Урок русского языка в 3-м классе (1–4) по теме "Имя существительное"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Исследовать имя существительное как часть речи.
  • Выделить грамматические признаки существительного
  • Формирование понятия «имя существительное».
  • Ознакомление с обобщенным лексическим значением имен существительных. Развивать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?
  • Развивать мышление, внимание, речь. Воспитывать умение работать в группе.

Ход урока

1. Орг. момент.

С добрым утром начат день
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
работать и писать.

Ребята, на уроке прошу вас выполнять задания, давать полные ответы, не забывать о том, что писать следует грамотно и красиво, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, думать, рассуждать, помогать друг другу в сложных ситуациях и тогда, я уверена, у вас всё получится.

Желаю успехов!

2. Словарная работа.

А начнем мы наш урок с игры . Играть будем со словарными словами.

Игра «Объяснялки». (Заранее подготовленные дети объясняют значение слов).

Слова: декабрь, январь, февраль, коньки, мороз, погода, ребята.

На доске вывешиваются карточки. Потом идёт самопроверка.

Задания: составить предложение с любыми из этих слов. 2-3 человека составляют небольшой рассказ из 2-3 предложений, используя данные слова. Затем рассказы выслушиваются.

- А я предлагаю вам пословицу с одним из этих слов.

Теплое слово и в мороз согреет.

- Объяснить орфограммы.

Письмо по памяти. Взаимопроверка.

3. Сообщение темы и цели урока.

(На доске словарные слова).

- Какое слово здесь лишнее и почему? (отвечает на вопрос кто?).

-Что обозначают эти слова?

-Как называются слова обозначающие предмет?

Вы уже догадались, какая у нас тема урока?

Сегодня мы будем работать над темой имя существительное. (На доске появляется крыша от домика).

А задумывался ли кто - нибудь из вас, почему слова этой части речи получили такое название? (Ответы и предположения детей).

- Прочитайте, как это объясняет ученый-лингвист Л Успенский.

На вопрос кто? или что? Отвечают те слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то СУЩЕСТВУЮЩЕМ. Ведь вы, наверное, согласитесь со мной, что пряник или котёнок существуют, а вот есть или зеленоватый не существуют сами по себе. Есть можно только что-то, а зеленоватым может быть тоже только что-то, хотя бы небо на закате. Так вот, и пряник, и котёнок, и небо – существительные.(Л. Успенский)

Совпадают ли ваши предположения?

-Прочитайте предложение, в котором заключается главная мысль.

4. Работа по теме урока.

«Великое количество слов в языке – сотни тысяч.  Как же разобраться и управиться с такой армией слов? К счастью, есть у слов строгий командир – Морфология. Подаст, к примеру, команду: «Части речи, становись!» - вмиг все слова построятся в чёткие колонны.

И первым будет стоять Имя Существительное, то есть слова, которые обозначают предметы. И, как утверждает Морфология,  Имя Существительное – это каждое второе слово…»

Давайте проведём эксперимент. Прочитайте стихотворение на карточке и вычеркните все имена существительные.

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак….
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села. (П.Ершов «Конёк- Горбунок»)

Что осталось? Понятно ли о чём говорится в тексте?  Давайте выпишем существительные из текста, поставив их в начальную форму. (ед ч , кто? что?).

Дети по одному выходят к доске, задают вопрос и записывают слова.

 Гора, лес, море, небо, земля, старик, село, старинушка, сын, детина, дурак, братья, пшеница, град, столица.

-Найдите однокоренные слова. Докажите.

-Какое слово в современном языке звучит иначе?

-На какие две группы можно разделить все эти слова? Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? что? (на доске появляется полоска «одушевлённые » и «неодушевлённые»).

-На какие 3 группы можно разделить эти существительные? Какие слова помощники помогают определить род существительных? Устно разбиваются по родам. Какое слово лишнее? Почему?  Поставьте его в единственное число.

Сделайте вывод, как изменяются существительные?

5. Физкультминутка.

Если слово отвечает на вопрос кто?- поднимите руки вверх, если на вопрос что?-

хлопните в ладоши, а если встретите слова, относящиеся к другим частям речи-подпрыгните.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, мы, окно, зелёный, ученики, часы, умный, отец, радость.

6. Закрепление.

Запишите те существительные, которые вы запомнили. Проверка.

Как вы думаете, что еще могут обозначать существительные кроме предметов?

Чтение текста на карточках.

«Предметы» в науке о языке – это всё, о чём можно спросить кто это? или что это? – люди, животные, вещи, предметы, события, явления природы, состояния и чувства  людей.

Работа в группах.

А теперь поработаем с учебником на стр 52

1 группа будет работать над упражнением 3,

2 и 3 группа будет работать над упражнением 4 (2 гр - выписать существительные обозначающие предметы, 3 группа записывает явления природы).

Каждая группа зачитывает свои слова.

Допишите самостоятельно по 3 слова.

Сделайте вывод, что могут обозначать существительные? (на доске появляется следующая полоска).

Упражнения в классификации существительных.

В это время сильные работают по карточкам.

Замените каждую группу слов, одним словом. (заселяют домики).

  1. Тополь, клен, береза, ель.
  2. Волк, лиса, заяц, медведь
  3. Сорока, ворона, воробей.
  4. Брусника, черника, земляника.
  5. Шкаф, стол, стул, парта.
  6. Хоккеист, футболист, баскетболист.
  7. Молоко, сахар, масло, хлеб.
  8. Костюм, пальто, платье, брюки.
  9. Ботинки, туфли, тапочки, сапоги.
  10. Кукла, мяч, юла, барабан.

 

Игра «Шифрограмма».

Проводится по вариантам.

Л И С А Ж Д Е Н О Л О К А Н Д И К Е Н Г У Р У Ж Д А Б А Р С У К

Л О С Ь Е Н А К Л И Т У Н Д Р А С Л О Н У Ш К Н И К М О М Е Д В Е Д Ь Я Н И М К

Зачитываются найденные слова.

-Относятся ли они к существительным? Докажите.

Домашнее задание: 

1гр - с 53 №6

2гр - с54 №7

3 гр – по карточкам

Итог урока.

В течение  урока мы выстроили с вами дом, в котором поселилось имя Существительное. Что узнали нового? Какое задание было самым интересным?


Оценивание.

В течение урока раздаются красные, зеленые, синие жетоны за ответы. В конце урока подсчитываются.

Рефлексия.

Обведи кружочком цифру с высказыванием.

Я:

1. Доволен собой.

2. Не совсем доволен своей работой.

3. Не доволен своей работой.

Дело:

1. Научился распознавать существительные среди других частей речи.

2. Допускаю ошибки в распознавании существительных среди других частей речи.

3. Так и не научился распознавать существительные среди других частей речи.

Мы:

1. Принимал активное участие.

2. Не совсем доволен своей  работой в группе.

3. Не доволен своей работой в группе.