Цель:
- ввести понятие графики, познакомить учащихся с растровой и векторной графикой, рассмотреть растровые и векторные графические редакторы;
- развитие мышления, речи, общее развитие; воспитание активности, самостоятельности, внимательности, взаимопонимания.
Оборудование: компьютер, картинки, рисунки, чертежи, таблицы, тесты с бланками ответов, ключевые слова.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Начиная с этого урока, мы начинаем изучение нового огромного раздела информатики – “Технология обработки графической информации”. Вы, наверное, заметили, что теперь мы будем изучать не просто информацию, а “графическую информацию”, т.е. появилась новое слово “графическая”, “графика”. Как вы думаете, что такое “графика”?
“Графика” - это более широкое понятие. Это – представление каких – либо реальных или воображаемых объектов, воспринимаемое зрением.
Пишет ли художник пейзаж, чертит ли конструктор чертеж, рисует ли малыш на асфальте, - все это процессы создания графики.
Особое место в работе с изображениями занимает компьютерная графика, т.е. графика, которая обрабатывается и отображается средствами вычислительной техники.
Все компьютерные изображения делятся на 2 типа: растровые и векторные. И сегодня мы должны с вами понять принципы построения этих изображений, чем они отличаются друг от друга, в чем их достоинства и недостатки; познакомиться с различными графическими редакторами. А уже на последующих уроках мы будем учиться рисовать и работать в графических редакторах. Итак, тема урока сегодня “Растровая и векторная графика. Растровые и векторные редакторы”.
- Объяснение нового материала.
- Как я уже сказала, все компьютерные изображения делятся на растровые и векторные. Послушаем выступления учащихся о данных изображениях.
(По ходу выступлений ученики вывешивают на доске ключевые слова докладов.)
Учитель демонстрирует на компьютере растровое изображение, увеличивает изображение – появляется ступенчатый эффект, уменьшает изображение – теряется четкость; затем демонстрирует векторный рисунок, проделывает аналогичные процедуры – рисунок остается четким.
- Итак, как строится изображение в растровой графике? векторной графике? Чем отличаются эти изображения?
- Молодцы!
- Мы только что узнали, что все компьютерные изображения могут быть растровые или векторные. Для их обработки на компьютере используется специальные программы – графические редакторы. И, так как у нас существует 2 типа графических изображений, то и графические редакторы можно разделить на 2 категории: растровые и векторные.
- Как вы думаете, что могут выполнять растровые редакторы? (Они повышают качество старых фотографий, удаляют мелкие дефекты изображений, преобразуют чёрно-белое изображение в цветное, обрабатывают цифровые фотографии).
- Когда, по вашему мнению, используют векторный редактор? (Его используют для создания рисунков, схем, чертежей. Изображение при этом можно легко редактировать: перемещать, изменять размеры, цвет, прозрачность.)
- Домашнее задание:
Прочитать п. 2.1 и п.2.2, стр. 63-71, уметь отвечать на вопросы к п.п. + придумать рекламу графического изображения (растрового или векторного).
- Закрепление материала.
- Записываем число, тему урока. Поработаем с учебником: открываем стр. 63-71.
- Заполнить таблицу:
Изображение | Особенности | Достоинства и недостатки |
Растровое | Формируется из… | |
Векторное |
- Выписать определение:
Графический редактор – это…
(Через 7-10 мин. проверяем выполнение задания. “Заполняем” таблицу ключевыми словами).
- Молодцы!
- Подведение итогов.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что вы можете сказать о растровом изображении? О векторном изображении?
- Какая программа называется графическим редактором?
- Какие виды графических редакторов вам известны?
- Сейчас с помощью тестирования проверим, как вы поняли тему и разобрались с новым материалом.
(Детям раздаются тесты и 2 бланка ответов).
- Ответьте на вопросы теста и заполните 2 бланка ответов. Один бланк ответов потом сдадите учителю.
ТЕСТ
- Растровое графическое изображение формируется из
- линий
- пикселей
- графических примитивов
- Векторное графическое изображение формируется из
- красок
- пикселей
- графических примитивов
- Какой тип графического изображения вы будете использовать для разработки эмблемы организации, учитывая, что она должна будет печататься на малых визитных карточках и больших плакатах?
- растровое изображение
- векторное изображение
- Какой тип графического изображения вы будете использовать при редактировании цифровой фотографии?
- растровое изображение
- векторное изображение
- Какое изображение не теряет качества при увеличении или уменьшении?
- растровое изображение
- векторное изображение
Бланк ответов
Фамилия, имя ученика ________________________________________________ | |||
№ ответа | |||
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
Ключ к тесту (взаимопроверка):
№ ответа | |||
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
- Выставление оценок.
- Кто не допустил ни одной ошибки?
- Кто ошибся один раз?
- Поставьте себе оценки: за верно выполненные 5 заданий - “5”, за 4 задания - “4”. Оценку “3” я пока не ставлю.
- Кто получил “5”? “4”?
Оценки за урок:…
Запасные ходы:
- Если останется время - подробнее остановиться на домашнем задании.
- Придумать рекламу растровому редактору (I в.) и векторному редактору (II в.).
- Просмотр рисунков, выполненных учениками школы.