Внеклассное мероприятие по программе "Наше здоровье" по теме "Приемы автономного существования человека"

Разделы: ОБЖ, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Классное руководство


Тип урока: применение теоретических знаний на практике.

Цель: формирование у обучающихся навыков безопасного поведения в чрезвычайных жизненных ситуациях.

Задачи урока:

Образовательные:

  • иметь представление о приёмах автономного существования;
  • владеть способами определения сторон света, подачи сигналов бедствия;
  • уметь выбирать место для временного жилищи и для костра;
  • уметь разводить костёр и обеспечивать себя пищей и водой.

Развивающие:

  • активизировать познавательную и аналитическую деятельность обучающихся по формированию навыков автономного существования человека.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей умение вести себя в экстремальных ситуациях;
  • формировать чувство ответственности, коллективизма и товарищества.

Место проведения: походные условия.

Жюри: классный руководитель, родители.

Этапы урока:

1 конкурс «Теоретический».
2 конкурс капитанов «Способы определения сторон света на местности».
3 конкурс «Выбор места для сооружения временного жилища?».
4 конкурс «Разведение костра».
5 конкурс «Обеспечение питанием в автономном существовании».
6 конкурс «Как сделать фильтр для воды?» 7 конкурс «Выход из экстремальной ситуации».

Ход урока

Это занятие полезно провести в походных условиях. Необходимо привлечь родителей для проведения конкурсов и для судейства.

В начале занятия с учащимися повторяются правила безопасного поведения в лесу. Для этой цели учитель использует методику «Мозгового штурма». Ставиться проблема: «Какие правила поведения необходимо выполнять в лесу, чтобы не причинить вреда себе, своим одноклассникам и природе?». Учащиеся высказывают свои мнения по этому вопросу и совместно составляются правила поведения в лесу, которые записываются на ватмане.

Затем класс делится на две команды. Каждая команда должна придумать себе название и девиз. Далее проводятся соревнование между командами, которые начинаются с представления команд.

В первом «Теоретическом» конкурсе ребята работают с карточками, в которых надо отметить требования необходимые для выбора места строительства временного жилища или для разведения костра. (Приложение 1)

1 задание

Выберете необходимые требования для выбора места для строительства временного жилища:

Да, нет Требования
Место должно находиться на ровной, возвышенной площадке.
Расположиться в лесу среди сухостоя, а в горах – под склоном, подверженным осыпям.
Площадка должна располагаться на продуваемом от комаров и мошкаре месте.
Возле стоянки имеет источник питьевой воды.
Вокруг должно быть достаточно сухого топлива.
Остановиться на низком берегу реки, близком к уровню воды.
Возле лагеря должна быть просторная поляна для подачи сигналов бедствия и приёма вертолета.
Расположиться под одиноко стоящим высоким деревом.

2 задание

Выберете необходимые требования для выбора места для разведения костра и разведения костра:

Да, нет Требования
Найдите поляну, защищённую от ветра.
Разведите костёр возле дерева.
Очистите место для костра от сухой травы, листвы.
Используйте для костра живые деревья.
Обложите место костра камнями или обкопайте.
Костёр можно оставлять без присмотра.
На глубоком снегу, болоте сделайте настил из сырых брёвен.
Дым от костра должен быть направлен на временное жилище.

В этом конкурсе побеждает та команда, которая более правильно укажет необходимые требования.

Второй конкурс капитанов. За 1 минуту каждый капитан должен вспомнить как можно больше способов определения сторон света на местности. Этот конкурс выигрывает та команда, чей капитан сможет больше назвать способов и лучше сможет их объяснить. В спорной ситуации можно предложить капитанам определить стороны света, используя местные признаки. (По стволам и коре деревьев, по мху и лишайнику, по состоянию снежного покрова на склонах, по муравейникам, по солнцу).

В третьем конкурсе ребятам предлагается выбрать место для временного жилища в данной местности и выигрывает та команда, которая выберет наиболее удачное место и сможет объяснить, почему она выбрала это место.

Место для жилища должно отвечать следующим требованиям:
  • Место должно находиться на ровной, возвышенной площадке.
  • Не следует располагаться в лесу среди сухостоя, а в горах – под склоном, подверженным осыпям.
  • Возле стоянки желательно имеет источник питьевой воды.
  • Вокруг должно быть достаточно сухого топлива.
  • Площадка должна располагаться на продуваемом от комаров и мошкаре месте.
  • Нельзя располагаться под одиноко стоящими высокими деревьями.
  • Возле лагеря обязательно должна быть просторная поляна для подачи сигналов бедствия и приёма вертолета.

Дальше учащимся можно предложить на время поставить палатку.

В четвёртом конкурсе учащимся предлагается выбрать место для костра и развести костёр.

При оценивании этого конкурса учитываются следующие критерии:

  1. Выбор места (необходимо, чтобы учащиеся выбрали полянку, защищённую от сильного ветра вдали от деревьев и кустарников).
  2. Как складывали костёр.
  3. Как быстро костёр загорелся.

В пятом конкурсе каждой команде предлагается поработать с кластерами, в которых необходимо указать, что можно употреблять в пищу. (Приложение 2)

Укажи (соедини стрелочками), то, что вы считаете можно есть.

Побеждает та команда, которая меньше сделает ошибок. (Можно есть: малину, дождевых червей, личинки стрекоз и жуков, мидий, сныть, лягушек, кузнечиков и цикад.)

В шестом конкурсе учащиеся работаю с кластерами, где надо выбрать предметы, с помощью которых можно сделать фильтр для очистки воды. Каждой команде можно выдать по 2-3 кластера, так как может быть несколько вариантов создания фильтра. (Приложение 3)

Выберете (соедини стрелочками), какие предметы вам пригодятся, чтобы сделать фильтр для очистки воды.


Простейшие фильтры:

  1. Пробейте в дне консервной банки (у любой ёмкости) много дырочек, положить на дно камушки, потом угли, сверху чистый песок – фильтр готов.
  2. Можно очищать воду фильтром из нескольких слоёв ткани.
  3. В широкую ёмкость налить грязную или солёную воду. Посреди ёмкости укрепить банку, обёрнутую тряпками. Плотно накрыть ёмкость полиэтиленовой плёнкой и обвязать по краям. В центре положить камушек – точно над банкой. На солнце (в тепле) вода будет испаряться, оседать на плёнке и стекать в банку.

В седьмом конкурсе ребятам предлагается назвать, какими способами можно подавать сигналы бедствия. За каждый правильный ответ команде добавляется бал.

Подавать сигналы бедствия можно:

  • с помощью костра (зелёные ветки и мох дают белёсый дым, а смолистые ветки хвойных деревьев – чёрный дым);
  • криком, свистом, вспышками света, выстрелами;
  • размахивать светлым предметом на тёмном фоне или тёмным предметом на светлом фоне;
  • выложить знак ветками или вытоптать в снегу.

В заключительном восьмом конкурсе каждой команде предлагается экстремальная ситуация и ребята должны указать порядок выполнения своих действий в случае возникновения такой ситуации. (Приложение 4)

Карточка 1

Расставь последовательность выполнения действий, если вы попали в экстремальную ситуацию на природе:

  • сооружение временного жилища
  • приготовление пищи
  • оказание помощи пострадавшим, больным, ослабленным (если они есть)
  • поиск воды и пищи
  • поиск топлива и разведение костра
  • подача аварийных сигналам поисковым группам

Карточка 2

Расставь последовательность выполнения действий, если вы в походе отстали от группы:

  • разведите огонь
  • не сходите с тропы, лыжни
  • ждите, когда за вами вернуться
  • ищите следы своих товарищей
  • постройте временное жилище
  • остановитесь на развилке тропы

В конце подводятся итоги. Объявляется команда победитель и проводится награждение.