Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.
Проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений (“Детство”, “Радуга”, “Истоки”, “Основы безопасности детей дошкольного возраста”). В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка знаний и умений безопасности.
Воспитание навыков безопасного поведения у детей – приоритетное направление моей работы на протяжении трёх лет.
Цель моей работы – дать каждому ребенку основные понятия опасных ситуаций и особенностей поведения в них.
Для решения поставленной цели сделано следующее:
- определено содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире;
- разработаны формы организации деятельности с детьми и родителями;
- разработаны и изготовлены наглядно-дидактические материалы;
- разработана система планирования;
- разработаны конспекты занятий, экскурсий, развлечений.
Опыт безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста формируется успешно, если:
- содержание знаний и умений безопасного поведения сгруппировано по видам опасностей в быту и осваивается в заданной последовательности;
- обеспечивается поэтапное освоение доступных детям знаний и умений безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка;
- в воспитательно-образовательном процессе широко используется ситуативно-имитационное моделирование как метод закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений в ведущем виде детской деятельности;
- педагоги и родители осознают необходимость целенаправленной деятельности в данном направлении и осуществляют ее в тесном сотрудничестве.
Воспитание навыков безопасного поведения дошколят осуществляю на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.
Данную работу провожу через:
- организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
- совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
- свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.
Рисунок 1. Изучаем правила дорожного движения.
Рисунок 2. Работаем с “Большой книгой безопасности”.
Работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинаю с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков. Результаты обследования позволяют определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению.
Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. В группе накоплен большой опыт по проведению такой формы работы, как “Встреча с интересными людьми”, когда дети и взрослые встречаются с пожарными, врачами, милиционерами и т.д.”
Для родителей проводятся консультации: “О правилах пожарной безопасности”, “Ребенок дома”, “О правилах дорожного движения”, “Если пропал ребенок”.
Ежеквартально для родителей выпускается газета под заголовками: “Мы пешеходы”, “Один дома”, “Полезные продукты”, “Отдыхаем на природе”.
В родительском уголке систематически размещаются “папки – передвижки” на различные темы. Родители принимают участие в создании развивающей среды группы: помогают подбирать наглядно – иллюстративный материал, составлять альбомы. Участвуют в праздниках, развлечениях, экскурсиях.
Результатом проделанной работы считаю следующее:
- У детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения.
- Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.