I. Пояснительная записка.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дробышевская средняя общеобразовательная школа» функционирует как средняя школа с 1973 года.
Режим работы школы – пятидневная учебная неделя для учащихся 1 - 8 классов, для 9 - 11 классов – шестидневная рабочая неделя. Занятия проводятся в одну смену. Продолжительность урока – 40 минут, в 1 классе – 35 минут. Во второй половине дня организована спортивная, кружковая и другая внеклассная работа.
В настоящее время в школе обучается 165 учащихся. Это дети из села Дробышево и 7 близлежащих деревень. Детей из полных семей – 74%, из неблагополучных – 2%, многодетных – 6% и неполных семей – 14%, малообеспеченных – 3%, что требует индивидуализации и диффериенцации в организации воспитательной работы.
В школе имеются три ступени обучения:
I ступень – 5 классов-комплектов, в них – 57 учащихся. (34,5%)
II ступень – 3 класса, 51 учащихся. (31%)
III ступень – 4 класса, 57 учащихся. (34,5%)
Учащиеся школы участвуют во внеурочной деятельности, посещая кружки предметного содержания и ряд кружков, которые способствуют развитию их творческих способностей. Процент учащихся, занимающихся в этих детских объединениях достаточно высок.
Образовательный уровень родителей: высшее – 9%, среднее специальное – 50%, среднее – 33%, неполное среднее – 7%
В школе сложился сильный, дружный, творческий коллектив учителей. Из 28 педагогов, 20 – выпускники нашей школы. Всего в коллективе работают 86% педагогов, имеющих квалификационную категорию. Высшее образование имеют 15 учителей – 53%, среднее специальное – 10 – 35%. Педагогический стаж до 10 лет имеют 3 человека, а 20 лет и более имеют 13 учителей, что составляет половину всего коллектива. Курсы повышения квалификации, в том числе по ИКТ, за последние 3 года прошли 23 учителя, что составляет 82%.
Педагогический коллектив школы совершенствует воспитательный процесс, используя различные педагогические технологии.
Коллектив школы развивает и укрепляет позитивные традиции, которые сложились в процессе многолетней совместной работы учителей и учащихся. В числе таких традиций следует выделить:
-
уважение к истории школы и родного края;
-
тесную связь с выпускниками;
-
стремление учителя к достижению высокого уровня профессионализма;
-
демократический стиль сотрудничества учителей, учащихся, родителей;
-
творческая организация досуга учащихся (КТД).
Наша школа имеет богатую историю и замечательные традиции. Большое внимание уделяется в школе воспитанию патриотизма и гражданственности. Добрыми традициями на протяжении всех лет являются: тимуровская работа, встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, линейки памяти, митинги, экскурсии, поисковая работа, участие в муниципальных и региональных акциях.
Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Добрыми делами являются: встречи с умельцами нашего края, проводятся уроки истории, труда, организуются экскурсии для учащихся школы и гостей, исследовательская деятельность «Летопись заброшенных деревень».
Большой популярностью в школе пользуется туризм и спортивное ориентирование. Учащиеся нашей школы участвуют в муниципальных и региональных спортивных мероприятиях.
Большое внимание уделяется работе с семьёй: изучение семей будущих первоклассников, посещение семей опекаемых детей, регулярное посещение проблемных семей, проводятся вечера вопросов и ответов, спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», выставки поделок семейного творчества, индивидуальные беседы с родителями, проведение педсоветов. Родители являются единомышленниками, помощниками классных руководителей, школы. Наиболее приемлемыми формами являются: мастер-класс, диспуты, конкурсные программы, вечера отдыха, походы, поездки, экскурсии.
Нормативно – правовой базой для разработки программы воспитательной работы являются следующие нормативно-правовые документы:
-
Закон РФ «Об образовании».
-
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».
-
Конвенция о правах ребёнка.
-
Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Дробышевская средняя общеобразовательная школа» Троицкого муниципального района Челябинской области.
-
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения учреждения «Дробышевская средняя общеобразовательная школа» Троицкого муниципального района Челябинской области.
-
Локальные акты.
II. Концепция воспитательной системы.
Актуальность и целесообразность реализации концепции.
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Учителя остаются один на один с чудовищами XXI века: развратом, жестокостью, культом разрушительной силы. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения. Вот основные категории, которые являются главными в работе с детьми.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, службы в Вооруженных Силах РФ. Стержнем патриотического воспитания является патриотизм и готовность к достойному служению Отечеству.
Актуальность поднятой проблемы очевидна. Патриотизм, как неотъемлемая часть общенациональной идеи, должен стать основой сплочения нации, возрождения духовно-нравственных устоев, издревле присущих российскому обществу.
Сегодня необходимо крепко задуматься над тем, как избавиться от плодов беспечности, мягко говоря, приведшей к деформации в сознании многих людей самих понятий “патриотизм” и “патриот”, когда слова “патриотическое воспитание” зачастую воспринимаются как “насилие” и “подавление личности”. Это опасное явление. Оно грозит разрушением духовно-нравственного единства общества, многовековых традиций дружбы, экономического и культурного сотрудничества народов России.
Продолжают нарастать и негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи. Это далеко не полный перечень причин, заставляющих нас подойти к серьезному рассмотрению вопросов духовно-нравственной консолидации российского общества, формирования единства нации. И нам бы не хотелось, чтобы наши учащиеся столкнулись с этими негативными явлениями.
Неотъемлемой частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан. Оно направлено на глубокое понимание каждым гражданином значимости военной службы, своей роли и места в служении Отечеству, проявление ими высокой личной ответственности при прохождении военной службы, убежденности в необходимости формирования качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил.
В этих условиях очевидна неотложность решения проблем патриотического воспитания детей.
III. Содержание программы воспитательной работы.
3.1. Воспитание в каждом ребенке человечности, гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владение культурой своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система.
Цель:
-
создание оптимальных условий для формирования и развития Человека-гражданина, способного ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях.
Задачи:
-
Воспитание у школьников патриотического отношения к семье, школе, малой Родине, России.
-
Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
-
Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
-
Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
3.2. Основные принципы организации воспитания:
- Принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
- Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
-
Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
-
Принцип творчества и успеха. Создание ситуации успеха, обстановки общей увлеченности и творчества, воспитывающей добрые чувства, умение сопереживать и радоваться вместе.
-
Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование
Участники программы: учащиеся 1–11-х классов МОУ «Дробышевская СОШ».
3.3. Кадровое обеспечение:
-
педагоги МОУ «Дробышевская СОШ»;
-
педагоги дополнительного образования;
-
социальный педагог;
-
медицинский работник школы;
-
воспитатель ГПД;
-
педагоги школы искусств;
-
воспитатели детского сада;
-
тренер спортшколы.
3.4. Механизм реализации программы.
Логика программы выстроена в соответствии с возрастными психологическими закономерностями и особенностями личностного роста Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, творчества и успеха и рассчитана на четыре года. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.
I категория: ребята 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм военно-патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о защите Отечества, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите Родины. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у них чувства восхищения воинами РА, вызвать желание в будущем встать в их ряды.
II категория: учащиеся 5–8-х классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины в этот период является участие школьников в различных видах военно-патриотической деятельности, организуемой в школе и в нее. Потенциал личностного развития в школе II ступени - это сотрудничество и дух партнерства, формирование нравственных принципов.
III категория: учащиеся 9–11-х классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического раз вития человека, его профессионально го самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о Вооруженных Силах стран страны и событиях минувших войн, но и формировать у них общественно ценный опыт подготовки к защите Родины. Главными задачами самовоспитания в школе III ступени являются задачи развития самосознания и культуры общения, формирование чувств собственного достоинства.
Механизм реализации Программы учитывает современные формы и методы духовно-нравственного просвещения и воспитания.
В осуществлении Программы участвуют Совет школы, школьный музей, педагоги, библиотекарь, Совет старшеклассников, детские объединения, Совет по физической культуры, обучающиеся.
3.5. Этапы построения воспитательной системы.
В процессе построения воспитательной системы школы можно выделить 3 этапа:
1. Этап – проектный ( 2007-2008 уч. гг.).
-
выявление проблемы, обоснование её актуальности;
-
создание творческой группы по разработке модели воспитательной системы;
-
определение приоритетного направления в организации учебно-воспитательного процесса;
-
определение концептуальных положений и диагностических средств для мониторинга за развитием личности учащегося;
-
ознакомление педагогов с теоретическими и методическими основами личностно ориентированного обучения и воспитания школьников;
-
разработка программы деятельности;
-
прогнозирование отдельных положительных результатов.
2. Этап – практический ( 2008-2010 уч. гг.).
-
обеспечение условий для реализации программы деятельности;
-
поиск и коррекция инновационных технологий, форм и способов обучения и воспитания;
-
апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно ориентированных технологий, приёмов, методов обучения и воспитания;
-
организация социально-психологической поддержки личности учащегося в процессе развития;
-
осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов;
-
проведение мониторинга развития личности и формирования коллективов;
-
моделирование системы ученического самоуправления.
3. Этап – обобщающий ( 2010-2011 уч. гг.).
-
обработка и интерпретация данных за 4 года;
-
соотношение результатов реализации программы деятельности с целями и задачами;
-
обобщение опыта инновационной деятельности педагогов, принявших участие в разработке программы;
-
разработка перспективы развития образовательного учреждения.
IV. Программа построения воспитательной системы.
Деятельность по созданию воспитательной системы |
Участники деятельности |
Сроки |
|
I этап (проектный) |
|||
1. Создание и программирование работы творческой группы. |
администрация, педагоги |
сентябрь 2007г. |
|
2. Обсуждение и утверждение концепции на педагогическом совете. |
администрация, педагоги, учащиеся |
ноябрь 2007 г. |
|
3. Изучение научно-методической литературы, опыта деятельности инновационных ОУ по формированию познавательных интересов школьников. |
администрация, учителя |
ноябрь – май 2007 – 2008г. |
|
4. Определение концептуальных положений по изучению эффективности воспитательного процесса. |
администрация |
декабрь – февраль 2007 – 2008 |
|
1. Организация работы психолого-педагогического семинара. «Психологическая поддержка учебно-воспитательного процесса» - Психолого-педагогический лекторий для родителей 1–4 кл., 5–9 кл., 10–11 кл. |
администрация, психологи, родители |
2008г. |
|
6. Организация работы семинара по теории и практике воспитания. |
администрация |
2008 г. |
|
7. Обсуждение на педсоветах идей и проектов осуществления инновационной деятельности. |
администрация, руководители МО |
2008 г. |
|
8. Разработка оптимального соотношения базового и вариативного компонентов образования, корректировка образовательных программ. |
завучи, руководители МО, учителя |
2008г. |
|
9. Проектирование модели личности выпускника. |
администрация, классные руководители |
июнь 2008г. |
|
10. Кадровое обеспечение реализации воспитательной системы школы. |
администрация |
2008 г. |
|
II этап (практический) |
|||
1. Апробация новых форм и способов внутренней и внешней дифференциации обучения учащихся. |
администрация, педагоги |
сентябрь – декабрь 2008 – 2009г. |
|
2. Создание мониторинга развития личности. |
администрация, учителя |
2009 г. |
|
3. Обновление содержания образования и способов воспитательной деятельности по обеспечению развития личности школьника. |
администрация, педагоги |
2010 г. |
|
4. Опытно-педагогическая деятельность по моделированию и построению воспитательных систем классов. |
завучи, классные руководители |
2010 г. |
|
5. Ежегодное исследование эффективности воспитательной системы школы. |
психологи, классные руководители |
2009 – 2010 г. |
|
6. Работа психолого-педагогического семинара по проблемам инновационной деятельности школы. |
психологи, администрация |
2009 – 2010г. |
|
7. Подбор диагностических методик изучения личности учащихся, учёт интересов и возможностей учащихся при комплектовании разноуровневых классов. |
завучи, учителя |
2010 г. |
|
8. Организация и проведение “Дней открытых дверей” для родителей как выражение педагогического мастерства и знания. |
администрация, учителя, родители |
2008 – 2010 г. |
|
9. Проведение на базе школы районных праздников, семинаров, выставок, заседаний, конкурсов, МО предметников. |
администрация, учителя, учащиеся |
2008 – 2010 г. |
|
10. Обобщение педагогического опыта в построении воспитательных моделей классов. |
администрация, руководители МО |
2010 г. |
|
11. Обсуждение на педагогических советах проблем, связанных с обновлением содержания образования и воспитания учащихся. |
администрация, учителя, |
2008 – 2010 г. |
|
III этап (обобщающий) |
|||
1. Создание банка инновационных технологий воспитания и обучения школьников. |
администрация, учителя |
2010 – 2011г. |
|
2. Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов воспитательной системы школы. |
администрация, руководители МО, учителя |
2009 – 2011 г. |
|
3. Подготовка диагностико - аналитических материалов об итогах опытно - экпериментальной работы. |
администрация, учителя |
2011 г. |
|
4. Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития ОУ. |
администрация |
2011 г. |
V. Ожидаемый результат:
-
Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
-
Формирование стойкой патриотической позиции.
-
Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.
-
Воспитание потребности в духовном обогащении.
-
Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
-
Воспитание уважения к труду, человеку труда.
-
Формирование личности, ориентированную на профессии, прежде всего, необходимые на селе.
Оценка эффективности реализации Программы.
Результативность реализации Программы измеряется мерой готовности и стремлением граждан к выполнению своего гражданского долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым гражданами в обеспечение потребностей, нужд своего Отечества и соотечественников.
Основным критерием эффективности реализации Программы является уровень патриотизма, как одного из основных характеристик отдельной личности вне зависимости от занимаемого ими положения, социального статуса, национальной, религиозной и иной принадлежности.
Конечным результатом реализации Программы должна стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в школе, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и нравственного развития школьников.
VI. Формирование системы самоуправления школьников.
Смысл ученического самоуправления в нашей школе мы видим в обучении учеников основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью, коллективом.
Для реализации данного направления воспитательной работы мы считаем необходимым создание Совета школы, Совета старшеклассников.
Цели и задачи Совет старшеклассников:
-
Участие в управлении школой.
-
Деятельность по расширению прав и возможностей педагогов и учащихся, поощрение их инициативы. Защита прав.
-
Формирование и укрепление школьных традиций.
-
Совместное решение педагогами и учащимися наиболее значимых вопросов учебно-воспитательного процесса.
Принципы деятельности Совета старшеклассников:
-
Право на собственное мнение, на его ценность.
-
Конструктивность предложений, соблюдение принципов морали и нравственности.
-
Систематичность деятельности, ведение протоколов заседаний.
-
Интеграция в систему воспитательной работы школы.
Структура Совета Старшеклассников:
-
Председатель.
-
Совет руководителей секций (организационной, СМИ, Совета дела, образовательной, исторический, досуговой, организационной, дисциплины и порядка, политической).
Функции секций Совета старшеклассников:
-
связь с администрацией школы, педагогическим коллективом, классными коллективами, активами классов;
-
обсуждение проблем учебно-воспитательного процесса;
-
разработка и реализация программ, связанных с расширением пространства реализации педагогической и ученической инициативы;
-
создание и контроль деятельности службы по соблюдению санитарного состояния школы, разрешение ситуаций нарушения дисциплины учащимися школы;
-
организация КТД;
-
создание информационного пространства школы;
-
профориентационная деятельность;
-
ведение документации школьного музея, организация взаимодействия с бывшими работниками, выпускниками школы.