Современные изменения в образовании диктуют руководителям методических служб на всех уровнях довольно жёсткие условия по организации специального обучения педагогов. В данной статье показано, как решается проблема повышения квалификации кадрового ресурса в МОУ «Центр образования» г. Певека Чаунского района Чукотского автономного округа.
Внутришкольное обучение педагогов строится на следующих основных принципах:
- тесная взаимосвязь с решением образовательных задач;
- индивидуализация;
- тщательная методическая разработка планов и мероприятий повышения квалификации;
- применение интерактивных методов;
- контроль эффективности курсовой подготовки педагогов.
Организация методической работы по повышению квалификации в Центре образования строится на проблемно-диагностической основе; коллективном и индивидуальном планировании; создании методической службы; управлении методической работой.
Если анализировать кадровый ресурс, то можно выделить два основных параметра: образование и квалификационную категорию.
Как видно из диаграмм, преобладающее большинство педагогов имеют высшее образование и достаточно высокий профессиональный уровень.
Анализ повышения квалификации за последние 5 лет показывает, что все 100% педагогов участвовали в различных формах и на разных уровнях.
Условные обозначения: ОУ – образовательное учреждение, УМЦ – учебно-методический центр (при Управлении образования), ЧИРО и ПК – Чукотский институт развития образования и повышения квалификации, ЦРС – центральные районы страны, Доп. обр. – дополнительное профессиональное образование (второе образование).
Способствует повышению квалификации достаточно богатая материально-техническая база Центра образования:
- оборудованные компьютерами, принтерами, ксероксами, сканерами административно-учебная часть, методический кабинет, кабинеты педагога-психолога, социального педагога;
- учебные кабинеты, в том числе специализированные, с рабочими местами учителя;
- мастерские, спортивный, тренажёрный, хореографический залы;
- современная библиотека, оснащённая компьютерами;
- компьютеры – 60 (на 500 учащихся);
- мультимедийные проекторы – 11;
- медиатека;
- технические средства обучения, в том числе интерактивная доска.
Методическая служба в Центре образования сформирована, модель достаточно эффективная, работа носит системный характер. Педагоги ежегодно участвуют в мероприятиях разного уровня. Некоторые наиболее значимые достижения представлены ниже. Это конкурсы, форумы, конференции, публикации:
- Лучшая школа Чукотки (2004 год).
- Грант 1 млн рублей (ПНП «Образование», 2006 год).
- Победители, лауреаты, участники международных, Всероссийских конкурсов (15/26 человек, 2004-2008 годы).
- Победитель окружного конкурса «Путь к успеху» (1 человек, 2005 год).
- Победители и лауреаты окружного конкурса «Учитель года» (3 человека, 2002-2004 годы).
- Участники конкурса «Лучший учитель» - 10 человек; имеют региональный грант – 8 человек (ПНП «Образование», 2007-2008 годы).
- Активное участие в районных и окружных форумах, педагогических марафонах, конференциях, конкурсах (54% педагогов).
- Публикации: Издательский дом «Первое сентября» (Фестиваль педагогических идей – 8 человек, 2007-2008 годы); сборники тезисов «Толерантность. Профессионализм. Результат» (5 человек - 2006 год), «Приоритетные направления модернизации образования Чукотского автономного округа» (6 человек - 2007 год); газета «Повод», издаваемая ЧИРО и ПК, - 9 человек.
- Высокий показатель квалификационной категории педагогов (82%).
- Члены муниципальных экспертных и экзаменационных комиссий (30%).
Итак, анализ ресурсов показывает, что в Центре образования работает высокопрофессиональный, высококвалифицированный, творческий коллектив, владеющий современными педагогическими технологиями.
Но в быстро меняющемся современном мире невозможно обойтись без информационных технологий. Владение персональным компьютером на уровне продвинутого пользователя, уверенность при выходе в информационное пространство Интернета, умение работать в локальной сети – минимальные требования к учителю сегодня. Поэтому наш коллектив разработал и утвердил программу «Информатизация образовательного пространства МОУ «Центр образования» со сроком реализации 2007-2010 годы.
Для успешной реализации данной программы разработано методическое сопровождение, определены тема, цели и задачи методической работы.
Цели методической работы:
- Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов Центра образования, их экспериментальной и проектно-исследовательской деятельности, информационной культуры.
- Усиление дифференциации и индивидуализации образования через совершенствование традиционных и развитие новых педагогических технологий, в том числе информационных.
Задачи:
- Организовать работу педагогов в творческих группах.
- Стимулировать самообразование и творческий поиск педагогов.
- Организовать работу семинаров-практикумов, курсов по овладению педагогами информационных технологий.
Методическую работу обеспечивает нормативно-правовое обеспечение.
1. Положения:
- О педагогическом совете.
- О методическом совете.
- О методическом объединении.
- О работе творческих групп.
- О работе социально-психологической службы.
- О работе образовательного сайта.
2. Должностные инструкции.
3. Программы и планы:
- Программа развития МОУ «Центр образования».
- «Информатизация образовательного пространства МОУ «Центр образования».
- Образовательные программы.
- Перспективный план работы Центра образования.
- Ежегодные планы работы структурных звеньев.
- План-проспект прохождения курсовой подготовки на 5 лет.
- План-график прохождения аттестации.
- Тематика самообразования педагогов.
4. Приказы, регламентирующие методическую деятельность.
Структура методической службы Центра образования традиционная. Данная модель функциональная, структура легко варьируется в зависимости от изменения педагогического состава и целей работы, современных требований, прослеживается взаимосвязь звеньев. (Приложение №1).
Технологии обучения используются самые разнообразные.
- Технология методолого-ориентированного обучения: методологические педагогические советы, семинары.
- Технология компенсаторно-развивающего обучения: тренинги.
- Технология опережающе-моделирующего обучения: программа развития, комплексные и образовательные программы; проекты; работа с портфолио.
- Технология социально-теравпетическая (нивелирование возрастных и профессиональных деформаций педагога): экспресс-диагностика.
- Технология креативно-личностного обучения: тренинг публичных выступлений; работа в творческих группах; тренинг партнёрского общения, в том числе «мозговой штурм».
- Профилактическая технология (коррекция профессиональной деформации и психологическая стабилизация в кризисный период): экспертные консультации (индивидуально).
Формы повышения квалификации, которые используются в Центре образования, условно можно разделить на группы.
Коллективные формы профессионального взаимодействия:
- методическая декада;
- создание картотеки находок, приёмов на уроке, во внеклассной работе по предмету и воспитательной работе – информационно-педагогический модуль;
- проведение семинаров;
- обзоры и аннотирование различных педагогических изданий;
- книжно-журнальные выставки;
- знакомство коллег с наиболее интересными материалами;
- творческие отчёты педагогов;
- совместная разработка программ, планов;
- малый педсовет;
- совещание при директоре;
- педагогический консилиум;
- педагогический совет.
Взаимная педагогическая деятельность:
- группа взаимодействия;
- малая группа, объединённая единой темой и интересом;
- психолого-педагогическая ситуация;
- предметные и межпредметные методические объединения;
- методический совет школы.
Индивидуальные формы:
- индивидуальное консультирование педагогов;
- самообразование.
Хотелось бы на конкретном примере показать, как идёт организация методической работы по повышению квалификации при подготовке к педагогическому совету.
1. Выбор проблемы, темы педагогического совета (на основе анализа): «Информатизация образовательного пространства как условие повышения качества образования».
2. Создание творческих групп педагогов.
3. Разработка программы подготовки к педагогическому совету:
- Семинар-практикум «Мониторинг знаний и умений учащихся на уроках русского языка и математики на основе компьютерных технологий».
- Семинар-тренинг «Поиск информации в сети Интернет».
- Школьная научно-исследовательская конференция «Отражение» (публичная защита проектов учащихся с применением компьютерных технологий).
- Методическая декада открытых уроков «Эффективность использования современных информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности».
- Диагностика педагогов, учащихся, их родителей.
- Сбор информации и подготовка аналитических материалов по теме педсовета.
4. Проведение педагогического совета (с проведением мастер-класса учителем информатики «Использование интерактивной доски на уроках»).
5. Рефлексия.
6. Работа по реализации принятых решений.
Для вовлечения в процесс обучения всех сотрудников разработана система стимулирования:
- Моральное: поощрение, благодарность, представление к наградам.
- Материальное: премирование, доплаты.
- Морально-материальные: рекомендации к повышению категории, к участию в профессиональных конкурсах.
Прогнозируемые результаты по окончании реализации методической темы:
- высокая информационная культура каждого педагога;
- активное использование компьютерных и информационных технологий всеми педагогами;
- создание индивидуальных траекторий развития обучающихся;
- внедрение дистанционного обучения;
- создание банка методических материалов.
Итак, в данной статье представлена реально действующая модель повышения квалификации кадрового ресурса на уровне школы. Она апробирована, даёт положительные результаты, современна. Для нашего коллектива, на взгляд администрации, методсовета, оптимальна.