Цели урока:
- Познакомить учащихся с географическим положением, растительным и животным миром материка, историей его открытия.
- Развивать пространственное воображение, умение работать с книгой, с картой полушарий и глобусом.
- Воспитывать познавательный интерес, чувство гордости за соотечественников, внесших вклад в открытие новых земель.
Оборудование:
- Карта полушарий.
- Физическая карта Евразии.
- Глобус.
- Презентация: географическое положение, народы, растительный и животный мир Евразии.
- Бумажные изображения флагов: российского и американского.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
Прежде чем мы начнем изучать материки и океаны Земли, давайте проверим, хорошо ли вы усвоили модель нашей планеты и можете ли пользоваться ею.
Вставь пропущенные слова: (слайд 1)
- Глобус – это значительно уменьшенная, достоверная ………… ………. .
- Самую северную точку Земли называют …………. ………… , а самую южную - ………… ………… .
- На одинаковом расстоянии от полюсов проходит ………… - линия , условно делящая земной шар пополам.
- Чтобы объехать по экватору Землю кругом, надо проделать путь в ………. км.
- Условные линии на карте и на глобусе, по которым можно узнать направление на север, называют …………..
Для чего люди путешествуют?
- Какие новые знания получают люди, путешествуя ?
- Что необходимо знать и уметь каждому путешественнику ?
- На каких видах транспорта можно путешествовать ?
- Сообщение темы урока.
Первое воображаемое путешествие мы совершим по самому большому материку на котором находится наша страна. А путешествовать мы будем с вами пешком, чтобы все хорошенько рассмотреть и запомнить.
- О каком материке мы сегодня поведем речь, нам подскажет загадка:
Все океаны омывают
Сей огромный материк.
Его странно называют,
К раздвоенью он привык.
Состоит из двух частей,
Из Европы, Азии.
Интересных ждем вестей
И разнообразных.
Из холодной Арктики,
Где деревья – карлики .
И от шумной детворы
Из тропической жары.
Евразия (слайд 2).
- Географическое положение (слайд 3).
Евразия - самый большой материк. Он составляет более трети всей суши Земли. Евразия целиком располагается в Северном полушарии. Евразию условно делят на две части – Европу и Азию. Граница между Европой и Азией проходит по хребту Уральских гор, далее – по реке Урал, впадающей в Каспийское море, и затем – по хребту Кавказских гор.
- Какие океаны омывают берега Евразии?
Дети называют и показывают океаны на слайде, затем находят их на карте и глобусе. Делают вывод: берега Евразии омывают воды всех четырех океанов: Тихого, Атлантического Северного Ледовитого и Индийского.
Наша Родина Россия имеет самую большую среди всех государств мира территорию, занимает более трети территории Евразии. Часть России находится в Европе и часть в Азии.
- Каков рельеф Евразии?
Давайте обратимся к карте. Большая часть на карте Евразии окрашена в темный коричневый цвет. Здесь находится крупнейшая в мире горная система и высочайшая вершина мира – гора Эверест (или Джамалунгма) высотой 8 км. 848 м. Здесь множество сияющих белизной ледников, таяние которых питает стекающие с гор реки. Более низкие горы и плоскогорья, отмечены на карте бледным коричневым цветом. Они занимают значительную часть Евразии. В северной части материка находятся обширные Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины.
- Какие водоемы есть на материке Евразия ?
Дети на карте находят крупные реки, называют их и показывают.
Учитель: В Евразии находится самое глубокое озеро в мире – Байкал (слайд 4), образовавшееся в узкой и длинной расщелине гор глубиной до 1620 м , в которую с окрестных гор стекают воды более 336 рек и из него вытекает только одна красавица – река Ангара. В другой части Евразии образовалось самое большое озеро в мире – Каспийское. В разных направлениях пересекают материк многочисленные реки. Среди них шесть рек входят в десятку крупнейших рек мира: реки Обь, Амур и Лена в России, реки Янцзы и Хуанхэ в Китае, река Меконг во Вьетнаме (слайд 5).
- Рабочая тетрадь (с 40 – 41). Работа с контурной картой.
Учащиеся находят и отмечают названные ранее географические объекты (горы, океаны, реки, озера, равнины).
Послушайте стихотворение и отметьте на контурной карте места, о которых в нем говорится.
Не на дальнем, а на крайнем Востоке
Утро мира свои обретает истоки.
Над Чукоткой, в полярном тумане пролива,
Флаг российский горит на скале горделиво.
Над Аляской, на острове серого цвета,
Флаг чужой, полосатый – Америка это.
Между флагами двух полушарий граница,
Здесь рождается утро и с первого шага
Направляется в сторону нашего флага!
(Прикрепляются бумажные изображения флагов: над Чукоткой российский флаг, а над Аляской – американский.)
- Физкультминутка.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают
В поле бабочки летают.
Видим мы и ручейки,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
- Кто из россиян исследовал Азию.
- Дежнев С.И. (1605 – 1673), землепроходец, казак. Плавал вокруг Чукотского полуострова. В 1910 году на самой восточной точке материка Евразии (мыс Дежнева) был поставлен памятник (двенадцатиметровый крест с медной табличкой) выдающемуся русскому землепроходцу С.И. Дежневу, который в 1648 году первым открыл пролив между Азией и Америкой (названный позже Беринговым).
- Хабаров Е.П. (1610 – 1667), землепроходец, промышленник. Путешествовал по реке Амур и составил описание его берегов и “Чертеж реке Амуру”.
- Челюскин С.И. (1700 - 1760), русский мореплаватель, участник Великой Северной Экспедиции. Описал берега п-ова Таймыр, достиг крайней северной точки Евразии (п-ов Таймыр).
- Никитин А. (1451 – 1506), тверской купец. В 1466 году плавал из Твери по Волге до Дербента (Каспийского моря). Пересек Каспий и через Персию достиг Индии. Через три года вернулся через Персию и Черное море. “Хождение за три моря” - Хвалынское (Каспийское), Индийское (Персидский залив и Аравийское море) и Черное море.
- Поисковая работа по карте (стр. 129 учебника ).
- Как вы думаете, в каком городе поставлен памятник Ерофею Хабарову? (Хабаровск.)
- По какой крупной реке проходит граница России с Китаем и Монголией? (Амур.)
Кроссворд. Работа в парах.
На каждой парте лежит листок с кроссвордом и вопросами к нему. Ученики работая в паре заполняют кроссворд.
Вопросы:
- Старые, низкие горы богатые полезными ископаемыми. (Уральские.)
- Кто в России первым встречает Новый год ? (Чукотка.)
- Самое глубокое озеро Земли. (Байкал.)
- Самое большое озеро Земли. (Каспийское.)
- Полуостров на востоке России знаменит вулканами и гейзерами. (Камчатка.)
- Самая восточная точка материка Евразия – мыс (Дежнева.)
- Самая северная точка Евразии находится в России – это мыс (Челюскин.)
- Проверка (слайд 6).
Полуостров Камчатка знаменит вулканами и гейзерами. (слайды 7 – 9)
- Какие народы населяют Евразию ?
Благодаря громадным размерам Евразии и разнообразию ее рельефа, в разных уголках материка сложились столь разные условия жизни, что это привело к богатству растительного и животного мира, большой численности населяющих ее народов.
Евразия – самый густонаселенный материк мира: трое из каждых четырех жителей планеты живут на этом материке. В Евразии находятся самые крупные государства мира: по численности населения – Китай , по площади территории – Россия.
- Рассмотрите слайд 10 и скажите представители каких народов Евразии здесь изображены?
- Сравните, чем различаются природные условия, в которых живут северные и южные народы Евразии.
- Чем и почему отличаются одежда, пища, жилища народов севера и юга Азии ? (Слайд 11)
- Какими растениями и животными богата Евразия? (Слайд 12 ).
- Расскажите о некоторых представителях растительного и животного мира Евразии (учащиеся рассказывают о растениях и животных). (Слайды 13 – 22 ).
- Работа в рабочей тетради.
Учащиеся выполняют задание на с. 42.
- Итог урока.
Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу.
- Что нового вы узнали сегодня?
- Что понравилось на уроке?
- Кто доволен своей работой?
- Кто доволен нашим путешествием и желает на следующий урок отправиться в новое
путешествие на новый материк?
- Домашнее задание: учебник стр. 130 – 132, тетрадь № 2 задания № 2, 3, 6; подготовить сообщение об одном растении или животном Евразии. (Слайд 23).