Цели:
- Исследовать имя существительное как часть речи.
- Выделить грамматические признаки существительного
- Формирование понятия «имя существительное».
- Ознакомление с обобщенным лексическим значением имен существительных. Развивать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?
- Развивать мышление, внимание, речь. Воспитывать умение работать в группе.
Ход урока
1. Орг. момент.
С добрым утром начат день
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
работать и писать.
Ребята, на уроке прошу вас выполнять задания, давать полные ответы, не забывать о том, что писать следует грамотно и красиво, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, думать, рассуждать, помогать друг другу в сложных ситуациях и тогда, я уверена, у вас всё получится.
Желаю успехов!
2. Словарная работа.
А начнем мы наш урок с игры . Играть будем со словарными словами.
Игра «Объяснялки». (Заранее подготовленные дети объясняют значение слов).
Слова: декабрь, январь, февраль, коньки, мороз, погода, ребята.
На доске вывешиваются карточки. Потом идёт самопроверка.
Задания: составить предложение с любыми из этих слов. 2-3 человека составляют небольшой рассказ из 2-3 предложений, используя данные слова. Затем рассказы выслушиваются.
- А я предлагаю вам пословицу с одним из этих слов.
Теплое слово и в мороз согреет.
- Объяснить орфограммы.
Письмо по памяти. Взаимопроверка.
3. Сообщение темы и цели урока.
(На доске словарные слова).
- Какое слово здесь лишнее и почему? (отвечает на вопрос кто?).
-Что обозначают эти слова?
-Как называются слова обозначающие предмет?
Вы уже догадались, какая у нас тема урока?
Сегодня мы будем работать над темой имя существительное. (На доске появляется крыша от домика).
А задумывался ли кто - нибудь из вас, почему слова этой части речи получили такое название? (Ответы и предположения детей).
- Прочитайте, как это объясняет ученый-лингвист Л Успенский.
На вопрос кто? или что? Отвечают те слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то СУЩЕСТВУЮЩЕМ. Ведь вы, наверное, согласитесь со мной, что пряник или котёнок существуют, а вот есть или зеленоватый не существуют сами по себе. Есть можно только что-то, а зеленоватым может быть тоже только что-то, хотя бы небо на закате. Так вот, и пряник, и котёнок, и небо – существительные.(Л. Успенский)
Совпадают ли ваши предположения?
-Прочитайте предложение, в котором заключается главная мысль.
4. Работа по теме урока.
«Великое количество слов в языке – сотни тысяч. Как же разобраться и управиться с такой армией слов? К счастью, есть у слов строгий командир – Морфология. Подаст, к примеру, команду: «Части речи, становись!» - вмиг все слова построятся в чёткие колонны.
И первым будет стоять Имя Существительное, то есть слова, которые обозначают предметы. И, как утверждает Морфология, Имя Существительное – это каждое второе слово…»
Давайте проведём эксперимент. Прочитайте стихотворение на карточке и вычеркните все имена существительные.
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак….
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села. (П.Ершов «Конёк- Горбунок»)
Что осталось? Понятно ли о чём говорится в тексте? Давайте выпишем существительные из текста, поставив их в начальную форму. (ед ч , кто? что?).
Дети по одному выходят к доске, задают вопрос и записывают слова.
Гора, лес, море, небо, земля, старик, село, старинушка, сын, детина, дурак, братья, пшеница, град, столица.
-Найдите однокоренные слова. Докажите.
-Какое слово в современном языке звучит иначе?
-На какие две группы можно разделить все эти слова? Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? что? (на доске появляется полоска «одушевлённые » и «неодушевлённые»).
-На какие 3 группы можно разделить эти существительные? Какие слова помощники помогают определить род существительных? Устно разбиваются по родам. Какое слово лишнее? Почему? Поставьте его в единственное число.
Сделайте вывод, как изменяются существительные?
5. Физкультминутка.
Если слово отвечает на вопрос кто?- поднимите руки вверх, если на вопрос что?-
хлопните в ладоши, а если встретите слова, относящиеся к другим частям речи-подпрыгните.
Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, мы, окно, зелёный, ученики, часы, умный, отец, радость.
6. Закрепление.
Запишите те существительные, которые вы запомнили. Проверка.
Как вы думаете, что еще могут обозначать существительные кроме предметов?
Чтение текста на карточках.
«Предметы» в науке о языке – это всё, о чём можно спросить кто это? или что это? – люди, животные, вещи, предметы, события, явления природы, состояния и чувства людей.
Работа в группах.
А теперь поработаем с учебником на стр 52
1 группа будет работать над упражнением 3,
2 и 3 группа будет работать над упражнением 4 (2 гр - выписать существительные обозначающие предметы, 3 группа записывает явления природы).
Каждая группа зачитывает свои слова.
Допишите самостоятельно по 3 слова.
Сделайте вывод, что могут обозначать существительные? (на доске появляется следующая полоска).
Упражнения в классификации существительных.
В это время сильные работают по карточкам.
Замените каждую группу слов, одним словом. (заселяют домики).
- Тополь, клен, береза, ель.
- Волк, лиса, заяц, медведь
- Сорока, ворона, воробей.
- Брусника, черника, земляника.
- Шкаф, стол, стул, парта.
- Хоккеист, футболист, баскетболист.
- Молоко, сахар, масло, хлеб.
- Костюм, пальто, платье, брюки.
- Ботинки, туфли, тапочки, сапоги.
- Кукла, мяч, юла, барабан.
Игра «Шифрограмма».
Проводится по вариантам.
Л И С А Ж Д Е Н О Л О К А Н Д И К Е Н Г У Р У Ж Д А Б А Р С У К
Л О С Ь Е Н А К Л И Т У Н Д Р А С Л О Н У Ш К Н И К М О М Е Д В Е Д Ь Я Н И М К
Зачитываются найденные слова.
-Относятся ли они к существительным? Докажите.
Домашнее задание:
1гр - с 53 №6
2гр - с54 №7
3 гр – по карточкам
Итог урока.
В течение урока мы выстроили с вами дом, в котором поселилось имя Существительное. Что узнали нового? Какое задание было самым интересным?
Оценивание.
В течение урока раздаются красные, зеленые, синие жетоны за
ответы. В конце урока подсчитываются.
Рефлексия.
Обведи кружочком цифру с высказыванием.
Я:
1. Доволен собой.
2. Не совсем доволен своей работой.
3. Не доволен своей работой.
Дело:
1. Научился распознавать существительные среди других частей речи.
2. Допускаю ошибки в распознавании существительных среди других частей речи.
3. Так и не научился распознавать существительные среди других частей речи.
Мы:
1. Принимал активное участие.
2. Не совсем доволен своей работой в группе.
3. Не доволен своей работой в группе.