Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по решению уравнений с натуральными числами через активизацию познавательной деятельности в ходе проведения бинарного урока математики и краеведения.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- повторить правила нахождения неизвестных компонентов уравнения;
- закрепить различные способы решения уравнений;
- формировать навыки составления уравнений по тексту задачи;
- учить составлять числовые выражения по схеме.
2. Развивающие:
- развивать логическое мышление при решении нестандартных заданий;
- развивать навыки поиска информации с помощью различных источников;
- поддерживать интерес учащихся к изучению математики через нестандартную форму урока.
3. Воспитательные:
- нравственно воспитывать учащихся через учебный предмет;
- воспитывать любовь к родному краю.
4. Здоровьесберегающие:
- предупредить умственное перенапряжение путем смены видов деятельности;
- поддерживать атмосферу психологического комфорта;
- соблюдать физические паузы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим решать уравнения различными способами, задачи с помощью уравнений, при этом повторим свойства действий с натуральными числами. Но урок будет необычным, мы вместе с нашими гостями совершим экскурсию. Какую? Ответ на этот вопрос узнаем, когда выполним задания для устной работы.
2. Устный счет (см. слайд Приложение.).
1) Решите уравнение и сформулируйте правило нахождения неизвестного:
а + 61 = 701;
584 – с = 60;
у – 16 = 51;
15 * х = 90;
m / 17 = 3;
36 / p = 0
2) “ Четвертый лишний”.
а) 14; 39; 35; 42
б) 25; 36; 42; 49
3) Составьте выражение для вычисления длины стороны АС треугольника АВС, если AB=18 см, ВС=23 см, а периметр треугольника 58 см. Найдите значение выражения наиболее рациональным способом.
По мере выполнения заданий на магнитной доске появляется название планеты. (во 2 строке ответы на задания устного счета)
Г | А | Й | Д | А | Р | И | Я |
17 | 51 | 640 | 42 | 524 | 39 | 6 | 67 |
Учитель: Гайдария- это маленькая планета с номером 1835. Жизнь человека, чьим именем названа планета, началась под красноармейской звездой. Она вела в трудную, но счастливую дорогу. Потом этот человек сам придумал звезды - тимуровские. Они объединили тысячи мальчишек и девчонок в великую армию Доброты.
Неслучайно в нашей школе, носящей имя детского писателя, начала действовать общественная организация учащихся “МЧС - море чистых сердец”. Ребята, как вы считаете, что значит быть тимуровцем?
/ Идет демонстрация слайдов приложения с фотографией Гайдара, снимком из космоса, обложкой книги “Тимур и его команда”./
3. Решение упражнений.
1) Решите задачу с помощью уравнения: (см. слайд приложения).
- Тимуровцам для покраски детской площадки потребовалось 4 одинаковые банки белой краски и еще 3 кг зеленой. Всего израсходовали 19 кг краски. Сколько кг белой краски было в каждой банке?
Индивидуальное задание: решите задачу арифметически.
Учитель: Наш класс получил задание- оформить альбом “Гайдар в Арзамасе”. Решая упражнения, мы встретимся с числами, которые являются важными датами в жизни и творчестве А. П. Гайдара, связанные с его пребыванием в нашем городе.
2) Напишите выражение по схеме и найдите его значение (см. слайд приложения).
Двое учащихся получают аналогичные индивидуальные задания.
В ходе решения получаем ответы: 1912, 1914,1918.
/ Идет демонстрация слайдов приложения с комментариями и вопросами учителя./
Учитель: В 1912 году семья Голиковых переехала в Арзамас. В маленьком деревянном домике на бывшей ул. Новоплотинной (ныне ул. Горького) прошло короткое беспокойное детство Аркадия. С большой теплотой А. Гайдар писал об Арзамасе, ставшем ему родным, в повести “Школа”:
“ Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. В тех садах росло великое множество “родительской вишни”, яблок- скороспелок, терновника и красных пионов.… Под горой текла речонка Теша”.
1914 год- год поступления в реальное училище.
В 1918 году Аркадий уехал на фронт. Сколько лет ему было?
Физическая пауза ( музыкальная, звучит песня “Гайдар шагает впереди”).
А, решив уравнение, мы узнаем, во сколько лет А. Голиков командовал полком.
3) Решите уравнение двумя способами:
(1935 + х) – 1924 = 28.
/ Идет демонстрация слайдов приложения с комментариями и вопросами учителя./
3. Разноуровневая самостоятельная работа по карточкам.
Карточка 1. Решите уравнение: а) 252 / у = 21; б) 992 / (130 – х) = 8. |
Карточка 2. Решите уравнение: а) у / 18 = 6; б) (3724 + р) / 54 = 69. |
Карточка 3. 1. Решите уравнение: 992 / (130 – х) = 8. 2. Учебник, с. 90 № 602. |
Карточка 4. 1. Решите уравнение : (3724 + р) / 54 = 69. 2. Учебник, с. 90 № 602. |
Карточка 5. 1. Решите уравнение: 992 / (130 – х) = 8. 2. Составьте задачу по уравнению 160 – 2у = 40 и решите ее. |
Карточка 6. 1. Решите уравнение: (3724 + р) / 54 = 69. 2. Составьте задачу по уравнению 160 – 2у = 40 и решите ее. |
Взаимопроверка (см. слайд приложения).
4. Подведение итогов урока.
Чтение стиха А. Плотникова “Улыбка Гайдара”.
5. Домашнее задание.
Составить задачу на все действия с натуральными числами, используя для сюжета героев произведений А. Гайдара.