Тип урока: применение теоретических знаний на практике.
Цель: формирование у обучающихся навыков безопасного поведения в чрезвычайных жизненных ситуациях.
Задачи урока:
Образовательные:
- иметь представление о приёмах автономного существования;
- владеть способами определения сторон света, подачи сигналов бедствия;
- уметь выбирать место для временного жилищи и для костра;
- уметь разводить костёр и обеспечивать себя пищей и водой.
Развивающие:
- активизировать познавательную и аналитическую деятельность обучающихся по формированию навыков автономного существования человека.
Воспитательные:
- воспитывать у детей умение вести себя в экстремальных ситуациях;
- формировать чувство ответственности, коллективизма и товарищества.
Место проведения: походные условия.
Жюри: классный руководитель, родители.
Этапы урока:
1 конкурс «Теоретический».
2 конкурс капитанов «Способы определения сторон света на местности».
3 конкурс «Выбор места для сооружения временного жилища?».
4 конкурс «Разведение костра».
5 конкурс «Обеспечение питанием в автономном существовании».
6 конкурс «Как сделать фильтр для воды?» 7 конкурс «Выход из экстремальной ситуации».
Ход урока
Это занятие полезно провести в походных условиях. Необходимо привлечь родителей для проведения конкурсов и для судейства.
В начале занятия с учащимися повторяются правила безопасного поведения в лесу. Для этой цели учитель использует методику «Мозгового штурма». Ставиться проблема: «Какие правила поведения необходимо выполнять в лесу, чтобы не причинить вреда себе, своим одноклассникам и природе?». Учащиеся высказывают свои мнения по этому вопросу и совместно составляются правила поведения в лесу, которые записываются на ватмане.
Затем класс делится на две команды. Каждая команда должна придумать себе название и девиз. Далее проводятся соревнование между командами, которые начинаются с представления команд.
В первом «Теоретическом» конкурсе ребята работают с карточками, в которых надо отметить требования необходимые для выбора места строительства временного жилища или для разведения костра. (Приложение 1)
1 задание
Выберете необходимые требования для выбора места для строительства временного жилища:
Да, нет | Требования |
Место должно находиться на ровной, возвышенной площадке. | |
Расположиться в лесу среди сухостоя, а в горах – под склоном, подверженным осыпям. | |
Площадка должна располагаться на продуваемом от комаров и мошкаре месте. | |
Возле стоянки имеет источник питьевой воды. | |
Вокруг должно быть достаточно сухого топлива. | |
Остановиться на низком берегу реки, близком к уровню воды. | |
Возле лагеря должна быть просторная поляна для подачи сигналов бедствия и приёма вертолета. | |
Расположиться под одиноко стоящим высоким деревом. |
2 задание
Выберете необходимые требования для выбора места для разведения костра и разведения костра:
Да, нет | Требования |
Найдите поляну, защищённую от ветра. | |
Разведите костёр возле дерева. | |
Очистите место для костра от сухой травы, листвы. | |
Используйте для костра живые деревья. | |
Обложите место костра камнями или обкопайте. | |
Костёр можно оставлять без присмотра. | |
На глубоком снегу, болоте сделайте настил из сырых брёвен. | |
Дым от костра должен быть направлен на временное жилище. |
В этом конкурсе побеждает та команда, которая более правильно укажет необходимые требования.
Второй конкурс капитанов. За 1 минуту каждый капитан должен вспомнить как можно больше способов определения сторон света на местности. Этот конкурс выигрывает та команда, чей капитан сможет больше назвать способов и лучше сможет их объяснить. В спорной ситуации можно предложить капитанам определить стороны света, используя местные признаки. (По стволам и коре деревьев, по мху и лишайнику, по состоянию снежного покрова на склонах, по муравейникам, по солнцу).
В третьем конкурсе ребятам предлагается выбрать место для временного жилища в данной местности и выигрывает та команда, которая выберет наиболее удачное место и сможет объяснить, почему она выбрала это место.
Место для жилища должно отвечать следующим требованиям:- Место должно находиться на ровной, возвышенной площадке.
- Не следует располагаться в лесу среди сухостоя, а в горах – под склоном, подверженным осыпям.
- Возле стоянки желательно имеет источник питьевой воды.
- Вокруг должно быть достаточно сухого топлива.
- Площадка должна располагаться на продуваемом от комаров и мошкаре месте.
- Нельзя располагаться под одиноко стоящими высокими деревьями.
- Возле лагеря обязательно должна быть просторная поляна для подачи сигналов бедствия и приёма вертолета.
Дальше учащимся можно предложить на время поставить палатку.
В четвёртом конкурсе учащимся предлагается выбрать место для костра и развести костёр.
При оценивании этого конкурса учитываются следующие критерии:
- Выбор места (необходимо, чтобы учащиеся выбрали полянку, защищённую от сильного ветра вдали от деревьев и кустарников).
- Как складывали костёр.
- Как быстро костёр загорелся.
В пятом конкурсе каждой команде предлагается поработать с кластерами, в которых необходимо указать, что можно употреблять в пищу. (Приложение 2)
Укажи (соедини стрелочками), то, что вы считаете можно есть.
Побеждает та команда, которая меньше сделает ошибок. (Можно есть: малину, дождевых червей, личинки стрекоз и жуков, мидий, сныть, лягушек, кузнечиков и цикад.)В шестом конкурсе учащиеся работаю с кластерами, где надо выбрать предметы, с помощью которых можно сделать фильтр для очистки воды. Каждой команде можно выдать по 2-3 кластера, так как может быть несколько вариантов создания фильтра. (Приложение 3)
Выберете (соедини стрелочками), какие предметы вам пригодятся, чтобы сделать фильтр для очистки воды.
Простейшие фильтры:
- Пробейте в дне консервной банки (у любой ёмкости) много дырочек, положить на дно камушки, потом угли, сверху чистый песок – фильтр готов.
- Можно очищать воду фильтром из нескольких слоёв ткани.
- В широкую ёмкость налить грязную или солёную воду. Посреди ёмкости укрепить банку, обёрнутую тряпками. Плотно накрыть ёмкость полиэтиленовой плёнкой и обвязать по краям. В центре положить камушек – точно над банкой. На солнце (в тепле) вода будет испаряться, оседать на плёнке и стекать в банку.
В седьмом конкурсе ребятам предлагается назвать, какими способами можно подавать сигналы бедствия. За каждый правильный ответ команде добавляется бал.
Подавать сигналы бедствия можно:
- с помощью костра (зелёные ветки и мох дают белёсый дым, а смолистые ветки хвойных деревьев – чёрный дым);
- криком, свистом, вспышками света, выстрелами;
- размахивать светлым предметом на тёмном фоне или тёмным предметом на светлом фоне;
- выложить знак ветками или вытоптать в снегу.
В заключительном восьмом конкурсе каждой команде предлагается экстремальная ситуация и ребята должны указать порядок выполнения своих действий в случае возникновения такой ситуации. (Приложение 4)
Карточка 1
Расставь последовательность выполнения действий, если вы попали в экстремальную ситуацию на природе:
- сооружение временного жилища
- приготовление пищи
- оказание помощи пострадавшим, больным, ослабленным (если они есть)
- поиск воды и пищи
- поиск топлива и разведение костра
- подача аварийных сигналам поисковым группам
Карточка 2
Расставь последовательность выполнения действий, если вы в походе отстали от группы:
- разведите огонь
- не сходите с тропы, лыжни
- ждите, когда за вами вернуться
- ищите следы своих товарищей
- постройте временное жилище
- остановитесь на развилке тропы
В конце подводятся итоги. Объявляется команда победитель и проводится награждение.