Тема: «Историческое время: век, тысячелетие, эра. Дата. Календарь.
«Лента времени».
Задачи урока:
- Образовательная: сформировать представление об историческом времени и ввести понятия: век, тысячелетие, эра; закрепить знания единиц измерения времени (год, месяц, сутки).
- Развивающая: развивать умения работать со схемами и моделями, умения пользоваться римскими цифрами; развивать память, речь детей, расширять активный словарный запас;
- Воспитательная: поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого, умение работать в парах, воспитывать самостоятельность.
Оборудование для учителя: учебник О.Т. Поглазова В.Д. Шилин «Окружающий мир»; рабочая тетрадь № 1 О.Т. Поглазова «Окружающий мир»; М.Т. Студеникин В.И. Добролюбова «Методика преподавания истории в начальной школе»; О.Т.Поглазова «Методические рекомендации по изучению исторического материала в интегрированном курсе «Окружающий мир»». «Лента времени» (большая бумажная лента, на которой постепенно будут наклеиваться или рисоваться, отображающие основные события истории Отечества),таблички со словами «календарь», «дата»; таблица счета лет.
Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь №1, «лента времени» (на каждой парте), карточки в конвертах с датами и пословицами,сигнальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос.
- Что является стрелкой в солнечных часах?
- Какое время показывают часы в полдень?
- Как можно проверить точность хода часов?
- Что можно соорудить в школьном дворе, чтобы наблюдать изменение положение Солнце на небе в разные времена года?
- Как называется высокий вертикальный шест в солнечных часах?
- Как называются часы с использованием воды?
2. Блиц-опрос (учащиеся используют сигнальные карточки: если верно данное высказывание – зеленую, если неверно – красную).
- Шведский ботаник Карл Линней устроил цветочные часы.
- В солнечных часах стрелкой является маятник.
- Электронными часами пользовались монахи-летописцы.
- Самые точные часы атомные.
- В электронных часах маятником являются колеблющиеся заряженные частицы.
- Механические часы появились тысячу лет назад.
- Водяные часы – современные.
- Часы с кукушкой называют электронными.
Ответы: да, нет, нет, да, да, нет, нет, нет.
III. Сообщение темы урока.
Ребята, часто ли вам приходится слышать такие выражения: «У него сегодня торжественная дата», «Дата его рождения».
Назовите дату вашего рождения. Дату рождения ваших родителей.
- Что же означает само слово дата ?
Ответ уч-ся: Это когда называют – день, месяц и год события.
Как же мы узнаем с вами эти даты? Что нам в этом помогает? (календарь)
- На доске вывешивается большой календарь.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Ответ уч-ся: Мы будем сегодня говорить о датах и календарях?
Действительно, мы сегодня познакомимся с видами календарей. Узнаем, что такое историческое время.
IV. Что такое календарь.
1.Работа по учебнику
Размышляли ли вы, откуда взялось знакомое вам слово «календарь»?
Давайте об этом прочитаем в учебнике .
Учащиеся читают статью «Что такое календарь» на с.22 ( 1 абзац).
Беседа по статье:
- Откуда же взялось слово «календарь»?
- Что же сейчас называют словом «календарь»?
У вас у каждого на парте лежат календари. Давайте, рассмотрим:
- Сколько месяцев составляет год?
- Одинаково ли количество дней в месяцах?
- Одинаково ли количество недель в месяцах?
- Какие существуют календари?
- Каким календарем пользуемся мы с вами?
- Что определяют по календарям? (даты происходящих событий)
2. Работа с тетрадью на печатной основе.
А с вами происходили важные события?
- Что же самое важное произошло за годы вашей жизни?
Давайте нанесем эти события на линию времени, которая у вас находится в тетради на с.9 №21.
(На доске учитель чертит линию времени. Это прямая линия, разделенная поперечными черточками на равные отрезки, означающее определенное число лет. Ученики работают с линией времени в своих тетрадях).
- Какое самое важное событие произошло в жизни ваших родителей и вашей?
- Когда пошел(а) в детский сад? В школу?
- Сколько лет был(а) в детском саду? Сколько учишься в школе?
- Сколько лет многим из вас исполнилось в этом году? (10)
Можно сказать, что вы прожили свое первое десятилетие.
- Сколько прожили десятилетий ваши родители? дедушки, бабушки?
- Как вы думаете, а происходили ли какие-либо события до вашего рождения, рождения ваших родственников?
- Какая наука изучает жизнь человечества в прошлом?
Рассмотрите иллюстрацию на с.23 учебника.
- Как развивалось человечество?
Физминутка
V. Как изображают течение времени.
1.Чтение отрывка.
Вы любите слушать рассказы о сказочных странах?
Сейчас я вам прочитают отрывок из книги Л.Талимоновой «Путешествие во времени», о стране Беоргин.
(Учитель читает отрывок из книги Л.Талимоновой «Путешествие во времени»).
Отрывок:
«В стране Беоргин жили замечательные люди. Превыше всего беоргийцы ставили гармонию в мире. Жили они по законам Истины, Добра и Красоты. Они верели в Бесконечность и поклонялись Времени. В представлении беоргийцев Время делилось на три части: Прошлое, Настоящее, Будущее. Прошлое они принимали за абсолютную истину и уважали его. Будущее – всегда движение вперед, к чему – то лучшему. А Настоящее – это только мостик из Прошлого в Будущее. Беоргийцы представляли Время огромной рекой, текущей из Прошлого в Будущее…»
Вопросы:
- Какое представление о времени было у жителей сказочной страны и какое представление о времени у вас?
- Чем отличаются понятия «прошлое», «настоящее», «будущее»?
- Чем отличаются понятия «вчера», «сегодня», «завтра»?
Путешествовать в историю нам поможет «Лента времени». Она даст возможность понять, как далеко во времени стоит одно событие от другого.
- Чем настоящее время отличается от исторического времени?
Учитель: В настоящем времени, как правило, задают вопрос «В каком году это было?», в историческом времени – «Когда произошло событие?». Отвечая на вопрос об историческом событии, могут назвать год, век, тысячелетие.
2. Работа с «Лентой времени»
(У уч-ся на каждой парте лежит «лента времени» и 2 конверта, на доске вывешивается большая бумажная «лента времени»)
Положите перед собой ленту времени и скажите:
- Что отмечают на ленте времени? (Даты, события.)
- Что еще отмечают на «ленте времени»?
Работа в парах
Возьмите белый конверт. В нем таблички с единицами измерения времени: эра, месяц, день, год, век, неделя. Расставьте в хронологической последовательности приведенные здесь единицы измерения.
- Что у вас получилось?
Ответ: день, неделя, месяц, год, век, эра.
- Какие из этих единиц можно использовать для описания жизни вашей семьи, а какие – для истории города, страны, народа?
- Что же еще отмечают на «ленте времени»? (год,век,тысячелетие)
Год - отрезок времени в …….. (12 месяцев);
Век – отрезок времени в …….. (100 лет);
Тысячелетие - отрезок времени в ……. (1000 лет).
- Сколько веков составляет тысячелетие?
Учитель : В «историческом времени» принято пользоваться арабскими и римскими цифрами. Арабскими, как правило, обозначаются годы, а римскими – века.
Работа в тетради с.8 №18.
Заполните пропуски римскими цифрами.
- А как же надо определять век по году?
Учитель : Если в четырехзначном числе после первых двух идут нули, то первые цифры будут означать век: 1300 год – 13 (XIII) век, 1400 год – 14 (XIY) век. Но если на месте нулей будет любая другая цифра, то, значит, идет следующий век. Например , 1301 год – 14 (XIY) век, 1415 год - 15 (XY) век. Так же определяется век по дате из трех цифр: 900 год - 9 (IX) век, 901 год – 10 (Х) век. 901 год означает, что прошло полных девять веков и пошел первый год десятого века. Это так же, как вам исполнилось 9 полных лет и идет 10-й год( объяснение сопровождается показом на доске).
Все годы каждого века с 1-го по 100– й включительно относятся к одному веку.
За точку отсчета времени в большинстве стран мира принят год, в котором, по библейскому преданию, родился Иисус Христос. Эта дата делит всю историю людей на два периода – на две эры: «до нашей эры» (до н. э.) и «нашу эру» (н.э.).
VI.Обобщение знаний учащихся.Практическая работа.
1.Работа с «лентой времени, карточками-датами.
Сейчас мы поработаем с «лентой времени» и с карточками – датами. Для этого вам необходимо взять розовый конверт и достать карточки, да еще 2 листочка с пословицами.
(В конверте уч-ся находятся даты: 862г.,988г., 1147г., 1242г., 1380г.1495г.,1700г.1861г.,2000г.,2001г.).
а) Определите век по дате и расположите дату на «ленте времени».
Работа выполняется фронтально.
- В каком веке мы с вами живем? (21в.)
- С кого года начался XXI век? (2001г.)
- Какой был предыдущий век? (ХХв.)
- Каким годом он закончился? (2000г.)
Возьмите 1-й листок (белый). Это пословицы.
б) Составьте дату из пропущенных в пословицах цифр. Выполним эту совместно.
Что эта дата означает?
….. в поле не воин.
Семь раз отмерь, …. раз отрежь.
Конь о …. ногах, и тот спотыкается.
У ….. нянек дитя без глазу.
- Какая получилась дата? .(1147)
- Что эта дата означает?( Основание Москвы)
- К какому веку она относится? (XII в.)
Из следующих пословиц, узнайте дату сооружения кирпичных стен и башен Кремля. Работу выполняют самостоятельно в парах с последующей проверкой.
Семеро с ложкой, …. один с сошкой.
Пошел на все ….. стороны.
….. раз надо сказать, на десятый только послушает.
….. пальцев в одно кольцо не возьмешь.
- Какая получилась дата? .(1495г.)
- Что эта дата означает?
- К какому веку она относится?(XYв.)
2. Работа в парах.
в) Определите, к каким векам относятся оставшиеся года и расположите их на «ленте времени».(862г.,988г.,1242г., 1380г., 1700г., 1861г.)
Давайте, проверим как вы справились с этим заданием ( уч-ся отвечают, а учитель поясняет даты или спрашивает у детей).
- Начинайте называть даты и век в хронологическом порядке.
Ответы уч-ся:
862г.- IXв.
Учитель: Это год рождения древнерусского государства.
988г.-Xв.
Учитель: Это год Крещения Руси.
1147г.-XIIв.
Что это за дата?
Ответ уч-ся: Основание Москвы
1242г.- XIIIв.
Учитель: Ледовое побоище.
1380г.-XIVв.
Учитель: Куликовская битва.
1495г.-XYв.
Что это за дата?
Ответ уч-ся: Сооружение кирпичных стен и башен Кремля.
1700г.-XYIIв.
Кто помнит, что это за дата?
Ответ уч-ся: С этого года в России по Указу Петра I Новый год отмечается с 1 января.
1861г.-XIXв.
Кто помнит, что это за дата?
Ответ уч-ся: Отмена крепостного права в России.
2000г-XXв.
Чем знаменателен для вас ХХ в.?
Ответ уч-ся: В этом веке мы родились.
2001г.-XXIв.
Чем знаменателен для вас ХХI в.?
Ответ уч-ся: Мы сейчас живем в этом веке.
VII.Итог урока.
- Что взято за основу счета времени в солнечном и лунном календарях?
- Как следует называть дату события?
- Какие единицы исчисления используют историки?
- Что такое «лента времени»?
- Сколько лет, веков, тысячелетий длится наша эра?
Молодцы! Все вы очень хорошо работали на уроке!
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
Домашнее задание: учебник с.22-25; рабочая тетрадь №1 с.8-9 № 19,20.