Цели урока:
- Образовательная : выяснить политическую ситуацию в СССР накануне Второй мировой войны, показать причины, условия и значение заключения пакта Молотова-Риббентропа, выяснить роль Советского Союза и Германии в развязывании войны, создать условия для рассуждения о закономерностях, о роли субъективных и объективных факторов в истории;
- Развивающая: продолжить формировать умение анализировать исторические документы, развитие способностей обучающихся сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, аргументировано отстаивать свою точку зрения, умение организовывать свою работу в группе;
- Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, толерантности, неприятия к фашистской и нацистской идеологии, трудолюбие, определение личностного отношения к истории Великой Отечественной войны, добросовестное отношение к своей работе.
Тип урока: лабораторно-практическое занятие по изучению новой темы.
Вид урока: урок проходит в виде занятия в группах.
Основные понятия: секретные протоколы, Мюнхенское соглашение, “линия Маннергейма”, система коллективной безопасности.
Персоналии: И.В. Сталин, Г.К. Жуков, В.М. Молотов, И. Риббентроп, А.Гитлер, Н. Чемберлен, Э. Даладье.
Оборудование: учебник Н.В. Загладина “История Отечества XX-XXI в.в.”, портативный компьютер “ROVERBOOK”, мультимедийный проектор “Benq”, экран “ROVER”, документы, сводки, карты, схемы, интерактивная карта “Советско – финская война”, хроника Великой Отечественной войны: фильмы “Подписание пакта Молотова - Риббентропа” (1.09 мин.), “Гитлер во Франции”, “Сталин не верил в нападение Германии. Выступление И.В. Сталина” (1.59 мин.), листы для индивидуальной работы, раздаточный материал.
Ход урока: 1. Изучение нового материала.
Формирование групп. Класс делится на группы.
Вступительное слово учителя. Сегодня можно найти немало научных и научно-популярных книг о внешней политике СССР в 1939-1941 гг. Но в изучении предыстории Великой Отечественной войны все еще остается много нерешенных вопросов. Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Предположения эти значительно расходятся между собой и подчас взаимоисключают друг друга.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выясним, каким образом политика руководства СССР способствовала развязыванию войны, как наша страна готовилась к войне.
Работать мы с вами будем по группам, каждая из которых получает свое задание.
Работа групп в течение 10-12 минут. В процессе работы группам разрешается пользоваться рекомендуемой литературой, учебником, комплектом полученных документов. В результате работы группы должно получиться выступление по своей проблеме и составлен опорный конспект.
Задания для групп (высвечиваются на экране):
I) Создание системы коллективной безопасности. Поиск союзников (обучающиеся используют текст учебника с.202-205, документ с заданием. Приложение 1)
- Какова была главная цель советской внешней политики в 30-е г.г.?
- В чем суть предложенной СССР системы коллективной безопасности?
- Почему демократические державы Запада не поддержали СССР в его борьбе за создание системы коллективной безопасности? В чем причины неудач?
После выступления группы учитель просит сравнить предложения СССР и Великобритании о мерах, которые должны были предпринять договаривающиеся страны в случае немецкой агрессии.
- В чем вы видите принципиальное отличие позиции СССР от позиции его европейских партнеров по переговорам?
- Какую позицию занимала Польша? Как вы думаете, почему?
II) Мюнхенское соглашение, его последствия. Восточный вопрос СССР в 1939 г. (обучающиеся используют текст учебника с.205-208, документ с заданием. Приложение 2)
- Каково было содержание Мюнхенского соглашения?
- Каково было отношение СССР к результатам договора, заключенного в Мюнхене?
- Как решался восточный вопрос СССР в 1939 г.?
После выступления группы учитель просит ответить, можно ли сказать, что политическую ответственность за позорное Мюнхенское соглашение несут правительства Великобритании и Франции и их премьер-министры Невилл Чемберлен и Эдуард Даладье?
III) Советско-германские отношения накануне Великой Отечественной войны (обучающиеся используют текст учебника с.208-210, документ с заданием. Приложение 3)
- Можно ли считать, что со стороны СССР договор с Германией был вынужденной мерой?
- Почему Гитлер пошел на подписание договора с СССР?
- Какие выгоды получили Германия и СССР от заключения этого договора?
- В чем вы видите плюсы и минусы этого договора?
Перед выступлением группы, на экране транслируется фильм “Подписание пакта Молотова - Риббентропа” (1.09 мин.). После выступления группы учитель: Конечно, пакт от 23 августа 1939 г., особенно его секретная часть, – нечестный в своей основе и крайне некрасивый в своей политической сущности документ. Но в политике (и особенно внешней) далеко не всё бывает целесообразно с точки зрения морали человека. Вопрос: - Как вы считаете, был ли иной выход? Представьте: западные державы не хотят поддерживать предложения СССР, вместе с тем они толкают Гитлера на Восток. Война неизбежно предстоит, к ней надо готовиться, но её начало целесообразно оттянуть. Предложение Гитлера едва ли не единственный шанс на оттяжку. Нарастание угрозы новой мировой войны при явном желании западных держав вступить в сговор с агрессивными фашистскими государствами за счёт СССР и малых государств поставило советское руководство перед трудным и ответственным выбором: как защитить само существование СССР без надежды на коллективный отпор фашистским агрессорам?
IV) Советско-финская война: причины, ход, итоги. войны (обучающиеся используют текст учебника с.212-213, документ с заданием. Приложение 4).
- Почему началась советско-финская война 1939 – 1940 г.г.?
- Был ли Советский Союз готов к войне?
Работая в группе, обучающиеся заполняют таблицу. “Советско-финская война 1939 – 1940 гг.”
Повод для начала военных действий | Отказ Финляндии предоставить СССР в аренду (или обменять) часть своих территорий, отодвинуть границу от Ленинграда |
Направления главного удара | Линия Маннергейма на Карельском перешейке. Выборг. Район севернее Ладожского озера |
Причины неудач советских войск | Недооценка боеготовности финских войск. Отсутствие взаимодействия родов войск. Низкая эффективность артиллерии и танков. |
Реакция мирового сообщества на войну | Исключение СССР из Лиги Наций |
Итоги войны |
Подписание между СССР и Финляндией Московского договора (март 1940). Территориальные требования СССР были удовлетворены. Серьезные потери в Красной Армии |
После выступления группы учитель задает вопросы:
- Какие последствия имела советско-финская война для развития ситуации в Европе и для советско-германских отношений?
- Какие уроки извлечены из этой войны?
Учитель: В середине 30-х начале 40-х г.г. советское руководство направило свои усилия на создание коллективной безопасности в Европе. Вопреки серьезным усилиям дипломатии из-за недоверия партнеров успехи в решении этого вопроса не были достигнуты. Вместе с тем меры, предпринятые СССР, отодвинули начало войны, но не предотвратили ее. В результате нацистской дипломатии удалось создать военный блок, а СССР, как и другим европейским странам, пришлось проводить собственную политику умиротворения Германии (во многом не совпадающую с целями других держав), приняв участие в военных действиях против Польши и Финляндии.
Но Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 г. Накануне войны И.В. Сталин не верил, что армия Гитлера от Мурманска до Одессы подошла к границе. Это нельзя было скрыть. Были донесения Рихарда Зорге, послов, перебежчиков, но Сталин не верил никому.
На экране транслируется фильм “Сталин не верил в нападение Германии. Выступление И.В. Сталина” (1.59 мин.).
- Был ли готов СССР готов к войне? Готовность СССР к войне – это правда или миф? (вопрос на д/задание)
2. Проверка изученного материала. Проводится тест, обучающиеся отвечают на вопросы и проводят самоконтроль (тестовые задания и ответы транслируются на экране)
Тест. (Приложение 5)
3. Рефлексия (вопросы высвечивается на экране)
Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.
Как я усвоил материал?
Получил прочные знания, усвоил весь материал – 9 – 10 баллов.
Усвоил новый материал частично – 7 – 8 баллов.
Мало что понял, необходимо еще поработать – 4 – 6 баллов.
Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?
Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9 -10 баллов.
Допустил ошибки – 7 – 8 баллов.
Не справился – 4 - 6 баллов
Как работала подгруппа, учебная пара?
Дружно, совместно разбирали задания – 9 - 10 баллов.
Не все активно участвовали в обсуждении – 7 – 8 баллов
Работа была вялая, неинтересная, много ошибок – 4 – 6 баллов
Сформулируйте Ваше мнение об уроке, Ваши пожелания. Что понравилось?
4. Подведение итогов, Выставление оценок. Домашнее задание: конспект урока, вопрос: “Был ли готов СССР готов к войне? Готовность СССР к войне – это правда или миф?”, двум обучающимся приготовить сообщение на тему: “Советский разведчик Рихард Зорге”, “Героическая оборона Брестской крепости”.