Математика, 5-й класс. Закрепление знаний по теме "Решение уравнений"

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по решению уравнений с натуральными числами через активизацию познавательной деятельности в ходе проведения бинарного урока математики и краеведения.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • повторить правила нахождения неизвестных компонентов уравнения;
  • закрепить различные способы решения уравнений;
  • формировать навыки составления уравнений по тексту задачи;
  • учить составлять числовые выражения по схеме.

2. Развивающие:

  • развивать логическое мышление при решении нестандартных заданий;
  • развивать навыки поиска информации с помощью различных источников;
  • поддерживать интерес учащихся к изучению математики через нестандартную форму урока.

3. Воспитательные:

  • нравственно воспитывать учащихся через учебный предмет;
  • воспитывать любовь к родному краю.

4. Здоровьесберегающие:

  • предупредить умственное перенапряжение путем смены видов деятельности;
  • поддерживать атмосферу психологического комфорта;
  • соблюдать физические паузы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим решать уравнения различными способами, задачи с помощью уравнений, при этом повторим свойства действий с натуральными числами. Но урок будет необычным, мы вместе с нашими гостями совершим экскурсию. Какую? Ответ на этот вопрос узнаем, когда выполним задания для устной работы.

2. Устный счет (см. слайд Приложение.).

1) Решите уравнение и сформулируйте правило нахождения неизвестного:

а + 61 = 701;

584 – с = 60;

у – 16 = 51;

15 * х = 90;

m / 17 = 3;

36 / p = 0

2) “ Четвертый лишний”.

а) 14; 39; 35; 42

б) 25; 36; 42; 49

3) Составьте выражение для вычисления длины стороны АС треугольника АВС, если AB=18 см, ВС=23 см, а периметр треугольника 58 см. Найдите значение выражения наиболее рациональным способом.

 По мере выполнения заданий на магнитной доске появляется название планеты. (во 2 строке ответы на задания устного счета)

Г А Й Д А Р И Я
17 51 640 42 524 39 6 67

Учитель: Гайдария- это маленькая планета с номером 1835. Жизнь человека, чьим именем названа планета, началась под красноармейской звездой. Она вела в трудную, но счастливую дорогу. Потом этот человек сам придумал звезды - тимуровские. Они объединили тысячи мальчишек и девчонок в великую армию Доброты.

Неслучайно в нашей школе, носящей имя детского писателя, начала действовать общественная организация учащихся “МЧС - море чистых сердец”. Ребята, как вы считаете, что значит быть тимуровцем?

/ Идет демонстрация слайдов приложения с фотографией Гайдара, снимком из космоса, обложкой книги “Тимур и его команда”./

3. Решение упражнений.

1) Решите задачу с помощью уравнения: (см. слайд приложения).

  • Тимуровцам для покраски детской площадки потребовалось 4 одинаковые банки белой краски и еще 3 кг зеленой. Всего израсходовали 19 кг краски. Сколько кг белой краски было в каждой банке?

Индивидуальное задание: решите задачу арифметически.

Учитель: Наш класс получил задание- оформить альбом “Гайдар в Арзамасе”. Решая упражнения, мы встретимся с числами, которые являются важными датами в жизни и творчестве А. П. Гайдара, связанные с его пребыванием в нашем городе.

2) Напишите выражение по схеме и найдите его значение (см. слайд приложения).

Двое учащихся получают аналогичные индивидуальные задания.

В ходе решения получаем ответы: 1912, 1914,1918.

/ Идет демонстрация слайдов приложения с комментариями и вопросами учителя./

Учитель: В 1912 году семья Голиковых переехала в Арзамас. В маленьком деревянном домике на бывшей ул. Новоплотинной (ныне ул. Горького) прошло короткое беспокойное детство Аркадия. С большой теплотой А. Гайдар писал об Арзамасе, ставшем ему родным, в повести “Школа”:

“ Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. В тех садах росло великое множество “родительской вишни”, яблок- скороспелок, терновника и красных пионов.… Под горой текла речонка Теша”.

1914 год- год поступления в реальное училище.

В 1918 году Аркадий уехал на фронт. Сколько лет ему было?

Физическая пауза ( музыкальная, звучит песня “Гайдар шагает впереди”).

А, решив уравнение, мы узнаем, во сколько лет А. Голиков командовал полком.

3) Решите уравнение двумя способами:

(1935 + х) – 1924 = 28.

/ Идет демонстрация слайдов приложения с комментариями и вопросами учителя./

3. Разноуровневая самостоятельная работа по карточкам.

Карточка 1.

Решите уравнение:

а) 252 / у = 21;

б) 992 / (130 – х) = 8.

Карточка 2.

Решите уравнение:

а) у / 18 = 6;

б) (3724 + р) / 54 = 69.

Карточка 3.

1. Решите уравнение:

992 / (130 – х) = 8.

2. Учебник, с. 90 № 602.

Карточка 4.

1. Решите уравнение :

(3724 + р) / 54 = 69.

2. Учебник, с. 90 № 602.

Карточка 5.

1. Решите уравнение:

992 / (130 – х) = 8.

2. Составьте задачу по уравнению

160 – 2у = 40 и решите ее.

Карточка 6.

1. Решите уравнение:

(3724 + р) / 54 = 69.

2. Составьте задачу по уравнению

160 – 2у = 40 и решите ее.

 Взаимопроверка (см. слайд приложения).

4. Подведение итогов урока.

Чтение стиха А. Плотникова “Улыбка Гайдара”.

5. Домашнее задание.

Составить задачу на все действия с натуральными числами, используя для сюжета героев произведений А. Гайдара.

Приложение.