Целеполагание: обобщить и систематизировать знания учащихся об основных классах неорганических соединений, проанализировать генетическую связь между веществами принадлежащим к разным классам: металл → основной оксид → основания → соль; неметалл → кислотный оксид → кислота → соль, умения составлять уравнения химических реакций, развивать самостоятельность, творческую активность, а так же логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Методы и методические приёмы:
- словесный (беседа, рассказ);
- наглядный;
- работа с блок - конспектом работа с доской;
- практический.
Оборудование:
- тесты;
- блок – конспекты;
- наглядность;
- реактивы: сульфат меди, гидроксид натрия;
- пробирки;
- сухое горючее;
- пробиркодержатель;
- спички.
Тип урока: закрепление знаний с применением тренировочных упражнений.
Ход урока и его содержание
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
1. Фронтальная беседа по вопросам:
Какие классы неорганических соединений вы знаете?
Что такое оксид?
Какие бывают оксиды? Приведите примеры.
Что такое кислота?
Какие бывают кислоты? Приведите пример.
Что такое основание?
Какие бывают основания? Приведите пример.
Что такое соль?
Какие бывают соли? Приведите пример.
2. Игра.
Лишнее вещество.
а) SO3, HNO3, FeO, K2O, CO2, CuO.
(лишнее HNO3, т.к. оксиды)
б) HNO3, H2SO4, Al(OH)3, HCl, H3PO4, H2CO3.
(лишнее Al(OH)3, т.к. кислоты)
в) Zn(OH)2, KOH, Fe(OH)2, Ba, NaOH, Ba(OH)2.
(лишнее Ba, т.к. основания)
г) KNO3, FeSO4, NaCl, Al2S3, BaO, CaCO3
(лишнее BaO, т.к. соли)
3. Тест разного уровня сложности, по теме «Оксиды. Кислоты. Основания. Соли».
4. Схема «Генетическая связь между классами неорганических соединений».
(рассказ учителя)
Слово «генетическая» произошло от греческого слова «генезис»- происхождение.
Связь, основанная на получении веществ одного класса из веществ другого класса называется генетической.
(учащиеся работают с блок-конспектом)
III. Закрепление.
1. Осуществить превращения (теоретическая и практическая часть)
CuSO4 → Cu(OH)2 → Cu(OH)2
2. Занимательный тест «Улыбка».
Рисунок, мордашки забавного человечка. Вместо рта у него 15 точек, расположенных в 3 ряда.
(5 вопросов в тесте и 3 варианта ответа)
Красным карандашом, ручкой или фломастером обводят нужные точки, а затем соединяют их плавной линией, т.е. дорисовывают рот «забавному человечку». Он может: смеяться, огорчаться или просто быть равнодушным.
3. Определить, о каком простом веществе идет речь:
а) Иду на мелкую монету,
В колокола люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знают имя моё - …………(медь)
б) Предупреждаю я заранее,
Что не пригоден для дыхания!
А все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат.
Я главный в воздухе, так вот
Легко назвать меня?..................(азот)
в) Я- светоносный элемент
Я спичку вам зажгу в момент,
Сгореть смогу и под водой,
Оксид в ней станет кислотой. (фосфор)
г) Корабли меня обходят
Знает лоцман наизусть
Если Л на Д заменят
То металлом окажусь. (мель-медь)
д) У меня дурная слава
Я известная отрава,
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит! (бром)
IV. Рефлексия.
Закончите предложения:
Сегодня на уроке я повторил ___________________________________
Сегодня на уроке я узнал ______________________________________
Сегодня на уроке я научился ___________________________________
V. Домашнее задание.