Цель:
- Закрепить знания и навыки решения квадратных уравнений различными способами:
- выделением квадрата двучлена;
- по формуле корней;
- с помощью теоремы Виета.
- Обратить внимание на решение квадратных уравнений, в которых сумма коэффициентов равна нулю.
- Развивать самостоятельность, логическое мышление, интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
Задания проецируются на экран. (см. Приложение)
- Какое уравнение называется квадратным?
- Какое уравнение называется приведенным квадратным?
- Какие уравнения называются неполными квадратными уравнениями?
- Что называют дискриминантом квадратного уравнения?
- Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
- Уравнения записаны по какому – то признаку. Какое уравнение в каждой группе является лишним?
|
|
|
- Найдите сумму и произведение корней квадратных уравнений.
x1 + х2, х1 * х2
а) х2 – 9х + 20 = 0
б) х2 – 210х = 0
в) у2 – 19 = 0
г) 2х2 – 9х – 10 = 0
д) 5у2 + 12у + 7 = 0
Для уравнений а) и б) найти подбором корни.
- Верно ли выделен квадрат двучлена в каждом случае:
х2 + 8х – 10 = (х + 4)2 + 16 – 10 = (х + 4)2 + 6
х2 – 7х + 3 = (х – 3,5)2 – 12,25 – 3 = (х – 3,5)2 – 15,25
х2 – 2х = (х – 2)2 + 4?
III. Индивидуальная работа по карточкам (во время устного счета 3 человека выполняют индивидуальное задание).
1 уровень: | а) х2 + 2х = 0, | б) 3х2 – 12 = 0, | в) х2 – 4х + 3 = 0. | |||
2 уровень: | а) 9х2 – 4 = 0, | б) 2х2 = 3х, | в)2х2 – 5х + 2 = 0. | |||
3 уровень: | а) 3 – 0,4х2 = 0, |
IV. Решение квадратных уравнений различными способами.
Ученики работают в тетрадях, каждый выполняет задание того уровня, который он выбрал. Учитель одновременно вызывает к доске по 3 ученика, выбравших задания разного уровня, и они выполняют их на доске. Учитель просматривает решения, задает вопросы, обращаясь к группе, представитель которой работает у доски, выставляет отвечающему ученику оценку.
1. Решите квадратные уравнения:
1 уровень: | а) х2 – 7х = 0, | б) 4х2 – 64 = 0. | ||
2 уровень: | а) 3х2 + 6х = 8х2 – 15х, | б) 17х2 – 5х = 14х2 – 5х + 27. | ||
3 уровень: | б) (х – 7)(х + 3) + (х – 1)(х + 5) = 102. |
2. Решите уравнения методом выделения квадрата двучлена:
1 уровень: х2 + 2х – 3 = 0
2 уровень: 4х2 – 8х + 3 = 0
3 уровень: х2 + 5х – 14 = 0
3. Решите уравнения по формуле:
1 уровень: 7х2 – х – 8 = 0
2 уровень: х2 + 2х – 4 = 0
3 уровень: 2х·(х + 2) = 8х + 3
4. Найдите подбором корни уравнений:
1 уровень: х2 – 3х + 2 = 0
2 уровень: х2 + 2х – 3 = 0
3 уровень: 5х2 – 8х + 3 = 0
V. Изучение нового свойства квадратных уравнений.
– Ребята, посмотрите на уравнения задания № 4 и их корни. Попробуйте найти какую – то закономерность:
- в корнях этих уравнений;
- в соответствии между отдельными коэффициентами и корнями;
- в сумме коэффициентов.
Ученики отвечают то, что они заметили:
- первый корень равен 1;
- второй корень равен с или ;
- сумма коэффициентов равна 0.
– Ребята, к какому выводу вы пришли? Сформулируйте правило.
Учитель выслушивает ответы ребят и делает вывод: « Если в уравнениях ах2 + bх + с = 0 сумма коэффициентов равна нулю (а + b + с = 0), то один из корней равен 1, а другой равен ( по теореме Виета)».
В тетрадях ребята записывают следующую запись:
aх2 + bх + с = 0
а + b + с = 0
х1 = 1, х2 =
(если а = 1, то х1 = 1, х2 = с)
VI. Решение уравнений на закрепление свойства:
1. Совместная работа с классом:
3х2 – 7х + 4 = 0
5х2 – 8х + 3 = 0
– 3х2 + 8х – 5 = 0
2х2 – 5х + 3 = 0
х2 – 4х + 3 = 0
2. Самостоятельная работа с последующей проверкой:
1 уровень: | а) 5у2 – 6у + 1 = 0, | б) а2 + 23а – 24 = 0. | ||
2 уровень: | а) – 5х2 + 4,4х + 0,6 = 0, | б) 2у2 – 0,5 у – 1,5 = 0. | ||
3 уровень: |
VII. Тестирование:
1. Установите соответствие между уравнениями и их названиями:
а) 5х2 – 6х + 1 = 0
б) х2 – 7х + 5 = 0
в) 5х2 – 1 = 0
1) приведенное квадратное уравнение,
2) полное квадратное уравнение,
3) неполное квадратное уравнение.
2. Решите уравнение: 5х2 + 45 = 0.
а) нет решений
б) – 3; 3
в)
3. Решите устно уравнение: х2 + 16х + 63 = 0.
а) 9; 7
б) – 9; 7
в) –9; – 7
4. Решите устно уравнение: х2 – 4х + 3 = 0.
а) 1; 2; 3
б) 1; 3
в) – 1; – 3
5. При каком значении а уравнение х2 + ах + 16 = 0 имеет один корень?
а) – 8; 8
б) 8
в) 4
По окончании выполнения работы ответы проецируются на экране, ребята проверяют правильность ответов.
1) а2; б1; в3
2) а
3) в
4) б
5) а
VIII. Итог урока и домашнее задание: № 534 (а, д), №541 (б), №591.