Развитие учебно-исследовательских умений на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Для достижения цели максимального развития ребенка необходимо строить урок в виде поиска нового знания, то есть проводить исследование. На таких уроках под руководством учителя дети реализуют этапы научного исследования: выявление проблемы, выдвижение гипотез, изучение информации и др. Сходны и методы исследования: наблюдение, сравнение и проч. Процесс развития учебно-исследовательских умений должен быть соразмерен возрасту исследователей. Важно учитывать, что исследование детей направлено не на добывание какого-то научно значимого результата, а на развитие способностей, умений, мышления.

Например, урок окружающего мира во 2 классе по программе “Школа 2100”.

Цель:

  1. Обратить внимание учеников на регулярность (закономерность) движения небесных тел (Солнца и Луны) относительно Земли.
  2. Формировать навыки исследовательской деятельности.
  3. Развивать логическое мышление, наблюдательность, воображение.
  4. Воспитывать любовь к природе, уважительное отношение друг к другу.

Ход урока

1. Организационный момент.

Формулирование темы урока, постановка проблемы.

Отгадайте загадки:

Стучит, бренчит, вертится,
Никого не боится.
Считает весь свой век,
А все не человек. (Часы)

Прижались пичужки тесненько друг к дружке.
Что сутки – из стаи одна улетает. (Календарь)

Под стеклом сижу,
Во все стороны гляжу.
В лес со мною заберешься –
С пути не собьешься. (Компас)

Представьте, что вы оказались на необитаемом острове. Сможете ли вы определить время без часов, время года, месяц без календаря, направление движения без компаса? Как?

2. Актуализация знаний.

Кто сформулирует тему урока?

Что вы уже знаете по теме урока?

(Существуют природные часы, календарь и компас; зачем нужен компас; можно ориентироваться по тени, по звездам.)

Что хотели бы еще узнать по этой теме?

(Как пользоваться природными часами? Как выглядят природные часы? Что такое природный календарь? Как пользоваться компасом?)

3. Совместное “открытие” знаний.

Как вы представляете природные часы?

Посмотрите опыт, заметьте, что меняется и подумайте, чем это могло быть полезно людям?

(Для проведения опыта необходима лампа, прочно закрепленная на ровной поверхности палка. Детям нужно объяснить, что лампа в этом опыте заменяет нам солнце. Менять положение лампы над палкой и следить, как меняется тень от нее.)

Что заметили? Как использовали эти наблюдения люди?

(Солнце в течение дня перемещается по небу, и люди воспользовались этим. Выше всего солнце поднимается над поверхностью земли в полдень, тени в это время самые короткие.)

Физкультурная минутка.

Людям нужно было знать не только время суток, но и определить день месяца. Что им в этом помогало?

Посмотрите еще один опыт и подумайте, какую пользу извлекли люди из этих наблюдений.

(Для опыта нужны лампа, мяч, один ученик. Объяснить детям, что лампа – это Солнце, мяч – Луна, а ученик – Земля. Показать, как меняется облик луны, почему это происходит.)

Как эти знания использовали люди?

4. Первичное закрепление.

Чтение текста на стр.9 – 10.

Что могли бы добавить к сказанному нами?

(Как изготовить солнечные часы?)

Выполним задания: стр.9 №1, стр.10 №2

5. Итог урока.

  1. На все ли поставленные вопросы ответили?
  2. Какой вопрос предстоит рассмотреть на следующем уроке?
  3. Что еще хотели бы узнать на следующем уроке?

Закончите фразы: “На уроке я понял…”, “На уроке я узнал…”.