Слайд 1.
Тема. Решение задач с использованием опорных схем.
Записав тему урока, учитель должен чётко обозначить решаемую проблему. В книге А. Гина “Приёмы педагогической техники” написано: “Традиции урока – это полезные ритуалы педагогического общения”. Один из приёмов – вход в урок. Его формула: начинать урок с “настройки”. Комфортное начало способствует положительному эмоциональному настрою учащихся.
Ход урока
Слайд 2.
- Настрой на урок.
- Нас приветствует солнышко и дарит нам свои волшебные лучики: добра, счастья, здоровья. (дети ловят лучики). Я дарю вам лучик добра. Хочу, чтобы вы были добры друг к другу, и добро поможет вам. Урок математики у нас сегодня необычный. Мы в сказку за знаниями вместе пойдём,
Смекалку, фантазию нашу возьмём,
И вместе с пути никуда не свернём!
Слайд 3.
Рисунок 1.
- Мобилизующий этап.
В его основе лежит процесс субъективизации, т.е. обязательное активное и осознанное участие школьника в организации своей учебной деятельности: ребёнок должен сам определить стратегию и тактику своего обучения. Этот этап рассчитан на 3 минуты. Слова “подумайте”, “догадайтесь” - мои союзники. Я предлагаю детям прочитать на схеме, какая тема урока.
- Вставьте пропущенные слова и сформулируйте цели урока (запись на доске)
Учиться …………………… и …………………. числа в пределах 100.
Понять, как …………….. интересные ……………..
складывать | вычитать | решают | задач |
Слайд 4.
Рисунок 2.
- Прочитайте цели урока.
- Какую ещё установку мы себе даём? (Стараться выполнять все задания правильно и красиво.)
Очень важно, чтобы весь урок пронизывала эстетика, поэтому все составляющие урока скреплены идеей – писать правильно и красиво. В течение урока будет осуществляться процесс само- и взаимно наблюдения за качеством и правильностью выполнения заданий. Каждое из заданий оценивается следующими символами: “!” - Я очень доволен. “+” - Я доволен, хотя можно и лучше сделать”, “ - ” - “Я недоволен”. Символы ставятся в тетради на полях.
- А для себя я поставила ещё одну цель, очень надеюсь, что она понравиться и вам. Я очень хочу вспомнить русскую народную сказку из моего детства и прошу вас мне помогать.
Чтобы повысить интерес к учебному материалу, я ставлю перед ними простую, понятную и привлекательную для них цель. Дети удивлены, ведь сейчас математика, а сказки бывают на уроке чтения. Выполняя эту простую и нетипичную цель, дети волей-неволей выполняют и то учебное задание, которое я запланировала.
- Актуализация.
- Сколько всего слов вы подобрали к предложениям? (4)
- Возьмите из конверта столько же карточек одного цвета. Сколько вы взяли? (по 4)
- Переверните ваши карточки. У вас другие слова. Прочитайте их.
- Догадайтесь, какое задание я вам хочу предложить? (Составить из них предложение)
- Какое слово будет первым? (У)
- Почему? (Начало предложения пишется с большой буквы)
- Составьте предложение.
Слайд 5.
- Прочитайте хором, что получилось? У страха глаза велики.
- Работа в парах.
Работа в парах является условием формирования умений общаться, сотрудничать. Работая в малых группах, дети учатся слушать друг друга, объясняют товарищу непонятное, а умение научить другого – это высокий показатель усвоения материала. Необходимо, чтобы ребята не только вместе выполняли задание, но и осознали важность дружной совместной работы.
- Когда так говорят: “У страха глаза велики?”
- У русского народа есть сказка, которая так и называется “У страха глаза велики”, я хочу её вспомнить и вам рассказать.
- Как обычно начинаются сказки? (Жили-были…)
Слайд 6.
Далее дети решают задачи, словно путешествуя по русской народной сказке.
Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.
Слайд 7.
Сидит бабушка, вяжет носок. Связала бабушка 5 рядов, а ей надо связать 11. Сколько рядов ей осталось связать? (6)
- Как вы узнали? Составьте выражение из разрезных цифр? 11 – 5 = 6 (р.)
Говорит бабушка внучке: “Дома нет воды. Пойду на речку, принесу”. Взяла бабушка ведро и пошла за водой. А внучка:
Собрала с одной грядки 9 клубничек, а с другой 7 клубничек. Сколько всего клубничек собрала внучка? (16)
- Как вы узнали? Составьте выражение из разрезных цифр? 9 + 7 = 16 (к.)
- Оцените свою работу.
- Физминутка (сидя за партой).
- Трущие движения ладонью о ладонь (пальцами вверх). При этом плечи двигаются вверх-вниз, что позволяет активизировать биологически активные точки в области спины.
- Упражнение “Маятник”. Раскачиваются сидя на стуле, что позволяет смещать центр тяжести тела с позвоночника на ягодичные мышцы.
- Постановка проблемы.
Захотела и внучка пойти за водой, взяла ведёрко поменьше и побежала за бабушкой. Побежала внучка-помощница за бабушкой, а на столе оставила раскрытым учебник математики. Заглянула туда курочка-клохтушка…
- Откройте и вы свой учебник на стр. 86. Прочитайте задачу № 4. Ответьте на вопрос задачи.
- Почему не можете дать ответ? (Не хватает данных, необходимых для ответа на вопрос задачи)
У курочки-клохтушки такая же проблема. Хотела она помочь внучке решить задачу, да не получилось, в школу ведь не ходит.
- Кто из вас может предположить, как решаются такие задачи? (Сначала найти данные, а потом отвечать на вопрос задачи)
- Такие задачи в математике называют составные, скоро вы научитесь решать такие задачи.
Для решения ещё не знакомого детям вида составной задачи используется самое продуктивное время урока, начиная с 10 - 15-й минуты. Зачастую решение задачи вызывает у детей затруднения лишь потому, что они не представляют, о чём говорится в её тексте. Поэтому решение я предваряю обменом информацией в форме беседы. Данная задача несёт практическую мотивацию, полезность решения которой очевидна ученикам (формула практичности теории описана в книге А.Гина “Приёмы педагогической техники”)
- Решение проблемы.
Слайд 8.
- Беседа.
Прочитайте задачу: В школьном саду ученики 3 класса посадили 23 саженца, а ученики 4 класса – на 2 саженца больше. Сколько деревьев посадили ученики?
- Текст задачи содержит информацию из школьной жизни. Что вам об этом известно? (Осенью старшеклассники нашей школы сажали на пришкольном участке саженцы)
- Кто из вас сажал деревца?
- Что необходимо для того, чтобы они выросли? (дети могут назвать правила ухода за саженцами, с которыми познакомились на уроках окружающего мира)
- Выберите из предложенных схем ту, которая поможет в решении задачи.
- Графическая опорная схема.
- Выберите нужную схему. Посоветуйтесь с соседом.
- Самостоятельная работа.
- Решите задачу.
Я на данном этапе предлагаю применять методы и приёмы педагогической технологии самоактуализация младшего школьника в творческой деятельности. Я даю детям такие задания, которые позволяют каждому ученику работать в своём темпе, дают полную нагрузку его умственной деятельности. Я предлагаю задания трёх уровней сложности.
На доске:
- 1 уровень. Уточните вопрос о 4 классе, решите
задачу.
- 2 уровень
. Решите задачу. - 3 уровень. Измените вопрос или условие, решите задачу.
Задания первого уровня сложности – это отработанные стандартные задания. Второй и третий уровни различаются степенью сложности, количеством выполняемых операций, но при этом все три уровня связаны между собой. Все ученики обязательно выполняют задания первого уровня, что способствует усвоению программного материала (уровень стандарта) и позволяет мне осуществлять надлежащий контроль. Задания второго и третьего уровней выполняются детьми по мере их возможностей. У каждого ученика на парте лежит сигнальный кубик.
Рисунок 3.
Три его грани выкрашены в красный, жёлтый и зелёный цвет (принцип светофора). На оставшихся трёх записаны цифры 1,2,3. Работа ведётся в строгой последовательности по алгоритму, который записан на доске:
- Знаешь, как решать – решай.
- Решил – приступай к выполнению задания следующего уровня.
Все дети находятся в одинаковых условиях. Если ученик понял, как решить задачу, он ставит кубик жёлтой гранью к учителю, что означает “Я решаю сам”. Кубик, повёрнутый к учителю красной гранью, говорит: “Мне нужна помощь”. Таким образом, я получаю информацию о деятельности всего класса. Тех, которые затрудняются (2-4 ученика), приглашаю за отдельный стол или к доске, где приготовлены схемы, таблицы, помогающие справиться с заданием, и работаю с ними. Использование сигнальных кубиков позволяет мне видеть в каждый момент работы всех учащихся, оказать помощь нуждающимся в ней. Задания второго и третьего уровней помогают выявлять учеников, способных к выполнению более трудных заданий, развивать их умственные способности, отрабатывать навыки решения задач, счёта, а также занимать их в то время, когда мне приходится помогать другим детям. Зелёный цвет - окончание работы.
- Проверка самостоятельной работы.
Она проводится со всем классом и каждый ставит оценку себе за выполнение работы. В момент проверки дети ставят кубик так, чтобы он был повёрнут к учителю гранью с цифрой 1, что говорит о выполнении ими задания первого уровня. Решение обсуждается и проверяется. Далее проверяется задание 2 уровня. Дети, выполнявшие это задание, предлагают свои решения, а в их обсуждении принимает участие весь класс. Работа второго уровня оценивается. Появляются дети, поставившие два плюса. Аналогично проверяется выполнение задания третьего уровня. В результате, у детей возникает естественное желание самостоятельно и рационально выполнять все предложенные задания. Продвижение на более сложный уровень становится целью каждого ученика. Всё больше убеждаюсь, что такая самостоятельная работа имеет важное воспитательное значение: приучает детей к обязательному выполнению всех заданий, поддерживает на должном уровне активность, формирует самостоятельность и ответственность.
- Повторение ранее изученного.
- Работа в парах.
- Ну вот, задача уже решена.
Схватила курочка-клохтушка ведёрко и побежала догонять бабушку с внучкой. А в это время из своей норки высунула головку мышка. Подумала-подумала и тоже решила идти за водой. Взяла мышка ведёрко маленькое, как напёрсток и побежала к реке.
- Кто из вас очень внимательно слушал, тот скажет, сколько всего человек отправилось за водой. (2, 4)
- Почему 2, а не 4?
- Рассмотрите отрезки в учебнике. Прочитайте задание. Посоветуйтесь в парах.
- Решите задачу и оформите её в учебнике-тетради.
При проверке оценка выносится на поля тетради, рядом выносится оценка товарища, работавшего в паре.
- Как называется эта фигура? (отрезок)
- Чему равна длина отрезка? (20 м)…
- Давайте выложим героям сказки дорожку от дома до реки. Возьмите полоски из конверта.
- Вот какая длинная дорога получилась.
- Как называется такая линия? (Ломаная).
- Сосчитайте длину ломаной линии. 20 + 40 + 30 = 90 (м)
- Какую фигуру можно сконструировать из данных отрезков? Соберите треугольник.
- Ребята, как вы думаете, почему я дала это задание для работы в парах? Понравилась ли вам работа в парах и почему?
Слайд 9.
- Игра “Водоносы”
- Продолжим сказку.
Вот собрались они все на реке, набрали воды и отправились домой по короткой дороге. Впереди бабушка-старушка, за ней внучка-хохотушка, за ней курочка- клохтушка, а за ней мышка-норушка.
- Показывайте за мной, как они несут воду. (Физминутка)
У бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х!
У внучки вода трёх-трёх, плёх-плёх!
У курочки вода трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх!
У мышки вода трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх! Кап!
Идут водоносы. На краю дороги росла яблонька, а под ней спал…
- Загадка.
- Догадайтесь кто?
По полю скачет – уши прячет, встанет столбом – уши торчком. (Заяц).
Слайд 10.
Дул ветер и качал верхушку яблони. Вдруг одно яблоко упало и угодило зайчику прямо в лоб. Вскочил зайчик, прыгнул, да и попал прямо бабушке под ноги. Испугалась бабушка, упала и всю воду пролила.
Вот дело-то, какое чудное!
Испугался пуще зайка, вскочил, прыгнул в сторону, да на внучку наткнулся. Внучка упала и тоже всю воду пролила.
Ну, дело вышло!
- Кто догадался, что будет дальше? (рассказывают)
Пролили они всю воду, растеклась вода, стала лужей.
Слайд 11.
Рисунок 4.
- Круговые примеры.
- Как в математике называют замкнутые плоскости? (область)
- Покажите границу области. Какого цвета область?
- Обойти надо область, чтоб попасть домой водоносам. Всё по кочкам, по кочкам.
- Считаем по ходу движения. Смотрим внимательно, вдруг заметим что-то интересное.
4 + 10 + 6 + 15 – 12 + 40 – 60 + 12 – 11 = 4
- Что интересного заметили? (с 4 начали и вернулись к 4)
- Мы считали по кругу – это круговые примеры.
Прибежали водоносы домой.
Бабка охает: “Ох, Медведище меня чуть не задавил!” Внучка плачет: “Бабушка, волк – то какой страшный на меня наскочил!” Курочка кудахчет: “Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!” А Мышка из-под печки пищит:” Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!” А Зайка в овраге залёг и думает: “Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались и все с собаками. Как только меня ноги унесли!”
Верно говорят: “У страха глаза велики: чего нет и то видят!”
- Понравилась вам сказка? Если захочется её перечитать, то возьмите в библиотеке книгу. (Показываю) Спасибо, что вы помогли мне вспомнить сказку. Попросите родителей подумать и вспомнить, какие ещё поговорки есть у русского народа, запомните одну из них.
- “Необычная обычность”
В 1-м классе нет домашних заданий. Очень редко, но я его всё-таки предлагаю (но не задаю)
Из статьи А. Гина “Приёмы педагогической техники” мне понравился приём подачи домашнего задания, который называется “Необычная обычность”. Формула его такова: учитель задаёт задание необычным способом и только по желанию детей.
- У меня есть хитрое задание для вас. Вы очень внимательно слушали сказку, поэтому, наверное, быстро с ним справитесь. Нарисуйте то, из-за чего начался весь этот переполох.
- Что же это за рисунок? (яблоко)
- Посмотрите, какие яблоки нарисовала я.
- Эти яблоки с ребусами. Решив их, вы разгадаете тему урока на завтрашний день. Кому хочется, тот может взять яблоко из корзины и выполнить задание дома.
- Рефлексия.
Проходит в форме беседы. Детям предлагается вспомнить, какие цели мы поставили вначале урока. Удалось ли нам достичь хороших результатов? Что показалось трудным?
- Что вам понравилось и хотелось бы повторить?
- Как вы в целом оцениваете работу класса, покажите знак.
- Как вы оцениваете работу учителя?
- Оцените свою работу на уроке.
В самом начале я говорила о комфортном начале урока, но и его комфортное окончание, способствуют положительному эмоциональному настрою учащихся.