Пояснительная записка
Дошкольный возраст вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает много из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность. В это время ребенок открывает для себя мир непонятных, противоречивых человеческих отношений. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь и активно в ней участвовать.
А.Н. Леонтьев писал, что дошкольный возраст – это период первоначального фактического склада личности. В это время у дошкольников происходит становление основных личностных механизмов и образований, формируется самосознание. В этом возрасте ребенок начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются первые этические переживания. Ребенок начинает обдумывать и сопоставлять свои действия и поведение с ожиданиями окружающих его близких взрослых. Если такие ожидания не соответствуют его личностным возможностям и ребенок не в состоянии их выполнить, у него возникает чувство страха и тревоги: он боится «быть не тем», сделать «не так», не соответствовать требованиям. Такая повторяющаяся безвыходная ситуация усугубляет развитие ребенка, формируя у него постоянную тревожность[11].
Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги Зигмунд Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности [7, стр. 8]. Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих ученых, как за рубежом, так и в отечественной психологии. Наши ученые придают большое значение исследованию состояния тревоги. Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий, склонность индивида испытывать состояние тревоги [7].
В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу (свойство нервной и эндокринной систем), складывается прижизненно в результате действия социальных и личностных факторов. Как писали Ж.М. Глозман и В.В. Зоткина: «Структурные изменения личности формируются не сразу, а постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, тенденций воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги» [2, стр. 59]. А.И. Захаров считает, что тревога зарождается уже в раннем детском возрасте и при неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, окружающих ребенка, травмирующий жизненный опыт) тревога перерастает в тревожность…превращаясь тем самым в устойчивые черты характера; и происходит это в старшем дошкольном возрасте [4, стр. 22]. А.О. Прохоров представлял процесс формирования тревожности в три этапа. На первом этапе происходит ее зарождение. Второй этап характеризуется выраженностью тревожности и ее закреплением в конкретной деятельности и поведении. На третьем этапе сформированное новообразование приобретает характер свойства личности [17].
К сожалению, несмотря на отмеченное выше большое количество работ по рассматриваемой проблеме, исследованию детской тревожности уделяется недостаточно внимания.
По наблюдениям педагогов-психологов ЛАО г. Омска в детских садах прослеживается увеличение процента детей старшего дошкольного возраста с высокой тревожностью. В среднем, в старшем дошкольном возрасте у 48% детей наблюдается высокий уровень тревожности. Л.М. Костиной утверждает, что «В настоящее время увеличилось количество тревожных детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной» [7, стр. 4]. Детям с высоким уровнем тревожности очень трудно в дальнейшей жизни, ведь их развитие сопровождают негативные стороны проявления высокого уровня тревожности:
1) такой ребенок склонен воспринимать окружающий мир как заключающий в себя угрозу и опасность;
2) способствует развитию предневротических состояний;
3) отрицательно влияет на результат деятельности;
4) негативно сказывается на устойчивости поведения и навыков самоконтроля.
Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности, приводить к отсутствию у ребенка уверенности в своих возможностях в общении. Даже последующая поддержка не всегда помогает тревожному ребенку.
В таком случае, может лучше создать комфортные условия для развития ребенка, которые бы значительно уменьшили возникновение ситуаций, способствующих у ребенка развитие тревожности. Недаром говорят: «легче предупредить, чем лечить».
Именно поэтому нами была разработана программа «Не бойся, я с тобой!».
Цель программы – профилактика возникновения тревожности у детей 4-6 лет.
Задачи программы:
- Способствовать созданию комфортных условий для благоприятного развития ребенка.
- Систематизировать у воспитателей знания об особенностях развития детей 4-6 лет.
- Обучить воспитателей эффективным методам и приемам работы с детьми 4-6 лет.
- Дать родителям знания об особенностях развития детей 4-6 лет и способах эффективного взаимодействия с ребенком.
В соответствии с целью и задачами программы были выделены 3 рабочих блока:
1 блок. Работа с педагогами.
Цель: систематизирование знаний и формирование навыков у педагогов, направленных на профилактику тревожных состояний у детей 4-6 лет.
- Педагогический совет.
- Беседа.
- Тренинговое занятие.
- Консультация.
- Круглый стол.
Педагогический совет.
Целью выступления педагога-психолога является ознакомление педагогов с планом и целью профилактической программы.
Беседа для педагогов (Приложения 1.1, 1.2).
Цель: пополнение знаний о возрастных особенностях детей, знакомство с понятием «тревожность», причинами возникновения тревожности и способами профилактической работы с тревожными детьми. Тема первой встречи: «Особенности развития детей 4-5 лет». Тема второй встречи «Что такое тревожность», где с педагогами проводится тест «Определение уровня тревожности» А.И. Захарова [8], с целью оценки педагогами собственного состояния и самочувствия.
Тренинговое занятие (Приложение 1.3, 1.4).
Цель: обучить воспитателей эффективным методам и приемам работы с детьми. Занятие состоит из 2-х частей.
Консультация проводится по итогам диагностики детей.
Круглый стол (Приложение 1.5) проводится в начале учебного года в старшей возрастной группе с целью обсуждения итогов проделанной работы и ознакомление воспитателей с рекомендациями, которые в дальнейшем помогут при решении проблем, связанных с тревожными состояниями у детей.
Мероприятия проводятся в соответствии с планом-сеткой (Таблица 1).
План-сетку можно варьировать в зависимости от условий работы и возможностей педагога-психолога.
Для помощи в работе предлагается использовать раздаточный (стендовый) материал (Приложение 4).
2 блок. Работа с родителями.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, направленной на обучение родителей эффективному взаимодействию с детьми.
- Родительское собрание (групповое).
- Беседа.
- Тренинговое занятие.
- Индивидуальное консультирование.
- Круглый стол.
- Индивидуальные консультации по запросу родителей.
Родительское собрание (Приложение 2.1) проводится в начале учебного года для родителей детей, посещающих среднюю группу.
Цель выступления педагога-психолога: познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4-5 лет, а также информирование о цели и плане работы по профилактической программе.
Беседа с родителями (Приложение 2.2) проводится с целью расширения их представлений и знаний о возможных причинах появления тревожности у детей, способах взаимодействия с такими детьми. Тема: «Проявление тревожности у детей».
Тренинговое занятие (Приложение 2.3) с родителями способствует обучению родителей эффективному взаимодействию с ребенком для снятия у него тревожных состояний. Тема: «Как помочь ребенку избежать тревожного состояния». Оно включает так же проведение диагностики, целью которой является оценка собственного состояния и самочувствия. Предлагается использовать для родителей тест «Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребенка» А.И. Захарова [8].
Индивидуальное консультирование проводится по итогам диагностики детей.
Круглый стол (Приложение 2.4) проводится в начале учебного года в старшей возрастной группе с целью обсуждения итогов проделанной работы и ознакомление родителей с рекомендациями, которые в дальнейшем помогут при решении проблем, связанных с тревожными состояниями у детей.
Мероприятия проводятся в соответствии с планом-сеткой (Таблица 1). План-сетку можно варьировать в зависимости от условий работы и возможностей педагога-психолога.
Для помощи в работе предлагается использовать раздаточный (стендовый) материал (Приложение 4).
3 блок. Работа с детьми.
Цель: создание комфортных условий для благоприятного развития ребенка.
- Диагностика тревожности у детей 4-5 лет.
- Реализация серии игр, способствующих профилактике тревожности.
- Диагностика эффективности проделанной работы.
Диагностика тревожности детей проводится в январе. Цель: определение уровня тревожности детей. Используется «Тест тревожности» Тэммла Р. Дорки М. Амена В. [8].
Дополнительно проводиться диагностика родителей и педагогов с целью определения страха разлуки, определения тревожности детей при помощи опросника «Критерии определения тревожности у ребенка» (авторы П. Бейкер, М Алворд) [8] и опросника «Критерии определения страха разлуки» (авторы П. Бейкер, М Алворд) [8].
Реализация серии игр (Приложение 3), направленных на повышение самооценки ребенка, управлении собой в конкретных волнующих ситуациях, снятие мышечного напряжения. Игры проводятся во вторую половину учебного года, ежедневно, в течение 6 месяцев, воспитателями группы. При работе требуется соблюдать определенный порядок игровых мероприятий, опираясь на план-сетку проведения серии игр (Таблица 2).
Диагностика эффективности проделанной работы проводится с использованием тех же методик, что и на начальном этапе.
Цель: определения уровня тревожности на момент окончания профилактической работы по программе.
После диагностики проводится индивидуальное консультирование для родителей, на которых родителей знакомятся с полученными результатами.
В своей работе мы опираемся на следующие принципы:
- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей участников программы;
- принцип преемственности, последовательности и системности;
- принцип научности и гуманистической направленности;
Ожидаемый результат:
Создание комфортных условий, благоприятствующих снижению возникновения тревожности у детей 4-6 лет
У родителей пополнение знаний об особенностях развития детей 4-6 лет, приобретение умений эффективного взаимодействия с детьми.
У воспитателей пополнение знаний об особенностях развития детей 4-6 лет, приобретение навыков использования в образовательном процессе различных видов игр, направленных на профилактику тревожности у детей.
Программа рассчитана на 1 год.
План – сетка
проведения мероприятий для педагогов и родителей
№ п/п |
Название и тема |
участники |
количество |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
февраль |
октябрь |
1. |
Педагогический совет |
педагоги |
30 мин. |
+ |
|
|
|
|
|
2. |
Беседа «Особенности развития ребенка 4-6 лет» |
педагоги |
40 мин. |
|
+ |
|
|
|
|
3. |
Родительское собрание «Особенности развития детей 4-6 лет» |
родители |
30 мин. |
|
+ |
|
|
|
|
4. |
Беседа «Что такое тревожность» |
педагоги |
40 мин. |
|
|
+ |
|
|
|
5. |
Беседа «Проявление тревожности у детей» |
родители |
40 мин. |
|
|
+ |
|
|
|
6. |
Тренинговое занятие «Рядом с тобой ребенок» ч.1 |
педагоги |
1 ч. 50 мин. |
|
|
|
+ |
|
|
7. |
Тренинговое занятие «Рядом с тобой ребенок» ч.2 |
педагоги |
1 ч. 50 мин. |
|
|
|
+ |
|
|
8. |
Тренинговое занятие «Как помочь ребенку избежать тревожного состояния» |
родители |
1 ч. 30 мин. |
|
|
|
+ |
|
|
9. |
Консультация по итогам диагностики |
педагоги |
40 мин. |
|
|
|
|
+ |
|
10. |
Индивидуальные консультации по итогам диагностики |
родители |
|
|
|
|
|
+ |
|
11. |
Круглый стол |
педагоги |
1 ч. |
|
|
|
|
|
+ |
12. |
Круглый стол |
родители |
1 ч. |
|
|
|
|
|
+ |
№ п/п |
Направление |
Название игры/ неделя |
февраль |
март |
апрель |
май |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
1 |
Повышение самооценки ребенка |
Дрозд |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
Скучно, скучно так сидеть |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
||
Растущие цветы |
|
+ |
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
||
Волны |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
||
Салют |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
||
Комплименты |
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
+ |
||
За что меня любит мама |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
||
2 |
Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных волнующих ситуациях |
Давайте познакомимся |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздувайся пузырь |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
||
Клубочек |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
||
Змейка |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Охота на тигров |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
||
Ладонь в ладонь |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
||
Поварята |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
||
Доброе животное |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
||
Гнездышко |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
||
Качели |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
||
Жмурки |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
||
Липучки |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
+ |
||
Карусели |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
||
Кенгуру | + | + | ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Снятие мышечного напряжения |
|||||||||||||||||
Веселая зарядка |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
||
Походка и настроение |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
||
Водный карнавал |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
||
Воздушный бал |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
||
Сосулька |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
||
Шалтай-болтай |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Из семени в дерево |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
||
Солнечный зайчик |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
||
Спаси птенца |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
Литература.
- Абдурасулова Т.Д. Нормативный подход к исследованию личности детей дошкольного возраста // Психолог в детском саду № 4 (октябрь-ноябрь) 2006г.
- Глозман Ж.М., Зоткин В.В. Исследование уровня тревожности у больных с афазией // Вестн. Моск. Ун-та. Психология. № 1 с. 55-61 1983г.
- Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2000г.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1993г.
- Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006г.
- Иванец И.И., Индерлей М.Б. Трудный ребенок. Если он не такой как все… Ростов-на-Дону: «Феникс» 2004г.
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2005г.
- Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб: Речь, 2006г.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996г.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. Изд-е 4, М.; Издательство УРАО, 1998г.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981г.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства. СПб., 2006г.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционнная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб., Издательство «Речь», ТЦ «Сфера», 2004г.
- Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005г.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2000г.
- Марцинковская Т.Д. Ваш тревожный ребенок. М.: Издательский центр «Вектоана-граф», 2005г.
- Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии № 4 с.32-44 1996г.
- Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада. Доронова Т.Н., Гербова В.В., Якобсона С.Г. и др., М.: Просвещение, 1994г.
- Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005г.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990г.
- Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. Издание 3. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005г.