Программа воспитательной работы МОУ "Дробышевская СОШ"

Разделы: Администрирование школы


I. Пояснительная записка.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дробышевская средняя общеобразовательная школа» функционирует как средняя школа с 1973 года.

Режим работы школы – пятидневная учебная неделя для учащихся 1 - 8 классов, для 9 - 11 классов – шестидневная рабочая неделя. Занятия проводятся в одну смену. Продолжительность урока – 40 минут, в 1 классе – 35 минут. Во второй половине дня организована спортивная, кружковая и другая внеклассная работа.

В настоящее время в школе обучается 165 учащихся. Это дети из села Дробышево и 7 близлежащих деревень. Детей из полных семей – 74%, из неблагополучных – 2%, многодетных – 6% и неполных семей – 14%, малообеспеченных – 3%, что требует индивидуализации и диффериенцации в организации воспитательной работы.

В школе имеются три ступени обучения:

I ступень – 5 классов-комплектов, в них – 57 учащихся. (34,5%)

II ступень – 3 класса, 51 учащихся. (31%)

III ступень – 4 класса, 57 учащихся. (34,5%)

Учащиеся школы участвуют во внеурочной деятельности, посещая кружки предметного содержания и ряд кружков, которые способствуют развитию их творческих способностей. Процент учащихся, занимающихся в этих детских объединениях достаточно высок.

Образовательный уровень родителей: высшее – 9%, среднее специальное – 50%, среднее – 33%, неполное среднее – 7%

В школе сложился сильный, дружный, творческий коллектив учителей. Из 28 педагогов, 20 – выпускники нашей школы. Всего в коллективе работают 86% педагогов, имеющих квалификационную категорию. Высшее образование имеют 15 учителей – 53%, среднее специальное – 10 – 35%. Педагогический стаж до 10 лет имеют 3 человека, а 20 лет и более имеют 13 учителей, что составляет половину всего коллектива. Курсы повышения квалификации, в том числе по ИКТ, за последние 3 года прошли 23 учителя, что составляет 82%.

Педагогический коллектив школы совершенствует воспитательный процесс, используя различные педагогические технологии.

Коллектив школы развивает и укрепляет позитивные традиции, которые сложились в процессе многолетней совместной работы учителей и учащихся. В числе таких традиций следует выделить:

  • уважение к истории школы и родного края;

  • тесную связь с выпускниками;

  • стремление учителя к достижению высокого уровня профессионализма;

  • демократический стиль сотрудничества учителей, учащихся, родителей;

  • творческая организация досуга учащихся (КТД).

Наша школа имеет богатую историю и замечательные традиции. Большое внимание уделяется в школе воспитанию патриотизма и гражданственности. Добрыми традициями на протяжении всех лет являются: тимуровская работа, встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, линейки памяти, митинги, экскурсии, поисковая работа, участие в муниципальных и региональных акциях.

Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Добрыми делами являются: встречи с умельцами нашего края, проводятся уроки истории, труда, организуются экскурсии для учащихся школы и гостей, исследовательская деятельность «Летопись заброшенных деревень».

Большой популярностью в школе пользуется туризм и спортивное ориентирование. Учащиеся нашей школы участвуют в муниципальных и региональных спортивных мероприятиях.

Большое внимание уделяется работе с семьёй: изучение семей будущих первоклассников, посещение семей опекаемых детей, регулярное посещение проблемных семей, проводятся вечера вопросов и ответов, спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», выставки поделок семейного творчества, индивидуальные беседы с родителями, проведение педсоветов. Родители являются единомышленниками, помощниками классных руководителей, школы. Наиболее приемлемыми формами являются: мастер-класс, диспуты, конкурсные программы, вечера отдыха, походы, поездки, экскурсии.

Нормативно – правовой базой для разработки программы воспитательной работы являются следующие нормативно-правовые документы:

  • Закон РФ «Об образовании».

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».

  • Конвенция о правах ребёнка.

  • Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Дробышевская средняя общеобразовательная школа» Троицкого муниципального района Челябинской области.

  • Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения учреждения «Дробышевская средняя общеобразовательная школа» Троицкого муниципального района Челябинской области.

  • Локальные акты.

II. Концепция воспитательной системы.

Актуальность и целесообразность реализации концепции.

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Учителя остаются один на один с чудовищами XXI века: развратом, жестокостью, культом разрушительной силы. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения. Вот основные категории, которые являются главными в работе с детьми.

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, службы в Вооруженных Силах РФ. Стержнем патриотического воспитания является патриотизм и готовность к достойному служению Отечеству.

Актуальность поднятой проблемы очевидна. Патриотизм, как неотъемлемая часть общенациональной идеи, должен стать основой сплочения нации, возрождения духовно-нравственных устоев, издревле присущих российскому обществу.

Сегодня необходимо крепко задуматься над тем, как избавиться от плодов беспечности, мягко говоря, приведшей к деформации в сознании многих людей самих понятий “патриотизм” и “патриот”, когда слова “патриотическое воспитание” зачастую воспринимаются как “насилие” и “подавление личности”. Это опасное явление. Оно грозит разрушением духовно-нравственного единства общества, многовековых традиций дружбы, экономического и культурного сотрудничества народов России.

Продолжают нарастать и негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи. Это далеко не полный перечень причин, заставляющих нас подойти к серьезному рассмотрению вопросов духовно-нравственной консолидации российского общества, формирования единства нации. И нам бы не хотелось, чтобы наши учащиеся столкнулись с этими негативными явлениями.

Неотъемлемой частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан. Оно направлено на глубокое понимание каждым гражданином значимости военной службы, своей роли и места в служении Отечеству, проявление ими высокой личной ответственности при прохождении военной службы, убежденности в необходимости формирования качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил.

В этих условиях очевидна неотложность решения проблем патриотического воспитания детей.

III. Содержание программы воспитательной работы.

3.1. Воспитание в каждом ребенке человечности, гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владение культурой своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система.

Цель:

  • создание оптимальных условий для формирования и развития Человека-гражданина, способного ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях.

Задачи:

  1. Воспитание у школьников патриотического отношения к семье, школе, малой Родине, России.

  2. Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.

  3. Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.

  4. Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.

3.2. Основные принципы организации воспитания:

  • Принцип целостно-смыслового равенства.

У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.

  • Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
  • Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).

  • Принцип творчества и успеха. Создание ситуации успеха, обстановки общей увлеченности и творчества, воспитывающей добрые чувства, умение сопереживать и радоваться вместе.

  • Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование

Участники программы: учащиеся 1–11-х классов МОУ «Дробышевская СОШ».

3.3. Кадровое обеспечение:

  • педагоги МОУ «Дробышевская СОШ»;

  • педагоги дополнительного образования;

  • социальный педагог;

  • медицинский работник школы;

  • воспитатель ГПД;

  • педагоги школы искусств;

  • воспитатели детского сада;

  • тренер спортшколы.

3.4. Механизм реализации программы.

Логика программы выстроена в соответствии с возрастными психологическими закономерностями и особенностями личностного роста Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, творчества и успеха и рассчитана на четыре года. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.

I категория: ребята 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм военно-патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о защите Отечества, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите Родины. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у них чувства восхищения воинами РА, вызвать желание в будущем встать в их ряды.

II категория: учащиеся 5–8-х классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины в этот период является участие школьников в различных видах военно-патриотической деятельности, организуемой в школе и в нее. Потенциал личностного развития в школе II ступени - это сотрудничество и дух партнерства, формирование нравственных принципов.

III категория: учащиеся 9–11-х классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического раз вития человека, его профессионально го самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о Вооруженных Силах стран страны и событиях минувших войн, но и формировать у них общественно ценный опыт подготовки к защите Родины. Главными задачами самовоспитания в школе III ступени являются задачи развития самосознания и культуры общения, формирование чувств собственного достоинства.

Механизм реализации Программы учитывает современные формы и методы духовно-нравственного просвещения и воспитания.

В осуществлении Программы участвуют Совет школы, школьный музей, педагоги, библиотекарь, Совет старшеклассников, детские объединения, Совет по физической культуры, обучающиеся.

3.5. Этапы построения воспитательной системы.

В процессе построения воспитательной системы школы можно выделить 3 этапа:

1. Этап – проектный ( 2007-2008 уч. гг.).

  • выявление проблемы, обоснование её актуальности;

  • создание творческой группы по разработке модели воспитательной системы;

  • определение приоритетного направления в организации учебно-воспитательного процесса;

  • определение концептуальных положений и диагностических средств для мониторинга за развитием личности учащегося;

  • ознакомление педагогов с теоретическими и методическими основами личностно ориентированного обучения и воспитания школьников;

  • разработка программы деятельности;

  • прогнозирование отдельных положительных результатов.

2. Этап – практический ( 2008-2010 уч. гг.).

  • обеспечение условий для реализации программы деятельности;

  • поиск и коррекция инновационных технологий, форм и способов обучения и воспитания;

  • апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно ориентированных технологий, приёмов, методов обучения и воспитания;

  • организация социально-психологической поддержки личности учащегося в процессе развития;

  • осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов;

  • проведение мониторинга развития личности и формирования коллективов;

  • моделирование системы ученического самоуправления.

3. Этап – обобщающий ( 2010-2011 уч. гг.).

  • обработка и интерпретация данных за 4 года;

  • соотношение результатов реализации программы деятельности с целями и задачами;

  • обобщение опыта инновационной деятельности педагогов, принявших участие в разработке программы;

  • разработка перспективы развития образовательного учреждения.

IV. Программа построения воспитательной системы.

Деятельность по созданию воспитательной системы

Участники деятельности

Сроки

I этап (проектный)

1. Создание и программирование работы творческой группы.

администрация, педагоги

сентябрь 2007г.

2. Обсуждение и утверждение концепции на педагогическом совете.

администрация, педагоги, учащиеся

ноябрь 2007 г.

3. Изучение научно-методической литературы, опыта деятельности инновационных ОУ по формированию познавательных интересов школьников.

администрация, учителя

ноябрь – май 2007 – 2008г.

4. Определение концептуальных положений по изучению эффективности воспитательного процесса.

администрация

декабрь – февраль 2007 – 2008

1. Организация работы психолого-педагогического семинара.

«Психологическая поддержка учебно-воспитательного процесса»

- Психолого-педагогический лекторий для родителей 1–4 кл., 5–9 кл., 10–11 кл.

администрация, психологи, родители

2008г.

6. Организация работы семинара по теории и практике воспитания.

администрация

2008 г.

7. Обсуждение на педсоветах идей и проектов осуществления инновационной деятельности.

администрация, руководители МО

2008 г.

8. Разработка оптимального соотношения базового и вариативного компонентов образования, корректировка образовательных программ.

завучи, руководители МО, учителя

2008г.

9. Проектирование модели личности выпускника.

администрация, классные руководители

июнь 2008г.

10. Кадровое обеспечение реализации воспитательной системы школы.

администрация

2008 г.

II этап (практический)

1. Апробация новых форм и способов внутренней и внешней дифференциации обучения учащихся.

администрация, педагоги

сентябрь – декабрь 2008 – 2009г.

2. Создание мониторинга развития личности.

администрация, учителя

2009 г.

3. Обновление содержания образования и способов воспитательной деятельности по обеспечению развития личности школьника.

администрация, педагоги

2010 г.

4. Опытно-педагогическая деятельность по моделированию и построению воспитательных систем классов.

завучи, классные руководители

2010 г.

5. Ежегодное исследование эффективности воспитательной системы школы.

психологи, классные руководители

2009 – 2010 г.

6. Работа психолого-педагогического семинара по проблемам инновационной деятельности школы.

психологи, администрация

2009 – 2010г.

7. Подбор диагностических методик изучения личности учащихся, учёт интересов и возможностей учащихся при комплектовании разноуровневых классов.

завучи, учителя

2010 г.

8. Организация и проведение “Дней открытых дверей” для родителей как выражение педагогического мастерства и знания.

администрация, учителя, родители

2008 – 2010 г.

9. Проведение на базе школы районных праздников, семинаров, выставок, заседаний, конкурсов, МО предметников.

администрация, учителя, учащиеся

2008 – 2010 г.

10. Обобщение педагогического опыта в построении воспитательных моделей классов.

администрация, руководители МО

2010 г.

11. Обсуждение на педагогических советах проблем, связанных с обновлением содержания образования и воспитания учащихся.

администрация, учителя,

2008 – 2010 г.

III этап (обобщающий)

1. Создание банка инновационных технологий воспитания и обучения школьников.

администрация, учителя

2010 – 2011г.

2. Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов воспитательной системы школы.

администрация, руководители МО, учителя

2009 – 2011 г.

3. Подготовка диагностико - аналитических материалов об итогах опытно - экпериментальной работы.

администрация, учителя

2011 г.

4. Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития ОУ.

администрация

2011 г.

V. Ожидаемый результат:

  • Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.

  • Формирование стойкой патриотической позиции.

  • Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.

  • Воспитание потребности в духовном обогащении.

  • Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.

  • Воспитание уважения к труду, человеку труда.

  • Формирование личности, ориентированную на профессии, прежде всего, необходимые на селе.

Оценка эффективности реализации Программы.

Результативность реализации Программы измеряется мерой готовности и стремлением граждан к выполнению своего гражданского долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым гражданами в обеспечение потребностей, нужд своего Отечества и соотечественников.

Основным критерием эффективности реализации Программы является уровень патриотизма, как одного из основных характеристик отдельной личности вне зависимости от занимаемого ими положения, социального статуса, национальной, религиозной и иной принадлежности.

Конечным результатом реализации Программы должна стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в школе, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и нравственного развития школьников.

VI. Формирование системы самоуправления школьников.

Смысл ученического самоуправления в нашей школе мы видим в обучении учеников основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью, коллективом.

Для реализации данного направления воспитательной работы мы считаем необходимым создание Совета школы, Совета старшеклассников.

Цели и задачи Совет старшеклассников:

  1. Участие в управлении школой.

  2. Деятельность по расширению прав и возможностей педагогов и учащихся, поощрение их инициативы. Защита прав.

  3. Формирование и укрепление школьных традиций.

  4. Совместное решение педагогами и учащимися наиболее значимых вопросов учебно-воспитательного процесса.

Принципы деятельности Совета старшеклассников:

  1. Право на собственное мнение, на его ценность.

  2. Конструктивность предложений, соблюдение принципов морали и нравственности.

  3. Систематичность деятельности, ведение протоколов заседаний.

  4. Интеграция в систему воспитательной работы школы.

Структура Совета Старшеклассников:

  1. Председатель.

  2. Совет руководителей секций (организационной, СМИ, Совета дела, образовательной, исторический, досуговой, организационной, дисциплины и порядка, политической).

Функции секций Совета старшеклассников:

  • связь с администрацией школы, педагогическим коллективом, классными коллективами, активами классов;

  • обсуждение проблем учебно-воспитательного процесса;

  • разработка и реализация программ, связанных с расширением пространства реализации педагогической и ученической инициативы;

  • создание и контроль деятельности службы по соблюдению санитарного состояния школы, разрешение ситуаций нарушения дисциплины учащимися школы;

  • организация КТД;

  • создание информационного пространства школы;

  • профориентационная деятельность;

  • ведение документации школьного музея, организация взаимодействия с бывшими работниками, выпускниками школы.