Особенности сетевого взаимодействия программно-отраслевого профессионального колледжа

Разделы: Администрирование школы


Введение

Одной из целей приоритетного национального проекта «Образование» является развитие инновационных практик, выявление точек роста профшколы, стимулирование повышения качества профессионального образования.
В нашем колледже выбор инноваций преподавателями и мастерами производственного обучения осуществляется с учетом специфики преподаваемых дисциплин, а также профессии и специальности.
Технология индивидуализации находит широкое применение при проведении занятий по дисциплинам профессионального цикла, курсовом и дипломном проектировании, прохождении производственной, технологической и преддипломной практик.

Основная часть

Среди перспективных инновационных технологий следует выделить технологию проблемно-модульного и модульно-рейтингового обучения. Следует заметить, что эти технологии обучения предполагают серьезную подготовку преподавателей к занятиям, точнее сказать, творческую работу по разработке указанных молдулей по специальным дисциплинам.
Сегодня учащиеся и студенты совершенно другие, чем 10 – 15 лет назад, и роль преподавателя должна стать другой. Возникает необходимость перехода от учения как процесса запоминания к учению как процессу умственного развития. Происходит коренное изменение роли педагога. Главной его компетенцией становится  роль помощника, консультанта. В информационном сообществе, в котором мы сейчас находимся, актуальным становится девиз: «Учить оптимальному выбору индивидуальной образовательной траектории».

Заместитель директора НИИРПО г. Москвы доктор педагогических наук, профессор А.Т. Глазунов на научно-практической конференции Департамента образования города Москвы «Пути оптимизации сети профессиональных колледжей города Москвы», состоявшейся 29 октября 2008 года отметил, что в период развивающегося экономического кризиса в России следует подумать об укреплении материально-технической базы профессионального образования и быстрейшего создания и оснащения Ресурсных центров профессионального образования.

Наш колледж организован по программно-отраслевому принципу, где реализуются программы профессионального образования различных уровней, различных профессий и специальностей, обеспечивающим потребности в основном одной отрасли производства: транспортного строительства.
Как нам представляется, Ресурсный центр по строительным профессиям и специальностям должен ускоренно развиваться на базе Строительного колледжа №12 города Москвы,  который имеет соответствующие помещения, оснащен в последнее время материально-технической базой строительного производства нового поколения. Сетевое взаимодействие Ресурсного центра будет развиваться с общеобразовательными школами, соответствующими колледжами(в том числе и нашим), социальными партнерами.

Анализ складывающейся ситуации в сфере организации профессионального образования в городе Москве (индивидуализация, дифференцированный подход, профильность в обучении, экономический кризис и т.д.) дает основание предположить, что в ближайшем будущем профессиональное образование населения будет осуществляться в виде сетевой организации. Необходимо построить модели сетевого профессионального образования на региональном уровне, так как изменения образовательной действительности, обусловленные указанными процессами, влекут за собой изменения в инфраструктурном обустройстве сетевого образовательного пространства.

В модели сетевого взаимодействия реализуются дидактические принципы: безотлагательной и непрерывной передачи содержания образования, разнообразия тем образовательных модулей и блоков, всеобщего сотрудничества и взаимопомощи субъектов.

Данные принципы определяются исходя из понимания сущности и характерных черт профессионального образования 21 века. Сетевое взаимодействие предполагает децентрализацию управления, в сетевом образовательном пространстве отсутствует единый орган управления, где принимаются все решения и за всех. Управление при этом осуществляется всеми участниками посредством определенных инфраструктур, служб (отделениями по профессиям и специальностям и др. формами). Подобное реальное моделирование усиливает личную инициативу участника, возможности его управляющего воздействия на систему в своих интересах. Личная инициатива проявляется в собственных действиях по поводу собственного образования для собственного дела.

Известно, что колледжи и Ресурсный центр выстраивают сетевое взаимодействие с общеобразовательными школами, колледжами, социальными партнерами на основании образовательных программ и профессиональных стандартов.
Реализация данных образовательных программ и профессиональных стандартов предполагает относительную самостоятельность обучающихся, готовых продолжительное время  проходить обучение конкретно по ним.
Поэтому образовательные программы и профессиональные стандарты должны нормировать в качестве содержания образования – деятельность, являющуюся ядром каждой программы и профессионального стандарта.