Психологической службой нашей школы часто используются психологические игры в работе и с педагогическим коллективом, и с учащимися. Это один из наиболее эффективных методов работы с группой.
Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, в которой воспроизводятся типичные действия и взаимодействия людей [4]. Игра - один из наиболее древних видов деятельности человека, в определенный период онтогенеза она становится ведущей деятельностью. Значение игры в жизни ребенка неоспоримо.
Ж.. Пиаже описал некоторые общие признаки игровой деятельности. Из них можно выделить четыре основных:
а) игра приятна, т. е. обычно положительно воспринимается ее участниками;
б) игра протекает спонтанно и предполагает наличие у игроков внутренней мотивации;
в) игра требует высокой гибкости психических процессов и ролевой пластичности;
г) игра является естественным следствием физического и интеллектуального развития ребенка [1].
Игровые элементы используются в образовании достаточно давно, и возникает вопрос, может ли игра быть инновационной, как, например, бесспорно - информационные технологи, но в данной статье рассматривается использование “больших” психологических игр и игровых “оболочек”, которые отличаются от традиционных игровых элементов целями, задачами и способами организации. Именно эти игры пришли в школу в последние годы и не везде еще получили широкое распространение.
Характерная особенность игры – ее двуплановость [2]. С одной стороны играющий выполняет реальную деятельность, связанную с решением конкретных задач, с другой – все понимают, что игровая ситуация условна и это помогает снизить уровень ответственности, внести элемент творчества и упростить многоплановость реальной ситуации.
Практика применения психологических игр в школе показывает правоту М.Р. Битяновой, которая считает, что в школе с помощью психологической игры могут быть решены три задачи:
- Научить детей жить в игровом пространстве, погружаясь в игровой мир и игровые отношения.
- Научить быть свободными в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с другими людьми.
- Научить осмыслять игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов [3].
Развивающий и коррекционный эффект игры достигается благодаря установлению эмоционального контакта всех участников игры, снятию некоторых социальных запретов, проявлению подавляемых ранее страхов, негативных эмоций, повышению уверенности в себе за счет снижения ответственности за результат.
Велика и диагностическая роль игры. Опытный педагог-психолог во время игровой ситуации может получить психологической информации о ребенке больше, чем из множества тестов.
В преподавании ОВПО (основы выбора профиля обучения) так же используется ряд психологических игр, преимущественно разработанных Н.С. Пряжниковым. Хорошие возможности для проведения “Больших” игр появляются в пришкольном летнем оздоровительном лагере. Идеи многих игр взяты из книги под ред. М.Р. Битяновой “Практикум по психологическим играм с детьми и подростками”. В этой книге описаны две игры: “Репортер - 1” и “Репортер - 2” [3]. Они всегда вызывали большой интерес у учащихся при проведении, но не все классные коллективы бывают подготовлены к длительной психологической работе, особенно на этапе формирования коллектива. Кроме того, у психолога часто возникает необходимость работать с большими группами незнакомых или мало знакомых детей и взрослых. Все это послужило причиной создания новой игры по мотивам игр М.Р. Битяновой. Условное название этой игры “Конференция репортеров”. Эта игра меньше по объему занимаемого времени по сравнению с “Репортерами” и имеет иные цели проведения.
Время проведения игры – от 45 минут до 1 часа.
Место проведения игры – практически любое, лишь бы у участников была возможность свободно перемещаться (у автора был успешный опыт проведения этой игры летом на улице, вокруг теннисного стола и на поляне с большими пнями).
Игроки. Игра предназначена для участников старше восьми лет (это связанно с выполнением ряда письменных заданий), если группа смешанного возраста, то можно допустить наличие нескольких дошкольников. Количественно группы могут состоять из 10 – 40 человек. Если общая группа больше15, то она делится для работы на подгруппы. Нами игра используется в период адаптации пятиклассников к условиям среднего звена и нового классного коллектива, в первые два дня после начала смены в детских оздоровительных загородных лагерях, как форма знакомства в начале различных семинаров и слетов для взрослой аудитории. Например, данная игра проводилась в рамках городского Дня отцов. Игроками были отцы и их дети.
Рисунок 1.
Цель игры – знакомство участников группы в максимально сжатые сроки и формирование структуру группы.
Игроки:
- знакомятся друг с другом;
- повышается эмоциональный настрой;
- дети знакомятся с профессией репортера;
- стимулируются творческие способности;
- развиваются коммуникативные навыки;
Ведущий:
- получает богатый материал, как об особенностях каждого члена группы, так и о предпочитаемых ими способах взаимодействия;
- может мотивировать участников группы на дальнейшую работу.
Немаловажным результатом является создание реальной газеты в конце игры. Не секрет, что часто издание газеты в ДОЛ ложится на плечи воспитателей и вожатых, а в школе – классных руководителей. Поэтому продукт творчества учащихся, как правило, долгое время украшает стены классов или отрядных уголков в оздоровительных лагерях. Это дает и некоторый дополнительный результат – мотивирование педагогов на дальнейшее взаимодействие с психологом.
Ведущий: им желательно должен быть психолог имеющий опыт групповой работы. Если группа больше 25 человек, то нужен помощник – любой заинтересованный взрослый ознакомленный с ходом игры. Помощник нужен для своевременной раздачи рабочих материалов, он следит за соблюдением правил в подгруппах, собирает готовые работы. Все спорные вопросы решает только ведущий.
Материалы:
- листы ватмана (1-2 в зависимости от размера группы);
- простые карандаши и ручки по количеству человек;
- писчая бумага А4;
- цветные карандаши или фломастеры (1 упаковка на 3-4 человека);
- старые газеты и скотч (или коробки спичек) для проведения упражнения на взаимодействие в группе;
- ножницы – 1 на группу,
- если игра проводится в знакомой группе, можно предварительно сделать небольшие фотографии участников.
- раздаточный материал для выполнения 2, 3, 4 задания.
Игровая цель: “Представьте себе, что все мы репортеры и собрались сегодня на конференцию, чтобы рассказать о себе, обменяться опытом и повысить свои профессиональные навыки. В ходе конференции мы посетим несколько мастер-классов, а в конце конференции выпустим свою газету, которая покажет, каких профессиональных вершин мы достигли”.
Ход игры
1. Ведение. Рассказ о профессии репортера, открытие “мастер-классов” (деление на группы).
Делить на группы можно любым известным вам способом, как случайным отбором, так и игровыми методами. Представляется целесообразным компоновать группы как можно ближе к тому, как они делятся в жизни. Например, по комнатам в детском лагере, не разбивать семьи, если это игра с семьями.
2. Знакомство. Составление названия издания из букв инициалов членов группы. Жеребьевка изданий.
Примерный список изданий для жеребьевки: журнал “Здоровье”, “Жёлтые страницы”, “Криминальные новости”, “Экономический вестник”, “Юный натуралист”, “За рулем”, “Новости спорта” и т.д.
3. Мастер-класс “Измерь соседа”.
Развитие умения собирать факты. У репортера должно быть трепетное отношение к фактам и умение их добывать, иногда даже в экстремальных условиях. Участникам раздается памятка – какие именно данные они должны собрать. Общая сумма всех измерений сдается ведущему для оформления газеты. (Если группы низко мотивированные, то можно устроить соревнование - кто соберет данные быстрее.)
Примерный список показателей:
- Рост.
- Вес.
- Длина волос.
- Длина ладоней.
- Длина стопы.
- Возраст.
4. Мастер-класс “Нравится – не нравится”.
Развитие навыков коммуникации. Репортер должен уметь входить к людям в доверие и получать от них личную информацию. Репортеры должны опросить всех членов группы и выяснить, что нравится хотя бы трем членам группы, что не нравится и какие в группе есть общие мечты. Для ответов предлагается таблица
Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | |
Нравится… | |||
Нравится… | |||
Нравится… | |||
Не нравится… | |||
Не нравится… | |||
Не нравится… | |||
Мечтаю о … | |||
Мечтаю о … | |||
Мечтаю о … |
5. Мастер-класс “Башня из газет”.
Развитие навыка работы в группе. Репортер должен уметь работать в группе, например с фотографом, оператором и другими членами команды. С помощью скотча из газет группа должна построить устойчивую башню, чем выше, тем лучше.
Рисунок 2.
В качестве варианта иногда используется складывание колодца из спичек, каждый по очереди кладет по кругу по одной спичке. Определяется у кого колодец выше и ровнее. И в том, и в другом случае дается запрет на вербальную коммуникацию.
6. Мастер-класс “Придумай слово”.
Расширение словарного запаса. Для того чтобы писать статьи, репортер должен обладать широким кругозором и большим словарным запасом. Составь как можно больше слов из букв слова “электрификация”. Засекается 5-10минут.
7. Мастер-класс “Рисунок группы”.
Репортеру может пригодиться умение иллюстрировать свои статьи. В образной форме необходимо нарисовать символ группы на листе формата А4.
8. Написание статьи в стиле издания на тему: “Вот так встреча”.
Основная работа репортера писать статьи и репортажи. (Темы могут меняться в зависимости от группы).
9. Выпуск газеты с использованием полученных материалов.
Объем используемых материалов определяет ведущий исходя из их качества.
Рисунок 3.
10. Заключительное слово ведущего на тему “как здорово, что мы встретились” или другую на его усмотрение.
Получение обратной связи от игроков.
Задание на невербальную коммуникацию может быть заменено на любое аналогичное, так же как и слово “электрификация”.
Применение психологических игр повышают мотивацию к предлагаемым видам работы, позволяет осмыслить и понять себя, построить новые модели поведения, формирует важнейшие социальные навыки и умения, позволяет сделать организацию жизнедеятельности в школе более интересной и разнообразной.
Литература.
- Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. - СПб.: Питер, 2002.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками под ред. Битяновой М.Р. - СПб.: Питер, 2003
- Радугин А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Центр, 2001.