Урок по окружающему миру в 4-м классе (по Н.Ф. Виноградовой) "Открытие земель за каменным поясом"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Дать общее представление о территории Сибири 17 в. (народности, их занятия, богатство Сибири);
  • Познакомить с именами первооткрывателей и показать значение этих открытий для развития России;
  • Выявить причины освоения Сибири;
  • Развивать умения работать с картой, учебником, лентой времени;
  • Умение соотносить названия стран, исторического деятеля и эпохи;

Формирование и развитие хронологических умений:

  • развитие наблюдательности, логического мышления, внимания, речи, любознательности;
  • воспитание чувства гордости за прошлое нашей страны, за своих земляков; воспитание интереса к прошлому своего народа.

Оборудование:

  • Физическая карта,
  • иллюстрации: чум, олени, нарты, собачьи упряжки;
  • Название народностей: самоеды (селькупы, ненцы, чукчи, ханты, манси).
  • Имена первооткрывателей: Хабаров Ерофей Павлович, Дежнёв Семён Иванович;
  • кроссворд;
  • Название страны и их даты;
  • Слова: прииски, мягкая рухлядь, ясак, становища.
  • Книга П.Бажова “Малахитовая шкатулка”.
  1. Повторение пройденного.

- Как называется наша страна?
- Всегда ли у неё было такое название?

Один ученик у доски расположит названия нашей страны в хронологическом порядке, соотнесёт даты и название страны.

Россия, РФ конец XX в.
РСФСР в составе СССР с 1922 г.
Советская Россия начало ХХв. с 1917г.
Россия. Российская империя XVII - XIX в., нач.ХХ в.
Московская Русь XIII - XVI в.
Древняя Русь IX - XIII в.

- Давайте вспомним имена нескольких исторических деятелей, определим в какую эпоху они жили и чем прославились, отметим некоторые на ленте времени

  • С именем, какого известного человека связано Крещение Руси? (988г.кн.Вл. Кр. Солн.)
  • Кто является создателем “Золотых Ворот и церви Святой Софии в г. Киеве”, основатель первой библиотеки. (Яр. Мудр. - мл. сын кн. Владимира, кн. “похвала книгам” Деят. Ярослава - книги Древней Руси)

ЭПОХА

О ком идёт речь:

  • Его венчали на царство, возложили на голову венец-корону и провозгласили царём и великим князем всея Руси. (1547 - Моск. Русь, Иван Грозый)
  • Как называется венец корона?
  • Кому, где и за что установлен памятник. (К. Мин.)
  • К чему он призывал? (к освобождению Москвы от поляк)
  • С каким недавно принятым праздником связано это событие?(День народного единства)
  • При каком царе наша страна стала называться империей, а царьимператором.(1721)

Кому адресовано это обращение:

“Сослужили мне службу добрую,
За Уралом богатые земли лежат,
Ты пройди ту землю, поймав хана Кучума,
а людей его под власть Руси приведи (к Ермаку Ив.Гр. “Легенда о покорении Сибири Ермаком)

Чьи слова.

  • Кто такой хан Кучум? (сибирский хан)

- Где эти богатые земли за Уралом мы сегодня и узнаем. Иначе люди ещё говорили за “Каменным поясом”.

  1. Тема: Открытие земель за каменным поясом.

- Что бы вы хотели узнать на уроке по этой теме?

План:

  1. Что за земля располагается за Уралом.
  2. Чем она привлекала русских людей.
  3. Кто открыл эти земли (имена первооткрывателей).
  4. Какой вклад внесло открытие земель в развитие России.
  • Где же Урал и почему его называли иначе Каменным поясом.
  • Покажите его на карте (у доски)
  • Протяжённость Уральских гор 2 000 км.

Жили люди по эту сторону гор и не знали, что находится за горами. Разные легенды ходили о жителях Сибири, условиях их жизни.

Давайте послушаем какой разговор состоялся в зимнюю стужу напостоялом дворе двух купцов, которых заинтересовала жизнь закаменным поясом.

Диалог:

- Слыхал ли ты, браток, что за горами живёт свирепый и жестокий народ,обитает он по берегам холодных морей, да в лес?
-Как же, слыхал, сам хотел попробовать счастья в тех краях, да боюсь.
-Рассказывают, что людей живущих там называют самоедами. Поймали, говорят, они какого-то купчику, где-то на Енисее, и живьём, сварив, съели.
- Да и я слыхал одну историю. Отправились как-то 4 казака туда, да и не вернулись, сгинули. Говорят, Хозяйка медной горы не пропустила их, и в пещеры их заманила, там они и пропали. Видно не приглянулись они ей.
- Наверное, злыми людьми твои казаки были, потому что слыхивал я, чтодобрым-то людям она путь указывает, да малахитам и алмазамиодаривает.
- А как жизнь-то там возможна, ведь мороз-то там лютый стоит.
- Живут люди в чумах - временных тёплых жилищах - покрытых шкурамизверей зимой, а летом - берестой.

Долго ещё беседовали купцы, к их разговору присоединялись и другиеобитатели постоялого двора. Всем было интересно узнать о жизни в малоизведанной Сибири.

  • Где же эта Сибирь, покажите на карте.
  • Что вы узнали о людях, живущих в Сибири? Как их называют? Могло ли быть это правдой?

Вот какие записи оставил человек, который там побывал. Уч. с.57 - Прочитайте последний абз.

  • Была ли необходимость жителей Сибири в самоедстве?
  • Чем занимались? (разводили оленей, ловили рыбу, охотились)
  • Для каких целей разводили оленей?
  • Как называется повозка, в которую впрягают оленей (нарты). Были и собачьи упряжки.

Уживаются с нашим братом, русским, мирно, ежели их не обижать. И правда, трудно себе представить более мирный, безобидный и гостеприимный народ, чем самоеды. На местном языке это означало земля саамов, и людоедство тут было совершенно не при чём. Со временем прежнее название отпало, ушло в прошлое. Сегодня бывшие самоеды известны как селькупы, ненцы.

  • Может, вы вспомните, и подскажите, какие народности ещё проживают в Сибири. (Ханты, манси, чукчи).
  • Как назывались их жилища? (чум, юрта)

Обитают ненцы, ханты, манси, селькупы по берегам тёплых морей, да в пустынях.

  • Где именно? (на берегу холодного моря, да в лесу, тундра, тайга)
  • Что вы узнали о климате? (мороз лютый)

Особенно к северу суровый климат с продолжительными зимами, холодные вёсны, короткое лето с тучами гнуса, заболоченность; мягче климат к югу Сибири , где смешанные леса.

  • О какой хозяйке Медной горы идёт речь? Чем одаривает она? О чём это говорит? Это реальный человек или вымышленный.
  • В каком произведении встречается этот персонаж? (Уральские сказки П.Бажова. Из этих сказок можно узнать о некоторых богатствах Сибири)

Уральские самоцветы: малахит, алмаз, золото и др. драгоценные камни.

  • Иногда легенды, байки о земле Сибирской складывались, придумывались самими людьми, там побывавшими с целью специального запугивания русских людей. Почему?

- Условия жизни в Сибири тяжёлые, климат суровый, сторона неизведанная, байки всякие ходят, но людей тянуло в Сибирь.

Может быть были ещё какие причины? (кроме драгоценных камней)

Физическая карта - Нефть, уголь.

Ответить на этот вопрос поможет вам физическая карта. (полезные ископаемые). А вот как об этом сообщают исторические источники: (зачитать учебник)

  1. увилич. спроса на мягк. р.;
  2. истощение пушных ресурсов;
  3. особ-ся от нищеты;
  4. жажда славы;
  5. избежать наказания (затеряться в бескрайних просторах);
  6. осмысленная и неосмысленная тяга к познанию неизвестного, страсть коткрытию новых земель и морских угодий.

И во все времена находились такие люди.

- Прочитайте вслух с. 55 II абзац. Объясните значение этих слов:

  • ПРИИСКИ - места добычи золота, драг. камн.
  • СТАНОВИЩА - охотничьи постройки в глубине леса, тропинки ведущие к ним, были незаметными.

В XVI веке территория от Уральских гор до долины реки Енисей - западная Сибирь была присоединена к России. Благодаря какому отважному казаку?

Физминутка.

Откройте карту на с.6 № 5 Рассмотрите условные обозначения.

  • Каким цветом обозначена территория России в конце 17 века (зел.)
  • Что обозначает розовый цвет? (территории вошедшие в состав России в 17 в.).
  • Благодаря чему расширились границы России в 17 в.? (освоению земель)
  • Назовите и покажите по карте, какие новые поселения появились в 17 в. Посмотрите, каким цветом напечатаны названия поселений.

Все эти поселения переросли в статус огромных мегаполисов, крупныхгородов, появилось много и других городов. И один из городов Сибири назван Хабаровском. Почему город так назван?Но бывая однажды на родине Деда Мороза в Великом Устюге, я ходила по улице имени Хабарова. Это что случайное совпадение? Или есть между этим какая-то связь?

- Может быть, на это прольёт свет рассказ Сергея.

“ Хабаров Ерофей Павлович выходец из крестьян поморов, родился около 1605-1607 г. под Великим Устюгом. В 1632 году прибыл на реку Лену и в 1639г. ходил по её притокам, промышляя соболями. Во время скитаний собирал сведения о Лене и её притоках, о живущих здесь народах, о полезных ископаемых края. Он стал первооткрывателем соляных источников и обнаружил там “угожие” земли под пашню. Построил первую в Сибири соляную варницу, наладил продажу соли и завёл лошадей для перевозки грузов в Якутск, занимался хлебопашеством, построил мельницу”.

  • Почему улица в г. Великий Устюг названа именем Хабарова?
  • За какие заслуги назвали его именем город в Сибири?
  • Откройте карту с. 5. Найдите реку Лену, г. Хабаровск. На какой реке стоит город Хабаровск? (Амур)
  • А почему не на реке Лене, Ведь он изучал земли вдоль этой реки.
  • Прочитайте статью в учебнике на с.656 и найдите ответ.
  • Какие ещё дополнительные сведения мы получили из статьи?

А памятник этому человеку установлен в городе Хабаровске.

Перечислите в чём состоят основные заслуги в открытии Сибирских земель:

  • чертёж реки Амур;
  • изучал земли вдоль реки Лены;
  • соляные источники;
  • пахотные земли.

- Неменьший вклад в освоении Сибири внёс и другой землепроходец.С. 7 карта № 8 Самостоятельно прочитайте все географические названия наэтой карте. Прочитайте вслух все водные объекты.

- А теперь те, которые находятся на суше.

Обсудите в паре вопрос: Могут ли какие-нибудь из географических объектов названы в честь первооткрывателей?

Кто пришёл в паре к единому мнению, поднимите руку. К какому мнению вы пришли? (мыс Дежнёва, Берингов пролив)

Мыс Дежнёва назван в честь первооткрывателя Семёна Ивановича Дежнёва, памятник-бюст, которому установлен 1972г. в г. Великий Устюг.

Как вы думаете, почему? (уроженец Великого Устюга)

Какое чувство вы испытали, узнав, что ещё один землепроходец является нашим земляком?

В г. Великий Устюг есть так же ул. С.Дежнёва. За какие же заслуги увековечили память этого человека, хотите узнать, слушайте.

“Отряд Дежнёва в 1648 г. обогнул морем крайнюю северо-восточную точку Евразии и доказали существование прохода (Берингова пролива) из Северного Ледовитого океана в Тихий, открыв тем самым более короткий путь для торговой связи европейских купцов со странами Азии и Востока, особенно Китая и Индии”.

- Но почему же пролив носит название Берингов?

Заинтересовались отчётом С.Дежнёва о землях Сибири уже только в 18в., спустя 80 лет, когда пролив уже носил название Берингов, хотя путешественник Беринг уже только подтвердил существование прохода из Северного ледовитого океана в Тихий и открыл его Дежнёв. В 17 в. царя больше интересовали, чтобы Дежнёв благополучно доставил соболиные меха в Москву, а не открытия его.

  • От куда он начал свой путь, покажите.
  • Лёгок ли был их путь?

Домашнее зад.  Вы прочитаете дома и пройдёте его путь используя карту с.57 и кон. кар.узнайте, в честь какого ещё землепроходца названа ул. В Великом Устюге.

Рефлексия.

  • Прочитайте план, и скажите на все ли вопросы мы с вами ответили.
  • Назовите народности, которые живут в Сибири;
  • Назовите две основные причины, которые побуждали людей “пускаться во все тяжбы” в Сибири?
  • Какие открытия совершил Хабаров?
  • Кто открыл самую восточную точку Евразии?
  • Какой пролив впервые был открыт Дежнёвым?
  • Какой вклад в развитии России внесло открытие земель.

Чем вам запомнился сегодняшний урок?