Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.

Проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений (“Детство”, “Радуга”, “Истоки”, “Основы безопасности детей дошкольного возраста”). В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка знаний и умений безопасности.

Воспитание навыков безопасного поведения у детей – приоритетное направление моей работы на протяжении трёх лет.

Цель моей работы – дать каждому ребенку основные понятия опасных ситуаций и особенностей поведения в них.

Для решения поставленной цели сделано следующее:

  • определено содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире;
  • разработаны формы организации деятельности с детьми и родителями;
  • разработаны и изготовлены наглядно-дидактические материалы;
  • разработана система планирования;
  • разработаны конспекты занятий, экскурсий, развлечений.

Опыт безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста формируется успешно, если:

  • содержание знаний и умений безопасного поведения сгруппировано по видам опасностей в быту и осваивается в заданной последовательности;
  • обеспечивается поэтапное освоение доступных детям знаний и умений безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка;
  • в воспитательно-образовательном процессе широко используется ситуативно-имитационное моделирование как метод закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений в ведущем виде детской деятельности;
  • педагоги и родители осознают необходимость целенаправленной деятельности в данном направлении и осуществляют ее в тесном сотрудничестве.

Воспитание навыков безопасного поведения дошколят осуществляю на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Данную работу провожу через:

  • организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
  • совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
  • свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Рисунок 1. Изучаем правила дорожного движения.

Рисунок 2. Работаем с “Большой книгой безопасности”.

Работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинаю с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков. Результаты обследования позволяют определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению.

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. В группе накоплен большой опыт по проведению такой формы работы, как “Встреча с интересными людьми”, когда дети и взрослые встречаются с пожарными, врачами, милиционерами и т.д.”

Для родителей проводятся консультации: “О правилах пожарной безопасности”, “Ребенок дома”, “О правилах дорожного движения”, “Если пропал ребенок”.

Ежеквартально для родителей выпускается газета под заголовками: “Мы пешеходы”, “Один дома”, “Полезные продукты”, “Отдыхаем на природе”.

В родительском уголке систематически размещаются “папки – передвижки” на различные темы. Родители принимают участие в создании развивающей среды группы: помогают подбирать наглядно – иллюстративный материал, составлять альбомы. Участвуют в праздниках, развлечениях, экскурсиях.

Результатом проделанной работы считаю следующее:

  1. У детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения.
  2. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.

Приложение 1.

Приложение 2.