Окружающий мир в 4-м классе по теме "Евразия"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с географическим положением, растительным и животным миром материка, историей его открытия.
  • Развивать пространственное воображение, умение работать с книгой, с картой полушарий и глобусом.
  • Воспитывать познавательный интерес, чувство гордости за соотечественников, внесших вклад в открытие новых земель.

Оборудование:

  • Карта полушарий.
  • Физическая карта Евразии.
  • Глобус.
  • Презентация: географическое положение, народы, растительный и животный мир Евразии.
  • Бумажные изображения флагов: российского и американского.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

Прежде чем мы начнем изучать материки и океаны Земли, давайте проверим, хорошо ли вы усвоили модель нашей планеты и можете ли пользоваться ею.

Вставь пропущенные слова: (слайд 1)

  • Глобус – это значительно уменьшенная, достоверная ………… ………. .
  • Самую северную точку Земли называют …………. ………… , а самую южную - ………… ………… .
  • На одинаковом расстоянии от полюсов проходит ………… - линия , условно делящая земной шар пополам.
  • Чтобы объехать по экватору Землю кругом, надо проделать путь в ………. км.
  • Условные линии на карте и на глобусе, по которым можно узнать направление на север, называют …………..

Для чего люди путешествуют?

  • Какие новые знания получают люди, путешествуя ?
  • Что необходимо знать и уметь каждому путешественнику ?
  • На каких видах транспорта можно путешествовать ?
  1. Сообщение темы урока.

Первое воображаемое путешествие мы совершим по самому большому материку на котором находится наша страна. А путешествовать мы будем с вами пешком, чтобы все хорошенько рассмотреть и запомнить.

- О каком материке мы сегодня поведем речь, нам подскажет загадка:

Все океаны омывают
Сей огромный материк.
Его странно называют,
К раздвоенью он привык.
Состоит из двух частей,
Из Европы, Азии.
Интересных ждем вестей
И разнообразных.
Из холодной Арктики,
Где деревья – карлики .
И от шумной детворы
Из тропической жары.
Евразия (слайд 2).

  1. Географическое положение (слайд 3).

Евразия - самый большой материк. Он составляет более трети всей суши Земли. Евразия целиком располагается в Северном полушарии. Евразию условно делят на две части – Европу и Азию. Граница между Европой и Азией проходит по хребту Уральских гор, далее – по реке Урал, впадающей в Каспийское море, и затем – по хребту Кавказских гор.

- Какие океаны омывают берега Евразии?

Дети называют и показывают океаны на слайде, затем находят их на карте и глобусе. Делают вывод: берега Евразии омывают воды всех четырех океанов: Тихого, Атлантического Северного Ледовитого и Индийского.

Наша Родина Россия имеет самую большую среди всех государств мира территорию, занимает более трети территории Евразии. Часть России находится в Европе и часть в Азии.

- Каков рельеф Евразии?

Давайте обратимся к карте. Большая часть на карте Евразии окрашена в темный коричневый цвет. Здесь находится крупнейшая в мире горная система и высочайшая вершина мира – гора Эверест (или Джамалунгма) высотой 8 км. 848 м. Здесь множество сияющих белизной ледников, таяние которых питает стекающие с гор реки. Более низкие горы и плоскогорья, отмечены на карте бледным коричневым цветом. Они занимают значительную часть Евразии. В северной части материка находятся обширные Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины.

- Какие водоемы есть на материке Евразия ?

Дети на карте находят крупные реки, называют их и показывают.

Учитель: В Евразии находится самое глубокое озеро в мире – Байкал (слайд 4), образовавшееся в узкой и длинной расщелине гор глубиной до 1620 м , в которую с окрестных гор стекают воды более 336 рек и из него вытекает только одна красавица – река Ангара. В другой части Евразии образовалось самое большое озеро в мире – Каспийское. В разных направлениях пересекают материк многочисленные реки. Среди них шесть рек входят в десятку крупнейших рек мира: реки Обь, Амур и Лена в России, реки Янцзы и Хуанхэ в Китае, река Меконг во Вьетнаме (слайд 5).

  1. Рабочая тетрадь (с 40 – 41). Работа с контурной картой.

Учащиеся находят и отмечают названные ранее географические объекты (горы, океаны, реки, озера, равнины).

Послушайте стихотворение и отметьте на контурной карте места, о которых в нем говорится.

Не на дальнем, а на крайнем Востоке
Утро мира свои обретает истоки.
Над Чукоткой, в полярном тумане пролива,
Флаг российский горит на скале горделиво.
Над Аляской, на острове серого цвета,
Флаг чужой, полосатый – Америка это.
Между флагами двух полушарий граница,
Здесь рождается утро и с первого шага
Направляется в сторону нашего флага!

(Прикрепляются бумажные изображения флагов: над Чукоткой российский флаг, а над Аляской – американский.)

  1. Физкультминутка.

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают
В поле бабочки летают.
Видим мы и ручейки,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.

  1. Кто из россиян исследовал Азию.
  • Дежнев С.И. (1605 – 1673), землепроходец, казак. Плавал вокруг Чукотского полуострова. В 1910 году на самой восточной точке материка Евразии (мыс Дежнева) был поставлен памятник (двенадцатиметровый крест с медной табличкой) выдающемуся русскому землепроходцу С.И. Дежневу, который в 1648 году первым открыл пролив между Азией и Америкой (названный позже Беринговым).
  • Хабаров Е.П. (1610 – 1667), землепроходец, промышленник. Путешествовал по реке Амур и составил описание его берегов и “Чертеж реке Амуру”.
  • Челюскин С.И. (1700 - 1760), русский мореплаватель, участник Великой Северной Экспедиции. Описал берега п-ова Таймыр, достиг крайней северной точки Евразии (п-ов Таймыр).
  • Никитин А. (1451 – 1506), тверской купец. В 1466 году плавал из Твери по Волге до Дербента (Каспийского моря). Пересек Каспий и через Персию достиг Индии. Через три года вернулся через Персию и Черное море. “Хождение за три моря” - Хвалынское (Каспийское), Индийское (Персидский залив и Аравийское море) и Черное море.
  1. Поисковая работа по карте (стр. 129 учебника ).
  • Как вы думаете, в каком городе поставлен памятник Ерофею Хабарову? (Хабаровск.)
  • По какой крупной реке проходит граница России с Китаем и Монголией? (Амур.)

Кроссворд. Работа в парах.

На каждой парте лежит листок с кроссвордом и вопросами к нему. Ученики работая в паре заполняют кроссворд.

Вопросы:

  1. Старые, низкие горы богатые полезными ископаемыми. (Уральские.)
  2. Кто в России первым встречает Новый год ? (Чукотка.)
  3. Самое глубокое озеро Земли. (Байкал.)
  4. Самое большое озеро Земли. (Каспийское.)
  5. Полуостров на востоке России знаменит вулканами и гейзерами. (Камчатка.)
  6. Самая восточная точка материка Евразия – мыс (Дежнева.)
  7. Самая северная точка Евразии находится в России – это мыс (Челюскин.)

  1. Проверка (слайд 6).

Полуостров Камчатка знаменит вулканами и гейзерами. (слайды 7 – 9)

  1. Какие народы населяют Евразию ?

Благодаря громадным размерам Евразии и разнообразию ее рельефа, в разных уголках материка сложились столь разные условия жизни, что это привело к богатству растительного и животного мира, большой численности населяющих ее народов.

Евразия – самый густонаселенный материк мира: трое из каждых четырех жителей планеты живут на этом материке. В Евразии находятся самые крупные государства мира: по численности населения – Китай , по площади территории – Россия.

  • Рассмотрите слайд 10 и скажите представители каких народов Евразии здесь изображены?
  • Сравните, чем различаются природные условия, в которых живут северные и южные народы Евразии.
  • Чем и почему отличаются одежда, пища, жилища народов севера и юга Азии ? (Слайд 11)
  • Какими растениями и животными богата Евразия? (Слайд 12 ).
  • Расскажите о некоторых представителях растительного и животного мира Евразии (учащиеся рассказывают о растениях и животных). (Слайды 13 – 22 ).
  1. Работа в рабочей тетради.

Учащиеся выполняют задание на с. 42.

  1. Итог урока.

Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу.

- Что нового вы узнали сегодня?
- Что понравилось на уроке?
- Кто доволен своей работой?
- Кто доволен нашим путешествием и желает на следующий урок отправиться в новое путешествие на новый материк?

  1. Домашнее задание: учебник стр. 130 – 132, тетрадь № 2 задания № 2, 3, 6; подготовить сообщение об одном растении или животном Евразии. (Слайд 23).

Презентация