Цели урока:
- cоздать условия для формирования навыка решения задач на построение сечений;
- создать условия для развития наглядно-образного мышления, внимания, умения «видеть» в чертеже на плоскости пространственную фигуру;
- развитие умения планировать свою работу, искать рациональные пути ее выполнения, критически оценивать результат.
Тип урока: формирование новых знаний.
Метод: проблемный, диалогическое изложение, наглядно-иллюстрированный
Структура урока
- Организационный момент
- Актуализация и проверка знаний
- Формирование новых знаний
- Формирование новых навыков
- Подведение итогов
Оборудование:
- доска;
- ПК;
- презентация «Задачи на построения сечения»;
- карточки «Построить сечения через выделенные объекты».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний.
Задание 1.
Дано: А α ; М α ;Р α; С α ; В α. Построить точку пересечения прямой МР с плоскостью (АВС). (Слайд1)
Задание 2.
Дано: Е β; F β; M α . Построить линии пересечения плоскости (EFM) с плоскостями α и β. (Слайд2)
Задание 3. (Слайд 3)Верно ли утверждение:
а) плоскости (АВС) и (А' В' С') параллельны;
б) прямые А'В' и СD параллельны;
в) прямые А'' В'' и D'С' параллельны;
г) точка В' принадлежит плоскости А'СD;
д) плоскости (А''В''С'), (А'В'С') и (АВС) пересекаются по одной прямой ;
е) плоскости (А''В''С'') и (DСА') пересекаются по прямой, параллельной прямой CD.
Укажите:
а) прямую пересечения плоскостей (А'В'С') и (СDD');
б) прямую пересечения плоскостей (D'OD) и (АВС);
в) точку пересечения плоскости АDС и прямой В'В;
г) точку пересечения плоскости (ВВ'D') и прямой СD.
III. Формирование новых знаний
1. Сообщение темы урока. Задачи на построение сечений
2. Введение понятия секущей плоскости и сечения (слайд 5).
3. Работа по рисункам.
Учитель раздает карточки, карточки №1,2,3 выполняются вместе с учителем (Слайд 6, 7, 9), карточки №4,5 выполняются самостоятельно, учитель контролирует.
Учитель: Сколько плоскостей можно провести через выделенные элементы? Какие аксиомы и теоремы вы применяли? Сделайте вывод, как построить сечение в кубе?
4. Учащимся предлагается сформулировать правила для построения сечений. Учитель обобщает гипотезы учащихся и делает выводы. (слайд10)
IV. Формирование новых навыков
Задание 1. Применяя полученные выводы, построить сечение параллелепипеда плоскостью, проходящей через указанные точки. Задача выполняется двумя способами (Слайд 11,12).
Задание 2. Объяснение наиболее сложной задачи на построение сечения параллелепипеда плоскостью, проходящей через три данные точки. (Слайд 13)
Вопросы для фронтальной беседы с классом при показе слайда:
- Как построить прямую, по которой секущая плоскость пересекает плоскость нижнего основания?
- По каким прямым секущая плоскость пересекает верхнее и нижнее основания параллелепипеда?
- Через какую точку проходит прямая, параллельная прямой АЕ?
После показа построения ученики выполняют построение в тетрадях.
При необходимости слайд можно показать повторно. (Слайд14).
Задание 3. Для диагностики достижения целей урока учащимся предлагается задания на готовых чертежах. (Cлайд 15)
Учитель: На каких чертежах изображено сечение прямоугольного параллелепипеда плоскостью α?
C помощью сигнальных карточек, учащиеся должны указать номера правильных ответов:
V. Подведение итогов
1. Сегодня на уроке вы окунулись в мир «сечений». Давайте вспомним этапы построения сечений многогранника. Какие многоугольники могут при этом получиться в сечении?
Теперь вы владеете понятиями:
- Секущая плоскость
- Сечение.
Умеете:
- Выполнять задачи на построение некоторых сечений в параллелепипеде.
2. Выставление оценок
3. Домашнее задание
4. §4, п.14
5. Придумать и решить задачу на построение сечения прямоугольного параллелепипеда плоскостью, проходящей через 3 данные точки. Подготовить карточку с данной задачей.