В настоящее время наблюдается у учащихся снижение уровня учебной мотивации, самореализации, самооценки, а от этого во многом зависит качество обученности, самостоятельной и творческой деятельности. Современная школа должна создать необходимые и полноценные условия для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе. Исследования психологов показывают, что часть учащихся с ранним развитием способностей, обучаясь в школе, приспосабливаясь к общим требованиям, вынуждены становиться менее самостоятельными, тормозят свою любознательность, творческие порывы. Особенно это касается таких качеств мышления, как гибкость, вариативность, критичность. А «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах, совместно работающих детей. В наше время одного классно-урочного обучения явно недостаточно и для достижения высокой степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности необходимо использование принципиально иного построения образовательного процесса. Для решения названных проблем педагоги нашей школы применяют технологию проектного обучения, которая способствует решению следующих задач:
- формирование проектно-технологической культуры (проектно-технологическое мировоззрение и преобразующее мышление; графическая, дизайнерская, экологическая и экономическая грамотность; культура труда; потребность в проектной деятельности, высокие мотивы этой деятельности);
- практическая подготовка к проектной деятельности (специальные знания, умения, навыки, опыт проектно-технологической деятельности);
- развитие учащихся как субъектов преобразовательной деятельности.
Существенным условием для применения учителем
проектного метода является знание реальных
возможностей учащихся. В ходе диагностики
необходимо определить развитие их интеллекта,
воли, мотивов учащихся – показателей готовности
учащихся к проектной деятельности.
Формирование данных показателей готовности
учащихся начальной школы к проектной
деятельности является необходимым условием для
становления субъектности младшего школьника в
процессе обучения и по свидетельству
диагностических срезов делают возможным
успешное применение метода и его модификаций уже
к концу II класса.
Сравнительная диагностика изучения мотивов учащихся в деятельности
2006 уч. г. – 2 класс
2008 уч. г. – 4 класс
Результаты диагностики изучения направленности личности
2 класс |
4 класс |
Результаты диагностики
сформированности основных потенциалов личности
учащихся
(Методика «Карта интересов»)
Одним из способов организации проектной деятельности в нашей школе является проведение проектных недель с целью развития учащихся как субъектов творческой проектной деятельности, подготовки их к успешному и гармоничному функционированию в информационно-технологически насыщенном мире. Проведение проектной недели в начальной школе дополняет классно-урочную систему, развивает творческие и интеллектуальные способности учащихся, формирует умения и навыки, дающие столь необходимый школьникам опыт деятельности.
За 2 месяца до начала проектной недели проводится заседание МО учителей начальных классов, где определяется выбор направлений и тем проектов. Назначаются руководители проектов.
На стенде размещается информационная таблица «Подготовка к проектной неделе», включающая следующие графы: Ф.И.О. учителя-руководителя проекта (Ф.И.О. консультанта, если он назначается), примерные темы проектов, учебные предметы, класс, на который рассчитан проект, Ф.И участников (участника проекта). Проект может быть либо персональным, при этом учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения до итоговой рефлексии; либо групповой, в рамках которого образуются подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения, что повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Участник (участники) проекта, руководствуясь своими интересами, выбирает тему или предлагает свою, вписывает свою фамилию (тему) в соответствующую графу таблицы. Учащимся, которые затрудняются в выборе, оказывает помощь педагог, учителя-предметники, педагог-психолог.
Темы проектов определяются согласно вида проектов: творческие, информационно-исследовательские, практико-ориентированные и т.д. В некоторых проектных неделях, проведенных в нашей школе, были представлены проекты одного вида, с целью более осознанного приобретения недостающих знаний для решения познавательных и практических задач.
Формирование проектных групп завершается за 7
дней до начала проектной недели. После этого
переход учащихся из групп в группу возможен лишь
как исключение.
К началу проектной недели (утро понедельника)
в вестибюле школы оформляется стенд «Проектная
неделя», содержащий:
- правила внутреннего распорядка в ходе проектной недели;
- полный перечень проектов с указанием руководителей, консультантов, состава проектных групп, кабинетов школы для работы;
- график работы в компьютерном классе, в читальном зале библиотеки;
- ежедневный лист с информацией, где будет производится работа участников каждой проектной группы.
Работа пресс-центра проектной недели:
- определение маршрутов корреспондентов;
- проведение анкетирования учителей и учащихся по теме «Чего я жду от проектной недели?»
- участие корреспондентов в выездных мероприятиях проектных групп (экскурсии, интервью, встречи с интересными людьми);
- фото- и видеосъемка; фотохроника и репортажи;
- почтовый ящик обратной связи.
В понедельник, до начала занятий проводится совещание руководителей проектных групп, где определяется циклограмма проведения проектной недели. Далее начинается работа проектных групп:
- знакомство с банком проектов;
- определение требований к выполнению проектов;
- планирование работы над проектом;
- обсуждение подробного плана работы над проектом.
Кроме вербальных методов (рассказа, объяснения), на этом этапе используется метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки. С целью коллективного поиска проблем используется метод мозговой атаки. Способы решения проблем исследований (проектов) во многом зависят от выбранной темы. Во-первых, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Четко их расклассифицировать, сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.
Во вторник и среду продолжается работа
над проектом. Учителя проводят консультации с
каждой группой. Учащиеся приступают к сбору
информации.
Источники для сбора материала во многом зависят
от того, какая выбрана тема. Но сама актуализация
поиска информации, вызванная задачей разработки
проекта, создает прекрасную почву для
привлечения ребенка к работе с самыми разными
источниками и средствами. Учитель предоставляет
учащимся книги, газеты, телерадиоинформацию,
рекламные буклеты, справочники и другие
источники, помогает школьникам найти
необходимые исторические документы, материалы,
экспонаты, открытки, художественные
произведения, организует посещение музеев,
выставок.
Теперь встаёт вопрос, что делать с полученной информацией? Как её проанализировать, обобщить, выделить главное и исключить второстепенное и, наконец, в каком виде представить.
Учащиеся выбирают из многих вариантов выполнения проекта наиболее подходящий и составляют опорную схему размышлений, проблем дизайна, конструкции, материалов будущего изделия.
На этом этапе используется метод
дизайн-анализа, который помогает учащимся
выявить форму, размеры, стиль, материалы и
цветовое решение будущего изделия.
С целью анализа проектирования используется
метод фокальных объектов, который хорошо
тренирует технологическое мышление и
воображение. В ходе полученной информации
учитель контролирует правильность рассуждений
учеников, корректирует их предложения.
Итогом проектно-исследовательской работы учащихся нашей школы были макеты, выполненные из самых разных материалов с описанием действия представляемого ими объекта, книга, научный журнал, отчет о проведенном эксперименте, радиопередача, сценарий, куклы для спектакля, рекомендации по уходу за комнатными растениями, возможно и другое. < Приложение >
Определив форму выхода проекта, каждая подгруппа приступает к процессу его выполнения.
Основным методом обучения проектной деятельности на данном этапе выступает метод упражнений, с помощью которого отрабатываются действия и приемы выполнения отдельных операций, исправления допущенных ошибок. Учащиеся в совместной деятельности с учителем подбирают режимы обработки материалов, осуществляют контроль качества обработки деталей и самоконтроль своей преобразовательной деятельности. Они вносят изменения в технологический процесс, корректируют последовательность операций и сборки. Целесообразно на данном этапе использовать метод информационной поддержки путем демонстрации схем, чертежей, технологических операций. Учитель контролирует технологический процесс, при необходимости оказывает помощь. Особое внимание уделяется соблюдению трудовой дисциплины, организации рабочего места и соблюдению правил безопасного труда.
По завершению технологических операций учитель совместно с учащимися подводит итоги их деятельности.
Очень важно, чтобы каждое дело было завершенным. Ощущение законченности появляется на презентации.
На первый взгляд, кажется, что работа была нацелена на изготовление некоего продукта: дети делали макет, или слайд-шоу, или журнал, радиопередачу, или изготавливали куклы для кукольного спектакля. Но интересующий нас результат проектной деятельности – это прежде всего ход самой деятельности. Нас, учителей, интересует, как работали дети, реализуя себя, как проявляли свою самостоятельность, что приобрели в смысле новых знаний и умений. Для учеников момент презентации – предъявление роста своей компетентности, самоанализа. Учебный проект тем и отличается от просто коллективно подготовленного мероприятия или групповой работы с представлением наглядных результатов, что демонстрируется главный результат работы над проектом – анализ деятельности и предъявление способа решения проблемы проекта. Для успешной работы на этапе презентации педагоги учат учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщения, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Понадобится и умение владеть приемами самоанализа и рефлексии.
Поэтому подготовке к презентации мы отводим два дня: четверг и пятницу. На этом этапе роль учителя значительно возрастает. Он оказывают помощь учащимся в разработке сопроводительной документации и письменного отчета о работе, который передается рецензентам и внешним экспертам для заключения. Педагог готовит выступающих (представителей микрогрупп и координаторов проекта) к устной защите, учит их отвечать на возможные вопросы оппонентов и слушателей.
Очень важно подготовить выступления так, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом: как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущества выбранного способа, рассказать о том, какие были трудности и как они преодолевались.
При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощение приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации. Она подбирается с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их личного выбора и предпочтения.
Выбранный способ презентации или опирается на уже сформированные умения проводить публичные выступления и демонстрации, или в процессе работы над проектом эти умения формируются и развиваются. На презентации может происходить демонстрация макета или чертежа, или альбома, или альманаха, или эскиза во время устного доклада. Результат может быть предъявлен в виде концерта, спектакля, видеосюжета, слайд-шоу, деловой игры, диалога исторических или литературных персонажей, защиты на Ученом Совете, отчета исследовательской экспедиции, пресс-конференции, путешествия, рекламы, ролевой игры, теле- или радиопередачи.
В субботу проходит публичная презентация. Обычно мы проводим презентацию как ответственное и торжественное мероприятие. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри. Время представления проекта целесообразно ограничить 10-15 минутами.
В процессе презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки личности учащихся, формируются и развиваются навыки публичного самопредъявления. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Детям всегда хочется показать свою работу взрослым и сверстникам, получить от них подтверждение своей значимости, компетентности, успешности. В процессе презентации важно поддержать положительную тональность в оценке результатов, инициировать конструктивную и доброжелательную дискуссию по оценке предъявленного.
Эта работа обычно возлагается на педагога, ведущего презентацию (защиту). По итогам защиты отбираются лучшие проекты, поощряются не только те, кто хорошо отвечал, но и в особенности те, кто задавал «умные», интересные вопросы.
Чтобы объективно и всесторонне оценить творческую проектную деятельность школьников, мы разработали критерии оценок, с которыми знакомим всех проектантов задолго до презентации.
По нашим наблюдениям проблемами при оценке проектных работ обычно являются:
- Предметная компетентность жюри. Оно должно обязательно включать в свой состав специалистов по всем предметам, отраженных в проектах.
- Разрешение ситуации «Все приложили усилия, но не все получили призовые места». В этом случае лучше обнародовать оценки всех представленных проектов, чтобы свой балл видели и те проектанты, которые не удостоились наград.
Примеры критериев:
Вариант 1:
- самостоятельность работы над проектом;
- актуальность и значимость темы;
- полнота раскрытия темы;
- оригинальность решения проблемы;
- артистизм и выразительность выступления;
- раскрытие содержания проекта на презентации;
- использование средств, наглядности;
- ответы на вопросы презентации.
Вариант 2:
- важность темы проекта;
- глубина исследования проблемы;
- оригинальность предложенных решений;
- качество выполнения продукта;
- убедительность презентации.
Проведение проектных недель обеспечило повышение познавательной мотивации включения школьников в самостоятельную работу, создало условия ее выполнения, в которых наиболее ярко проявились индивидуальные особенности учащихся.
По нашим наблюдениям, в результате проведения проектных недель 74% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности; остальные говорили о недовольстве собой, добавляя, что постараются выполнить следующий проект качественнее.
Многие школьники отмечают в своих анкетах, что одноклассники, оказавшиеся с ними в одной проектной группе, в ходе работы над проектом почти всегда «становятся лучшими друзьями».
Отвечая на вопрос о том, что нужно изменить в проектной неделе, 87% учащихся отметили свою полную удовлетворенность ее ходом, 13% учащихся предложили увеличить время проектной недели до двух недель.
Результаты опроса «Школьники о проектной деятельности».
Самый интересный этап проекта. 2 класс
Самый интересный тип проекта. 2 класс
Самый интересный тип проекта. 4 класс
На вопрос: «Чему удалось научиться учащимся в ходе работы над проектом?»- родители дали такие ответы:
- распределять правильно время;
- анализировать собственные действия;
- презентовать результаты своего труда;
- доделывать все до конца;
- достигать поставленной цели;
- рассматривать тему с разных точек зрения;
Данный опыт может быть использован учителями начальных классов достаточно широко в различных образовательных областях. Сущность его можно обозначить словами Клодин Орно: «Все способны».