Цель:
- Дать общее представление о территории Сибири 17 в. (народности, их занятия, богатство Сибири);
- Познакомить с именами первооткрывателей и показать значение этих открытий для развития России;
- Выявить причины освоения Сибири;
- Развивать умения работать с картой, учебником, лентой времени;
- Умение соотносить названия стран, исторического деятеля и эпохи;
Формирование и развитие хронологических умений:
- развитие наблюдательности, логического мышления, внимания, речи, любознательности;
- воспитание чувства гордости за прошлое нашей страны, за своих земляков; воспитание интереса к прошлому своего народа.
Оборудование:
- Физическая карта,
- иллюстрации: чум, олени, нарты, собачьи упряжки;
- Название народностей: самоеды (селькупы, ненцы, чукчи, ханты, манси).
- Имена первооткрывателей: Хабаров Ерофей Павлович, Дежнёв Семён Иванович;
- кроссворд;
- Название страны и их даты;
- Слова: прииски, мягкая рухлядь, ясак, становища.
- Книга П.Бажова “Малахитовая шкатулка”.
- Повторение пройденного.
- Как называется наша страна?
- Всегда ли у неё было такое название?
Один ученик у доски расположит названия нашей страны в хронологическом порядке, соотнесёт даты и название страны.
Россия, РФ | конец XX в. |
РСФСР в составе СССР | с 1922 г. |
Советская Россия | начало ХХв. с 1917г. |
Россия. Российская империя | XVII - XIX в., нач.ХХ в. |
Московская Русь | XIII - XVI в. |
Древняя Русь | IX - XIII в. |
- Давайте вспомним имена нескольких исторических деятелей, определим в какую эпоху они жили и чем прославились, отметим некоторые на ленте времени
- С именем, какого известного человека связано Крещение Руси? (988г.кн.Вл. Кр. Солн.)
- Кто является создателем “Золотых Ворот и церви Святой Софии в г. Киеве”, основатель первой библиотеки. (Яр. Мудр. - мл. сын кн. Владимира, кн. “похвала книгам” Деят. Ярослава - книги Древней Руси)
ЭПОХА
О ком идёт речь:
- Его венчали на царство, возложили на голову венец-корону и провозгласили царём и великим князем всея Руси. (1547 - Моск. Русь, Иван Грозый)
- Как называется венец корона?
- Кому, где и за что установлен памятник. (К. Мин.)
- К чему он призывал? (к освобождению Москвы от поляк)
- С каким недавно принятым праздником связано это событие?(День народного единства)
- При каком царе наша страна стала называться империей, а царьимператором.(1721)
Кому адресовано это обращение:
“Сослужили мне службу добрую,
За Уралом богатые земли лежат,
Ты пройди ту землю, поймав хана Кучума,
а людей его под власть Руси приведи (к Ермаку Ив.Гр. “Легенда о покорении Сибири Ермаком)
Чьи слова.
- Кто такой хан Кучум? (сибирский хан)
- Где эти богатые земли за Уралом мы сегодня и узнаем. Иначе люди ещё говорили за “Каменным поясом”.
- Тема: Открытие земель за каменным поясом.
- Что бы вы хотели узнать на уроке по этой теме?
План:
- Что за земля располагается за Уралом.
- Чем она привлекала русских людей.
- Кто открыл эти земли (имена первооткрывателей).
- Какой вклад внесло открытие земель в развитие России.
- Где же Урал и почему его называли иначе Каменным поясом.
- Покажите его на карте (у доски)
- Протяжённость Уральских гор 2 000 км.
Жили люди по эту сторону гор и не знали, что находится за горами. Разные легенды ходили о жителях Сибири, условиях их жизни.
Давайте послушаем какой разговор состоялся в зимнюю стужу напостоялом дворе двух купцов, которых заинтересовала жизнь закаменным поясом.
Диалог:
- Слыхал ли ты, браток, что за горами живёт свирепый и жестокий народ,обитает он по берегам холодных морей, да в лес?
-Как же, слыхал, сам хотел попробовать счастья в тех
краях, да боюсь.
-Рассказывают, что людей живущих там называют самоедами.
Поймали, говорят, они какого-то купчику, где-то на Енисее, и живьём, сварив,
съели.
- Да и я слыхал одну историю. Отправились как-то 4 казака туда, да и не
вернулись, сгинули. Говорят, Хозяйка медной горы не пропустила их, и в пещеры их
заманила, там они и пропали. Видно не приглянулись они ей.
- Наверное, злыми людьми твои казаки были, потому что слыхивал я, чтодобрым-то людям она путь указывает, да малахитам и алмазамиодаривает.
- А как жизнь-то там возможна, ведь мороз-то там лютый стоит.
- Живут люди в чумах - временных тёплых жилищах - покрытых шкурамизверей зимой, а летом - берестой.
Долго ещё беседовали купцы, к их разговору присоединялись и другиеобитатели постоялого двора. Всем было интересно узнать о жизни в малоизведанной Сибири.
- Где же эта Сибирь, покажите на карте.
- Что вы узнали о людях, живущих в Сибири? Как их называют? Могло ли быть это правдой?
Вот какие записи оставил человек, который там побывал. Уч. с.57 - Прочитайте последний абз.
- Была ли необходимость жителей Сибири в самоедстве?
- Чем занимались? (разводили оленей, ловили рыбу, охотились)
- Для каких целей разводили оленей?
- Как называется повозка, в которую впрягают оленей (нарты). Были и собачьи упряжки.
Уживаются с нашим братом, русским, мирно, ежели их не обижать. И правда, трудно себе представить более мирный, безобидный и гостеприимный народ, чем самоеды. На местном языке это означало земля саамов, и людоедство тут было совершенно не при чём. Со временем прежнее название отпало, ушло в прошлое. Сегодня бывшие самоеды известны как селькупы, ненцы.
- Может, вы вспомните, и подскажите, какие народности ещё проживают в Сибири. (Ханты, манси, чукчи).
- Как назывались их жилища? (чум, юрта)
Обитают ненцы, ханты, манси, селькупы по берегам тёплых морей, да в пустынях.
- Где именно? (на берегу холодного моря, да в лесу, тундра, тайга)
- Что вы узнали о климате? (мороз лютый)
Особенно к северу суровый климат с продолжительными зимами, холодные вёсны, короткое лето с тучами гнуса, заболоченность; мягче климат к югу Сибири , где смешанные леса.
- О какой хозяйке Медной горы идёт речь? Чем одаривает она? О чём это говорит? Это реальный человек или вымышленный.
- В каком произведении встречается этот персонаж? (Уральские сказки П.Бажова. Из этих сказок можно узнать о некоторых богатствах Сибири)
Уральские самоцветы: малахит, алмаз, золото и др. драгоценные камни.
- Иногда легенды, байки о земле Сибирской складывались, придумывались самими людьми, там побывавшими с целью специального запугивания русских людей. Почему?
- Условия жизни в Сибири тяжёлые, климат суровый, сторона неизведанная, байки всякие ходят, но людей тянуло в Сибирь.
Может быть были ещё какие причины? (кроме драгоценных камней)
Физическая карта - Нефть, уголь.
Ответить на этот вопрос поможет вам физическая карта. (полезные ископаемые). А вот как об этом сообщают исторические источники: (зачитать учебник)
- увилич. спроса на мягк. р.;
- истощение пушных ресурсов;
- особ-ся от нищеты;
- жажда славы;
- избежать наказания (затеряться в бескрайних просторах);
- осмысленная и неосмысленная тяга к познанию неизвестного, страсть коткрытию новых земель и морских угодий.
И во все времена находились такие люди.
- Прочитайте вслух с. 55 II абзац. Объясните значение этих слов:
- ПРИИСКИ - места добычи золота, драг. камн.
- СТАНОВИЩА - охотничьи постройки в глубине леса, тропинки ведущие к ним, были незаметными.
В XVI веке территория от Уральских гор до долины реки Енисей - западная Сибирь была присоединена к России. Благодаря какому отважному казаку?
Физминутка.
Откройте карту на с.6 № 5 Рассмотрите условные обозначения.
- Каким цветом обозначена территория России в конце 17 века (зел.)
- Что обозначает розовый цвет? (территории вошедшие в состав России в 17 в.).
- Благодаря чему расширились границы России в 17 в.? (освоению земель)
- Назовите и покажите по карте, какие новые поселения появились в 17 в. Посмотрите, каким цветом напечатаны названия поселений.
Все эти поселения переросли в статус огромных мегаполисов, крупныхгородов, появилось много и других городов. И один из городов Сибири назван Хабаровском. Почему город так назван?Но бывая однажды на родине Деда Мороза в Великом Устюге, я ходила по улице имени Хабарова. Это что случайное совпадение? Или есть между этим какая-то связь?
- Может быть, на это прольёт свет рассказ Сергея.
“ Хабаров Ерофей Павлович выходец из крестьян поморов, родился около 1605-1607 г. под Великим Устюгом. В 1632 году прибыл на реку Лену и в 1639г. ходил по её притокам, промышляя соболями. Во время скитаний собирал сведения о Лене и её притоках, о живущих здесь народах, о полезных ископаемых края. Он стал первооткрывателем соляных источников и обнаружил там “угожие” земли под пашню. Построил первую в Сибири соляную варницу, наладил продажу соли и завёл лошадей для перевозки грузов в Якутск, занимался хлебопашеством, построил мельницу”.
- Почему улица в г. Великий Устюг названа именем Хабарова?
- За какие заслуги назвали его именем город в Сибири?
- Откройте карту с. 5. Найдите реку Лену, г. Хабаровск. На какой реке стоит город Хабаровск? (Амур)
- А почему не на реке Лене, Ведь он изучал земли вдоль этой реки.
- Прочитайте статью в учебнике на с.656 и найдите ответ.
- Какие ещё дополнительные сведения мы получили из статьи?
А памятник этому человеку установлен в городе Хабаровске.
Перечислите в чём состоят основные заслуги в открытии Сибирских земель:
- чертёж реки Амур;
- изучал земли вдоль реки Лены;
- соляные источники;
- пахотные земли.
- Неменьший вклад в освоении Сибири внёс и другой землепроходец.С. 7 карта № 8 Самостоятельно прочитайте все географические названия наэтой карте. Прочитайте вслух все водные объекты.
- А теперь те, которые находятся на суше.
Обсудите в паре вопрос: Могут ли какие-нибудь из географических объектов названы в честь первооткрывателей?
Кто пришёл в паре к единому мнению, поднимите руку. К какому мнению вы пришли? (мыс Дежнёва, Берингов пролив)
Мыс Дежнёва назван в честь первооткрывателя Семёна Ивановича Дежнёва, памятник-бюст, которому установлен 1972г. в г. Великий Устюг.
Как вы думаете, почему? (уроженец Великого Устюга)
Какое чувство вы испытали, узнав, что ещё один землепроходец является нашим земляком?
В г. Великий Устюг есть так же ул. С.Дежнёва. За какие же заслуги увековечили память этого человека, хотите узнать, слушайте.
“Отряд Дежнёва в 1648 г. обогнул морем крайнюю северо-восточную точку Евразии и доказали существование прохода (Берингова пролива) из Северного Ледовитого океана в Тихий, открыв тем самым более короткий путь для торговой связи европейских купцов со странами Азии и Востока, особенно Китая и Индии”.
- Но почему же пролив носит название Берингов?
Заинтересовались отчётом С.Дежнёва о землях Сибири уже только в 18в., спустя 80 лет, когда пролив уже носил название Берингов, хотя путешественник Беринг уже только подтвердил существование прохода из Северного ледовитого океана в Тихий и открыл его Дежнёв. В 17 в. царя больше интересовали, чтобы Дежнёв благополучно доставил соболиные меха в Москву, а не открытия его.
- От куда он начал свой путь, покажите.
- Лёгок ли был их путь?
Домашнее зад. Вы прочитаете дома и пройдёте его путь используя карту с.57 и кон. кар.узнайте, в честь какого ещё землепроходца названа ул. В Великом Устюге.
Рефлексия.
- Прочитайте план, и скажите на все ли вопросы мы с вами ответили.
- Назовите народности, которые живут в Сибири;
- Назовите две основные причины, которые побуждали людей “пускаться во все тяжбы” в Сибири?
- Какие открытия совершил Хабаров?
- Кто открыл самую восточную точку Евразии?
- Какой пролив впервые был открыт Дежнёвым?
- Какой вклад в развитии России внесло открытие земель.
Чем вам запомнился сегодняшний урок?