Программа профилактики тревожности у детей 4–6 лет "Не бойся, я с тобой!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Дошкольный возраст вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает много из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность. В это время ребенок открывает для себя мир непонятных, противоречивых человеческих отношений. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь и активно в ней участвовать.

А.Н. Леонтьев писал, что дошкольный возраст – это период первоначального фактического склада личности. В это время у дошкольников происходит становление основных личностных механизмов и образований, формируется самосознание. В этом возрасте ребенок начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются первые этические переживания. Ребенок начинает обдумывать и сопоставлять свои действия и поведение с ожиданиями окружающих его близких взрослых. Если такие ожидания не соответствуют его личностным возможностям и ребенок не в состоянии их выполнить, у него возникает чувство страха и тревоги: он боится «быть не тем», сделать «не так», не соответствовать требованиям. Такая повторяющаяся безвыходная ситуация усугубляет развитие ребенка, формируя у него постоянную тревожность[11].

Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги Зигмунд Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности [7, стр. 8].  Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих ученых, как за рубежом, так и в отечественной психологии. Наши ученые придают большое значение исследованию состояния тревоги. Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий, склонность индивида испытывать состояние тревоги [7].
В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу (свойство нервной и эндокринной систем), складывается прижизненно в результате действия социальных и личностных факторов. Как писали Ж.М. Глозман и В.В. Зоткина: «Структурные изменения личности формируются не сразу, а постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, тенденций воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги» [2, стр. 59]. А.И. Захаров считает, что тревога зарождается уже в раннем детском возрасте и при неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, окружающих ребенка, травмирующий жизненный опыт) тревога перерастает в тревожность…превращаясь тем самым в устойчивые черты характера; и происходит это в старшем дошкольном возрасте [4, стр. 22]. А.О. Прохоров  представлял процесс формирования тревожности в три этапа. На первом этапе происходит ее зарождение. Второй этап характеризуется выраженностью тревожности и ее закреплением в конкретной деятельности и поведении. На третьем этапе сформированное новообразование приобретает характер свойства личности [17].

К сожалению, несмотря на отмеченное выше большое количество работ по рассматриваемой проблеме, исследованию детской тревожности уделяется недостаточно внимания.
По наблюдениям педагогов-психологов ЛАО г. Омска в детских садах прослеживается увеличение процента детей старшего дошкольного возраста с высокой тревожностью. В среднем, в старшем дошкольном возрасте у 48% детей наблюдается высокий уровень тревожности. Л.М. Костиной утверждает, что «В настоящее время увеличилось количество тревожных детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной» [7, стр. 4]. Детям с высоким уровнем тревожности очень трудно в дальнейшей жизни, ведь их развитие сопровождают негативные стороны проявления высокого уровня тревожности:

1) такой ребенок склонен воспринимать окружающий мир как заключающий в себя угрозу и опасность;
2) способствует развитию предневротических состояний;
3) отрицательно влияет на результат деятельности;
4) негативно сказывается на устойчивости поведения и навыков самоконтроля.

Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности, приводить к отсутствию у ребенка уверенности в своих возможностях в общении. Даже последующая поддержка не всегда помогает тревожному ребенку.

В таком случае, может лучше создать комфортные условия для развития ребенка, которые бы значительно уменьшили возникновение ситуаций, способствующих у ребенка развитие тревожности. Недаром говорят: «легче предупредить, чем лечить».
Именно поэтому нами была разработана программа «Не бойся, я с тобой!».

Цель программы профилактика возникновения тревожности у детей 4-6 лет.

Задачи программы:

  • Способствовать созданию комфортных условий для благоприятного развития ребенка.
  • Систематизировать у воспитателей знания об особенностях развития детей 4-6 лет.
  • Обучить воспитателей эффективным методам и приемам работы с детьми 4-6 лет.
  • Дать родителям знания об особенностях развития детей 4-6 лет и способах эффективного взаимодействия с ребенком.

В соответствии с  целью и задачами программы были выделены 3 рабочих блока:

1 блок. Работа с педагогами.

Цель: систематизирование знаний и формирование навыков у педагогов, направленных на профилактику тревожных состояний у детей 4-6 лет.

  • Педагогический совет.
  • Беседа.
  • Тренинговое занятие.
  • Консультация.
  • Круглый стол.

Педагогический совет.

Целью выступления педагога-психолога является ознакомление педагогов с планом и целью профилактической программы.

Беседа для педагогов (Приложения 1.1, 1.2).

Цель: пополнение знаний о возрастных особенностях детей, знакомство с понятием «тревожность», причинами возникновения тревожности и способами профилактической работы с тревожными детьми. Тема первой встречи: «Особенности развития детей 4-5 лет». Тема второй встречи «Что такое тревожность», где  с педагогами проводится тест «Определение уровня тревожности» А.И. Захарова [8], с целью оценки педагогами собственного состояния и самочувствия.

Тренинговое занятие (Приложение 1.3, 1.4).

Цель: обучить воспитателей эффективным методам и приемам работы с детьми. Занятие состоит из 2-х частей.

Консультация проводится по итогам диагностики детей.

Круглый стол (Приложение 1.5) проводится в начале учебного года в старшей возрастной группе с целью обсуждения итогов проделанной работы и ознакомление воспитателей с рекомендациями, которые в дальнейшем помогут при решении проблем, связанных с тревожными состояниями у детей.
Мероприятия проводятся в соответствии с планом-сеткой (Таблица 1).

План-сетку можно варьировать в зависимости от условий работы и возможностей педагога-психолога.
Для помощи в работе предлагается использовать раздаточный (стендовый) материал (Приложение 4).

2 блок. Работа с родителями.

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, направленной на обучение родителей эффективному взаимодействию с детьми.

  • Родительское собрание (групповое).
  • Беседа.
  • Тренинговое занятие.
  • Индивидуальное консультирование.
  • Круглый стол.
  • Индивидуальные консультации по запросу родителей.

Родительское собрание (Приложение 2.1) проводится в начале учебного года для родителей детей, посещающих среднюю группу.

Цель выступления педагога-психолога: познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4-5 лет, а также информирование о цели и плане работы по профилактической программе.

Беседа с родителями (Приложение 2.2) проводится с целью расширения их представлений и знаний о возможных причинах появления тревожности у детей, способах взаимодействия с такими детьми. Тема: «Проявление тревожности у детей».

Тренинговое занятие (Приложение 2.3) с родителями способствует обучению родителей эффективному взаимодействию с ребенком для снятия у него тревожных состояний. Тема: «Как помочь ребенку избежать  тревожного состояния». Оно включает так же проведение диагностики, целью которой является оценка собственного состояния и самочувствия. Предлагается использовать для родителей тест «Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребенка» А.И. Захарова [8].

Индивидуальное консультирование  проводится по итогам диагностики детей.

Круглый стол (Приложение 2.4) проводится в начале учебного года в старшей возрастной группе с целью обсуждения итогов проделанной работы и ознакомление родителей с рекомендациями, которые в дальнейшем помогут при решении проблем, связанных с тревожными состояниями у детей.
Мероприятия проводятся в соответствии с планом-сеткой (Таблица 1). План-сетку можно варьировать в зависимости от условий работы и возможностей педагога-психолога.
Для помощи в работе предлагается использовать раздаточный (стендовый) материал (Приложение 4).

3 блок. Работа с детьми.

Цель: создание комфортных условий для благоприятного развития ребенка.

  • Диагностика тревожности у детей 4-5 лет.
  • Реализация серии игр, способствующих профилактике тревожности.
  • Диагностика эффективности проделанной работы.

Диагностика тревожности детей проводится в январе. Цель: определение уровня тревожности детей. Используется «Тест тревожности»  Тэммла Р. Дорки М. Амена В. [8].

Дополнительно проводиться диагностика родителей и педагогов с целью определения страха разлуки, определения тревожности детей при помощи опросника «Критерии определения тревожности у ребенка» (авторы П. Бейкер, М Алворд) [8] и опросника «Критерии определения страха разлуки» (авторы П. Бейкер, М Алворд) [8].

Реализация серии игр (Приложение 3), направленных на повышение самооценки ребенка, управлении собой в конкретных волнующих ситуациях, снятие мышечного напряжения. Игры проводятся во вторую половину учебного года, ежедневно, в течение 6 месяцев, воспитателями группы. При работе требуется соблюдать определенный порядок игровых мероприятий, опираясь на план-сетку проведения серии игр (Таблица 2).

Диагностика эффективности проделанной работы проводится с использованием тех же методик, что и на начальном этапе.

Цель: определения уровня тревожности на момент окончания профилактической работы по программе.
После диагностики проводится индивидуальное консультирование для родителей, на которых родителей знакомятся с полученными результатами.

В своей работе мы опираемся на следующие принципы:

  • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей участников программы;
  • принцип преемственности, последовательности и системности;
  • принцип научности и гуманистической направленности;

Ожидаемый результат:

Создание комфортных условий, благоприятствующих снижению возникновения тревожности у детей 4-6 лет
У родителей пополнение знаний об особенностях развития детей 4-6 лет, приобретение умений эффективного взаимодействия с детьми.
У воспитателей пополнение знаний об особенностях развития детей 4-6 лет, приобретение навыков использования в образовательном процессе различных видов игр, направленных на профилактику тревожности у детей.
Программа рассчитана на 1 год.

План – сетка
проведения мероприятий для педагогов и родителей


п/п

Название и тема
 мероприятия

участники

количество
часов

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

февраль

октябрь
(следующего года)

1.

Педагогический совет

педагоги

30 мин.

+

 

 

 

 

 

2.

Беседа «Особенности развития ребенка 4-6 лет»

педагоги

40 мин.

 

+

 

 

 

 

3.

Родительское собрание «Особенности развития детей 4-6 лет»

родители

30 мин.

 

+

 

 

 

 

4.

Беседа «Что такое тревожность»

педагоги

40 мин.

 

 

+

 

 

 

5.

Беседа «Проявление тревожности у детей»

родители

40 мин.

 

 

+

 

 

 

6.

Тренинговое занятие «Рядом с тобой ребенок» ч.1

педагоги

1 ч. 50 мин.

 

 

 

+
(первая неделя)

 

 

7.

Тренинговое занятие «Рядом с тобой ребенок» ч.2

педагоги

1 ч. 50 мин.

 

 

 

+
(третья неделя)

 

 

8.

Тренинговое занятие «Как помочь ребенку избежать тревожного состояния»

родители

1 ч. 30 мин.

 

 

 

+

 

 

9.

Консультация по итогам диагностики

педагоги

40 мин.

 

 

 

 

+

 

10.

Индивидуальные консультации по итогам диагностики

родители

 

 

 

 

 

+

 

11.

Круглый стол

педагоги

1 ч.

 

 

 

 

 

+

12.

Круглый стол

родители

1 ч.

 

 

 

 

 

+

 

№ п/п

Направление

Название игры/ неделя

февраль

март

апрель

май

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

Повышение самооценки ребенка

Дрозд

+

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

Скучно, скучно так сидеть

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

Растущие цветы

 

+

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

Волны

 

 

+

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

Салют

 

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

Комплименты

 

 

 

 

+

 

+

 

+

 

 

+

 

+

 

+

За что меня любит мама

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

+

 

2

Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных волнующих ситуациях

Давайте познакомимся

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздувайся пузырь

 

 

 

+

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

Клубочек

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

Змейка

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Охота на тигров

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

Ладонь в ладонь

 

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

Поварята

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

Доброе животное

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

Гнездышко

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

Качели

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

Жмурки

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

+

Липучки

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

Карусели

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

Кенгуру         +     +                
                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Снятие мышечного напряжения

                                 

Веселая зарядка

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

Походка и настроение

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

Водный карнавал

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

Воздушный бал

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

Сосулька

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

Шалтай-болтай

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из семени в дерево

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

+

Солнечный зайчик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

Спаси птенца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

Литература.

  1. Абдурасулова Т.Д. Нормативный подход к исследованию личности детей дошкольного возраста // Психолог в детском саду № 4 (октябрь-ноябрь) 2006г.
  2. Глозман Ж.М., Зоткин В.В. Исследование уровня тревожности у больных с афазией // Вестн. Моск. Ун-та. Психология. № 1 с. 55-61 1983г.
  3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2000г.
  4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1993г.
  5. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006г.
  6. Иванец И.И., Индерлей М.Б. Трудный ребенок. Если он не такой как все… Ростов-на-Дону: «Феникс» 2004г.
  7. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2005г.
  8. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб: Речь, 2006г.
  9. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996г.
  10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. Изд-е 4, М.; Издательство УРАО, 1998г.
  11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981г.
  12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства. СПб., 2006г.
  13. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционнная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб., Издательство «Речь», ТЦ «Сфера», 2004г.
  14. Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005г.
  15. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2000г.
  16. Марцинковская Т.Д. Ваш тревожный ребенок. М.: Издательский центр «Вектоана-граф», 2005г.
  17. Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии № 4 с.32-44 1996г.
  18. Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада. Доронова Т.Н., Гербова В.В., Якобсона С.Г. и др., М.: Просвещение, 1994г.
  19. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005г.
  20. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990г.
  21. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. Издание 3. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005г.