Цели урока:
- познакомить учащихся с основными свойствами линий градусной сетки;
- сформировать у учащихся понятия «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»;
- научить учащихся определять направления и измерять расстояния с помощью градусной сетки.
Оборудование:
- учебник: А.А. Лобжанидзе. География. Планета Земля. 6 класс. – Российская Академия Наук, Российская Академия Образования, изд-во «Просвещение», 2006 г.;
- тетрадь – тренажер: А.А. Лобжанидзе. Планета Земля. – М.: «Просвещение», 2006;
- атлас: Планета Земля, серия «Сферы». – М.: «Просвещение», 2003;
- тетради.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала:
- На нашей планете очень много географических объектов, и людям необходимо знать их местонахождение. Для этого нужно знать их «адрес». В его нахождении нам помогут параллели и меридианы.
- Посмотрите на стр. 12 учебника и прочитайте, что вы сегодня узнаете на уроке.
- Какую форму имеет Земля?
Земля вращается вокруг своей воображаемой оси. Ось проходит через центр Земли и пересекает Земную поверхность в точках Северного и Южного полюсов. На равном расстоянии от них проходит воображаемая линия- экватор.
Параллели - линии, параллельные экватору. (Учащимся предлагается открыть атлас на стр.12-13 и найти полюса, экватор, параллели.)
Свойства параллелей: это окружности, к полюсам их длина уменьшается, экватор - самая длинная параллель ( 40 075 696 м), направление параллелей «запад- восток».
Меридианы - линии, соединяющие Северный и Южный полюса. (Учащиеся находят их в атласе).
Свойства меридианов: это полуокружности, длины всех меридианов
одинаковы, направление меридианов «север-юг», начало отсчета меридианов
- Гринвичский (нулевой меридиан). Он проходит через Гринвичскую
обсерваторию в Лондоне.
(Учащиеся читают дополнительный материал на стр.12 учебника и
смотрят рис.1.9)
Градусная сетка - линии параллелей и меридианов, нанесенные на карту или глобус.
Далее учащимся предлагается выполнить задание 6 на стр. 28 в тетради-тренажере.
4) С помощью градусной сетки определяют географические координаты - географическую широту и долготу.
Географическая широта - расстояние в градусах от экватора до точки, измеренное по меридиану, проходящему через данную точку. У всех точек, лежащих на экваторе, широта- 0 градусов. Все точки, лежащие в Северном полушарии, имеют северную широту (с.ш.), а в Южном- южную широту (ю.ш.). Учащиеся обращаются к атласу стр.12-13.
Географическая долгота - расстояние в градусах от нулевого меридиана до точки, измеренное по параллели, проходящей через данную точку. Все точки, находящиеся в Восточном полушарии, имеют восточную долготу (в.д.), а в Западном- западную (з.д.). Учащиеся обращаются к атласу стр.12-13.
Учащимся предлагается определить географическую широту и
долготу города Москвы (Якутска, Кейптауна),
используя рис. 1.10 на стр.13 учебника.
5) С помощью градусной сетки можно определять направления и расстояния.
Учащимся предлагается самостоятельно подумать, как определить направление с помощью градусной сетки.
Длина дуги 1 градуса параллели неодинакова. Таблица значений длин дуг 1 градуса параллелей - в атласе на стр.13. Длины дуг 1 градуса меридианов равны и составляют примерно 111 км. На дом учащимся задается задание рубрики «Мои географические исследования» со стр.13 учебника.
3. Закрепление изученного материала:
Учащиеся отвечают на вопросы учебника стр.13. Далее выполняют задание 5 стр.27 тетради – тренажера. Это задание для выполнения на контурной карте. Если времени на его выполнение не остается, то учащиеся выполняют его дома.
4. Домашнее задание: выучить параграф «Географические координаты», выполнить задание рубрики «Мои географические исследования».
5. Спасибо за урок!
Для работы на уроке можно использовать презентацию (Приложение 1). В ней содержаться основные определения, свойства линий градусной сетки, а также вопросы для повторения и закрепления.