со всех сторон
Бегут мальчишки наши,
Спешат к нечистому в полон
Володи, Гриши, Саши…
Арбуз солёный – на троих,
На всех – горбушка хлеба.
И смотрит горестно на них
С высот бездонных небо.
Бутылка, полная вина,
Легко идёт по кругу.
Ах, как доволен сатана,
Ведь у него мечта одна –
Связать грехом нам руки.
Один гонца за водкой шлёт –
Знакомая картина…
Другой в углу, согнувшись, рвёт,
Держась за чьи-то спины.
Тот «проломить готов башку»,
Во всю руками машет.
Вот-вот любимому дружку
По «шее гневно смажет».
Вот кто-то охнул, кровь течёт,
Кого-то в глаз боднули…
И захмелевший пятачок
Гудит, как чёрный улей.
Рассвирепевшая толпа
В зловеще пьяном раже,
Безумной ярости полна,
Схватились в рукопашной.
Мальчишка вскрикнул и упал,
И, скорчившись от боли,
Уткнувшись в землю, застонал,
И стихнул в луже крови.
Глаза закрыло пеленой
Кровавого тумана.
Мать:
«Вставай, сынок, пойдём домой», -
Ведущий:
Над мёртвым шепчет мама.
Мать. … В какой стучаться кабинет?
Кто должен быть в ответе?!
Ведь это не убийцы, нет!
Ведь это наши дети!
Сегодня мир во зле лежит,
В греховном тонет мраке…
Юнцы пускают в ход ножи
В угаре пьяной драки.
Я вопли сотен матерей,
Их боль в себя вместила.
О мой Христос! Спаси детей
Своей извечной силой!
8. «Я – игра»
Вопросы записаны на карточках, имеющих форму буквы «Я». Игроки поочерёдно бросают кубик. Берут карточку, на которую выпал кубик и, прочитав вопрос, дают ответ.
Примерные вопросы для игры:
- Опасаются ли твои родители, что ты начнёшь употреблять алкоголь?
- Ты рассказываешь своим родителям о том, что делаешь в свободное время?
- В каких ситуациях или по какому поводу ты употребляешь алкоголь?
- Кто-нибудь уже предлагал тебе наркотики или алкоголь?
- Ты в комнате, где распивают спиртные напитки. Ты тоже будешь пить вместе со всеми?
- Когда ты впервые попробовал алкоголь? Имеют ли право твои родители знать об этом?
- Ты уже бывал на какой-нибудь вечеринке, где принято употреблять алкоголь?
- Как ты думаешь, по каким причинам люди начинают употреблять алкоголь?
- Как ты справляешься со стрессом?
- Какие причины могут побудить тебя попробовать алкоголь?
- Ты обсуждаешь с родителями свои проблемы?
- Представь себе, что твой лучший друг употребляет алкоголь? Что ты сделаешь?
- Назвал бы ты алкоголь наркотиком?
- Есть ли у тебя три заветных желания?
- Знаешь ли ты людей, которые периодически употребляют алкоголь? Почему, по их мнению, они это делают?
- Как ты понимаешь слова «пристрастие» и «зависимость»?