Урок "Примеры теплопередачи в строительстве" (8-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 8


Цель урока: применить знания по теме «Виды теплопередачи» в строительстве дома на теоретическом уровне.

Обучающая задача: повторение знаний о видах  теплопередачи (теплопроводности, конвекции, излучения); обучение умению давать ответы на качественные вопросы по тепловым явлениям.

Развивающая задача: способствовать развитию умений сравнивать, анализировать, выделять главное, кратко излагать материал.

Воспитательная задача: содействовать экологическому и экономическому воспитанию учащихся, формированию умений  работать в группе.

Основной материал: 

Теплопроводность разных строительных материалов. Практическое применение энергии излучения. Отопление и охлаждение жилых помещений. Тяга. Экология  жилища.

Опыт – отец всякой достоверности.
Мудрость – дочь опыта.
Леонардо да Винчи

План урока

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Вступление учителя:

- Помните английскую сказку «Три поросёнка», где каждый из братьев Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф построил свой дом. (Приложение 1. Слайд 2) Первый из соломы, второй – из веток, третий – из камня. Или русскую народную сказку «Лиса, заяц и петух»,  где лиса построила ледяную избу, а заяц – лубяную. Как говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» Да, строительство дома – дело серьёзное!.. Прикройте глаза и представьте, какой бы вы хотели иметь свой дом. Скорее всего,  это большой красивый и в то же время уютный и теплый, в котором можно было бы прожить семьёй долго-долго лет! А как сделать дом тёплым и безопасным для здоровья? (Приложение 1. Слайд 3-5) Помогут ли нам полученные недавно знания по видам теплопередачи? Что бы вы хотели узнать нового? (Примерные ответы учеников: Чтобы построить теплый дом, нужно знать теплопроводность строительных материалов. Как нужно отапливать дом  в холодное время года и т.п.).

Цель урока: применить знания по теме «Виды теплопередачи» в строительстве дома на тео-ретическом уровне.

Для выполнения цели урока повторим теоретический материал с помощью небольшого теста, лучших выполнивших тест назначим руководителями проектных групп, поработаем в группах по конкретным вопросам, выслушаем эксперта по вопросам экологии жилища, подведем итоги. В течение урока необходимо будет заполнять бланк ваших отметок:

Фамилия, имя ____________________________________________________________

Вид деятельности
Тест № 1 Работа в группе Тест № 2 Выступление перед классом Итоговая отметка
Отметка

2. Повторение пройденного материала

Тест № 1

Вариант 1 (Приложение 2. Компьютерный вариант)

1. Перенос энергии от более нагретых тел менее нагретым в результате теплового движения и взаимодействия частиц, называется …

а) теплоотдачей;  
б) излучением;         
в) конвекцией;              
г) теплопроводностью.         

2. Процесс излучения энергии более интенсивно осуществляется у тел …

а) с темной поверхностью;   
б) с блестящей или светлой поверхностью;
в) имеющих более высокую температуру; 
г) имеющих более низкую температуру.

3. Вид теплопередачи, при котором перенос энергии осуществляют сами струи газа или жидкости,-

а) теплоотдача;
б) излучение;
в) конвекция;
г) теплопроводность.  

4. Какое  из указанных веществ обладает наименьшей теплопроводностью?

а) бетон;
б) мрамор;
в) дерево;
г) кирпич.

5. Какое  из указанных веществ обладает наибольшей теплопроводностью?

а) сталь;
б) воздух;
в) дерево;
г) кирпич.

6. Где теплопередача может происходить путём конвекции…

а) только в твердых телах;
б) только в жидкостях и газах;
в) только в газах;
г) только в жидкостях.

Тест № 1

Вариант 2 (Приложение 3. Компьютерный вариант)

1. Конвекция может происходить …

а) только в газах;
б) только в жидкостях;
в) только в твердых телах; 
г) только в жидкостях и газах.

2. Вид теплопередачи, при котором перенос энергии от одной части тела к другой осуществляют молекулы или другие частицы, -

а) теплоотдача;
б) излучение;
в) конвекция;
г) теплопроводность.   

3 . Вид теплопередачи, при котором перенос энергии    может осуществляться и в вакууме,-

а) теплоотдача;
б) излучение;
в) конвекция;
г) теплопроводность.   

4. Какое  из указанных веществ обладает наименьшей теплопроводностью?

а) сталь;
б) мрамор;
в) бумага;
г) кирпич.

5. Какое  из указанных веществ обладает наибольшей теплопроводностью?

а) пробка;
б) воздух;
в) дерево;
г) железо.

6. Процесс излучения энергии более интенсивно осуществляется у тел …

а) имеющих более низкую температуру; 
б) имеющих более высокую температуру;
в) имеющих гладкую поверхность;
г) имеющих шероховатую поверхность.

Примечание: В случае выполнения теста в бумажном варианте, осуществляется взаимопроверка.

Ответы

Вопрос 1 2 3 4 5 6
Вариант 1 г в в в а б
Вариант 2 г г б в г б

Верный ответ на 1 вопрос – 1 балл.

6 баллов – «5»;  4 балла – «3»; 5 баллов – «4» ; 3 балла и меньше – «2».

В компьютерном варианте – отметка выдается программой. Для получения отметки необходимо щёлкнуть курсором на выплывающее сверху окошко «В целях безопасности Internet…», затем - на «Разрешить заблокированное содержимое» и в окошке «Запуск активного содержимого» - на «Да».

3. Работа в группах по изучению нового материала

Из тех, кто получил отметку «5» или «4» выбираются руководители групп. Цели групп:

1. Сформулировать рекомендации о строительстве

1 группа -  стен дома, 2  группа - крыши, 3  группа – окон и дверей, 4  группа – пола, 5  группа – отопления; 6  группа – экологи (выбирается на предыдущем уроке и там же дается задание: подобрать материал по экологии жилища).

2. Дать оценку каждому участнику по результатам работы группы:

Показатели оценки работы участника группы

(выдается руководителю группы)

  1. Если участник был активен, находил нужную информацию  и предлагал правильные ответы - отметка «5».
  2. Если были ошибки в суждениях – «4».
  3. Если участник был мало активен, не находил нужную информацию  или предлагал не пра-вильные ответы, то отметка не ставится.
  4. По возможности составить по теме группы качественные задачи и предложить классу.

Учитель: «Если возникнут вопросы, на которые хотелось бы найти ответ, но время урока это сделать не позволило, то вопрос записать и попытаться найти ответ как дополнение к домашнему заданию».

1 группа - 4 группа

Источники информации:

Таблица 1. Теплопроводность древесины (при 20–30°C)

Материал Теплопроводность, λ,  10-3 Вт/(м•К)
Береза 0.15
Дуб (поперек волокон) 0.20
Дуб (вдоль волокон) 0.4
Ель 0.11
Кедр 0.095
Клен 0.19
Лиственница 0.13
Сосна (поперек волокон) 0.15
Сосна (вдоль волокон) 0.40
Тополь 0.17

Таблица 2. Теплопроводность строительных материалов (при 20–30°C)

Материал Теплопроводность, λ,  10-3 Вт/(м•К)
Бетон 700 - 1300
Войлок строительный 44
Железобетон 1550
Кирпич красный 450 - 650
Кирпич силикатный 800
Кирпич шлаковый 580
Раствор цементный 470
Раствор цементно-песчаный 1200
Рубероид 170
Стекловата 52
Стекловолокно 40
Толь бумажный 230
Фанера 150
Шлакобетон 700
Штукатурка сухая 790
Засыпка из опилок 93
Засыпка из стружки 120
Засыпка из шлака 190 - 330

Примечание:  λ- коэффициент  теплопроводности, который численно характеризует теплопроводность различных материалов. 1 Вт/(м•К) = 1 ватт/метр • кельвин (кельвин - единица измерения температуры)

Чем больше  коэффициент теплопроводности, тем больше тепла передаётся от более нагретого участка к менее нагретому.

Текст «Энергетика и теплоснабжение» из приложения к учебнику А.П.Рыжикова «Физика. Человек. Окружающая среда» (стр.31-32) (Приложение 4)

5  группа (отопление)

Источники информации: стр. 178-180  учебника А. В. Перышкина «Физика 8».

6 группа (экологи)

Источники информации: интернет ресурсы.

4. Выступление представителей групп с рекомендациями.

Результаты работы 1 группы

  1. Фундамент дома делают часто  из бетона, чтобы прочным был, но для его утепления и сохранности можно сделать «завалинку».
  2. Наиболее теплый дом – деревянный.
  3. Наиболее теплый кирпичный дом из красного кирпича (пористого) или кирпича шлакового.
  4. Для утепления дома можно положить между двойными стенками материал (поролон, войлок строительный, стекловату, стекловолокно, опилки и т.п.) - плохой проводник тепла.
  5. Стекловолокно в бетонных, железобетонных панельных домах утепляют их.
  6. Фанера или деревянное покрытие изнутри дома сохранит больше тепла, чем сухая штукатурка.

Результаты работы 2 группы

  1. Гипсолитовые плиты уменьшают потери тепла.
  2. Если покрывать дом шифером на рубероиде, то лучше делать дополнительный слой  из пенопласта или стекловаты. Этого  совета можно придерживаться и при других покрытиях крыши.
  3. Сверху на потолочные перекрытия в частных домах насыпают слоем смесь песка с опилками.

Результаты работы 3 группы

  1. Входные двери хорошо утеплять материалом с низкой теплопроводностью. Например, поролоном, войлоком  строительным, стекловатой, стекловолокном.
  2. Окна с двойным стеклом уменьшают потери тепла.
  3. Стекла некоторых зданий покрывают специальной пленкой, уменьшающей потери тепла на излучение.
  4. Изготавливают оконные блоки, в которых между стеклами воздух заменяют газами с малой теплопроводностью.
  5. Летом стекла окон, сильно освещенных солнечными лучами, можно прикрывать фольгой для предупреждения сильного нагревания воздуха в комнате. Фольга имеет зеркальную поверхность, поэтому хорошо отражает излучение.

Результаты работы 4 группы

1. Под полом проложить трубы с горячей водой и комната будет обогреваться за счет конвекции.
2. Сделать небольшой подогрев полов (см пункт 1) как дополнение к общему отоплению.

Экологи

Опасность для здоровья человека представляют радиоактивные стройматериалы, особенно вулканического происхождения – гранит, пемза, туф. Источником повышенной радиации может оказаться и  радон. Опасен не сам радон, инертный газ, а продукты его распада. Радон выделяется из земли, его источником также служит камень, особенно гранит, бетон, содержится он и в  воде.

Суммарная доза радона опасная  для здоровья (вызывает рак лёгких) – 200 беккерель на 1 м3.

Концентрация радона в различных веществах и материалах, Бк/ м3

Бк/ м3
Стройматериалы 6,4
Природный газ (бытовой) 0,3
Воздух на улице 5
Почва под домом 41,7

Рекомендации:

  1. Использовать при строительстве экологически чистые стройматериалы.
  2. С помощью специального оборудования (эспанометры, дозиметры) проверить почву под строительство дома, стройматериалы  на наличие радона.
  3. Все щели вокруг труб, плинтусов и т.п. заделывать герметически.

Результаты работы 5 группы

Рассказ по тексту учебника с использованием самодельных плакатов «Тяга» (Приложение 1. Слайд 6) и «Водяное отопление» (Приложение 1. Слайд 7).

Экологи

При строительстве дома нужно учитывать и ряд других факторов. Коротко о них.

Физика и экология жилища

 (Приложение 1. Слайд 8)

Фактор опасности Влияние на человека Источники Рекомендации
Электромагнитные волны Ухудшение здоровья человека Линии электропередач Не строить дом ближе сотен метров от линии электропередач
Питьевая вода Ухудшение здоровья человека за счёт попадания в организм примесей (твёрдые частицы, вредные вещества) Кислотные дожди, промышленные, транспортные  и бытовые отходы, стоки Использовать фильтры для очистки воды
Акустический фон Ухудшение здоровья человека за счёт увеличение шумового фона Транспорт, предприятия Устанавливать третье стекло в окнах или шумоизолирующие пакеты; не допускать «гудение» труб и кранов

5. Закрепление знаний

Учитель:  «Проверим,  как вы были внимательны к даваемой вам информации, как её запомнили. Ответы записываются в виде таблицы, и осуществляется взаимопроверка».

Тест № 2

(Приложение 1. Слайд 9-10. Компьютерный вариант)

1. Подвал – самое холодное место в дом. Какое явление будет причиной этого?

а) теплоотдача;
б) излучение;
в) конвекция;
г) теплопроводность.   

2. Из какого материала лучше строить дом, чтобы он был теплым и экологически чистым?

а) брусья дерева;
б) деревянные щиты;
в) кирпич;
г) шлакоблоки.  

3. На каком виде теплопередачи основывается ваш ответ на предыдущий ответ?

а) поглощение;
б) излучение;
в) конвекция;
г) теплопроводность.  

4. И всё же сейчас чаще строят кирпичные дома. Из какого кирпича это выгоднее сделать

а) кирпич красный (пористый);
б) кирпич красный (сплошной);
в) кирпич силикатный;
г) кирпич шлаковый?
5. А печь из какого кирпича выкладывают
а) кирпич красный (пористый);
б) кирпич красный (сплошной);
в) кирпич силикатный;
г) кирпич шлаковый?
Ответы:
1 2 3 4 5
в а г а в

6. Выставление итоговой отметки за урок

Учитель:

- Если в бланке сумма ваших отметок равна 14-15, то итоговая отметка «5»; если 11-13, то «4»;  если 8–10, то «3»

7. Домашнее задание: стр. 178-183   А. В. Перышкина. Задание по желанию: ответы на вопросы групп, на которые не смогли ответить в рамках урока, мини-сочинение с использованием физических терминов по теме «Мой будущий дом» или рисунок на ту же тему.

8. Рефлексия

Учитель: «Хотелось бы услышать ваши мнения о том, какая цель была нашего урока. Достигли мы её? Выступление какой группы вам кажется наиболее интересным и запоминающимся. Какие возникали трудности и как вы с ними справлялись?

Вы многое узнали. Можем хоть сейчас строить? Или всё ещё можем повторить ошибки упомянутых в начале урока сказочных героев? Вы творчески поработали. Спасибо!»

Приложение 5

Приложение 6